Отождествление с центром я
К этому упражнению переходят только после успешного выполнения предыдущих: разотождествления себя с элементами личности (телом, эмоциями, интеллектом и т.п.), с субличностями, с ролями.
Осознав такое разотождествление, клиент должен осознать сущность своего истинного Я как центра чистого самосознания и воли. Должен поверить в его стабильность и силу.
Он говорит (внушает) себе: «Из этого центра я могу трезво наблюдать и контролировать мое тело, эмоции, интеллект, направляя и изменяя их активность по моей воле».
Путем постоянных подсобных упражнений по разотождествле-нию себя с различными элементами процесс обретения чистого Я становится все более послушным и быстрым, сокращая подготовительные стадии.
Это упражнение помогает быстро разотождествляться даже с сильно мешающей эмоцией, как бы отстраняя ее от себя, позволяя взглянуть на нее более холодно, со стороны.
Формирование нужного качества
Обычно это упражнение используется для формирования спокойствия, однако может применяться и для развития других качеств, потребностей, манеры поведения.
Для формирования спокойствия рекомендуется сесть комфортно, максимально расслабиться.
Это упражнение быстрее и эффективнее получается у тех, кто овладел аутотренингом и другими процедурами психомышечной саморегуляции. Здесь включается и процедура успокоительного дыхания, и элементы имаготерапии, то есть представление своего максимально спокойного образа в приятной и спокойной обстановке.
Когда вы научитесь достаточно быстро и четко вызывать в своем воображении образ «спокойного и уверенного себя самого», постарайтесь вспомнить человека или обстоятельства, выводящие вас из спокойного состояния, но на этот раз попытайтесь остаться максимально спокойным. Вызывайте в своей памяти эти и другие беспокоящие вас объекты, тренируя свою «непробиваемость», постепенное снижение тревожности и других мешающих вам эмоций. Это близко к бихевиористскому приему систематической десенсибилизации - притупления чувствительности (см. бихевиористская терапия).
Задание
Придумайте по аналогии сами несколько упражнений на формирование других нужных качеств.
Все свои успехи и трудности постоянно анализируйте в рабочей тетради и периодически обсуждайте с психотерапевтом.
- Часть 1 (начало)
- Неврозы и фрустрация как объекты работы психотерапевта
- Психоаналитическое направление
- Психоанализ з.Фрейда
- Агрессия
- Репрессия
- Эскапизм
- Регрессия
- Рационализация
- Сублимация
- Проекция
- Аналитическая психология к. Юнга
- Индивидуальная психология а. Адлера
- Психосинтез р. Ассаджиоли
- Глубинное постижение личности
- Работа с субличностями
- Выбор идеальной модели своего желаемого я
- Конструктивное использование всех энергетических ресурсов
- Дополнение или развитие недостающих или «недоразвитых» элементов личности
- Гармонизация структуры личности
- Рабочая тетрадь
- Ваши возможности
- Разотождествление
- Субличности
- Восхождение. В саду
- Я не роль
- Отождествление с центром я
- Формирование идеальной личности
- Самоанализ к. Хорни
- Поведенческая (бихевиористская) психотерапия
- Разговор
- Релаксация (расслабление)
- Репетиция
- Телесная психотерапия
- Область шеи
- Область груди
- Область диафрагмы
- Область живота
- Область таза
- Первичная терапия Артура Янова
- Терапия, ориентированная на чувственное осознание
- Гештальттерапия
- Расширение сознания
- Горячий стул
- Здесь и теперь
- Две роли
- Гештальтэксперимент
- Сейчас я осознаю...