Анализ категории “отношения”
Для обозначения системы отношений используют различные понятия: “социальные отношения”, “общественные отношения”, “человеческие отношения” и т.д. В одном случае они употребляются как синонимы, в другом - резко противопоставляются друг другу. На самом деле, несмотря на смысловую близость, данные понятия различаются между собой.
Социальные отношения - это отношения между социальными группами или их членами. Несколько иной пласт отношений характеризует понятие “общественные отношения”, под которыми понимают многообразные связи, возникающие между названными общностями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
Отношения классифицируют по следующим основаниям:
- с точки зрения владения и распоряжения собственностью (классовые, сословные);
- по объему власти (отношения по вертикали и по горизонтали);
- по сферам проявления (правовые, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, массовые, межличностные);
- с позиции регламентированности (официальные, неофициальные);
-исходя из внутренней социально-психологической структуры (коммуникативные, когнитивные, конативные и пр.).
Кроме понятия “общественные отношения”, в науке широко используется и понятие “человеческие отношения”. Оно, как правило, применяется для обозначения всевозможных субъективных проявлений человека в процессе его взаимодействия с различными объектами внешнего мира, не исключая и отношение к самому себе. Человеческие отношения выражаются в виде производственных, экономических, правовых, нравственных, политических, религиозных, этнических, эстетических и т.д.
Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.). Это множество предопределяется разнообразием функционально-производственных связей человека, которые задаются нормативами профессионально-трудовой деятельности и в то же время возникают стихийно по мере необходимости решения новых проблем.
Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях - продавца и покупателя. Экономические отношения вплетены в производственные через рынок труда (рабочей силы) и создание потребительских товаров. В этом контексте человеку свойственны роли хозяина и владельца средств производства и произведенной продукции, а также роль рабочей силы, которую нанимают.
Экономические отношения бывают планово-распределительными и рыночными. Первые возникают в результате чрезмерного вмешательства государства в экономику. Вторые образуются за счет либерализации, свободы экономических отношений. Однако степень их свободы бывает разной - от полной до частично регулируемой. Основной признак нормальных экономических отношений - саморегулируемость за счет конкуренции, соотношения спроса и предложения. Но это не значит, что государство вообще устраняется от контроля за экономическими отношениями. Оно взимает налоги, контролирует источники доходов и пр.
Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений. В конечном счете правовые отношения обеспечивают или не обеспечивают эффективное выполнение роли социально активного человека. Законодательное несовершенство компенсируется неписаными правилами поведения человека в реальных сообществах людей. Эти правила несут на себе огромную нравственную нагрузку.
Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения на уровне бытующих межличностных отношений, вторая проистекает из нравственного самосознания конкретной общности людей. В проявлении нравственных отношений много культурно-исторических условностей, идущих от образа жизни общества.
- Федеральное агентство по образованию
- «Санкт-Петербургский промышленно-экономический колледж» Филиал в г. Кириши
- Методические указания
- Тема 2.Понятие личности Тема 3. Механизмы и институты социализации
- Тема10. Социально-прихологические исследования малых групп
- Примерное содержание дисциплины
- Социальная психология как область науки
- Предмет социальной психологии и ее теории
- Связь социальной психологии с другими науками
- Методология и методы социальной психологии
- Тема 2. Понятие личности
- Соотношение понятий “индивид”, “человек”, “личность”
- Социально-психологические теории личности
- Понятие социальной роли
- Формирование самосознания личности
- Тема3. Механизмы и институты социализации
- Понятие социализации
- Механизмы и институты социализации
- Стадии социализации
- Соотношение понятий “асоциализация”, “отставание в социализации”, “десоциализация”, “ресоциализация”
- Тема 4. Механизмы социальной регуляции поведения личности
- Анализ категории “отношения”
- Понятие социальной установки
- Мотивы социального поведения
- Тема 5. Психология межличностных отношений
- Понятие межличностных отношений
- Теории межличностного взаимодействия
- Тема 6. Психология общения
- Социально-психологическая сущность общения. Его функции
- Виды и средства общения
- Аспекты общения
- Деловое общение и социально-психологический тренинг
- Тема 7. Социальная психология групп
- Понятие группы в социальной психологии
- Классификация групп
- Особенности формирования группы
- Лидерство и руководство группой
- Тема 8. Групповые феномены
- Феномен конформности
- Влияние группового меньшинства
- Различные виды групповых феноменов
- Тема 9. Проблема конфликта в социальной психологии
- Понятие конфликта
- Различают следующие виды конфликтов:
- Структура конфликта
- Функции и динамика конфликта
- Урегулирование конфликтных ситуаций
- Тема10. Социально-прихологические исследования малых групп
- Понятие социометрии
- Социометрические критерии
- Составление социометрического теста
- Математическая обработка данных социометрических измерений
- Матрица
- Тема 11. Проблемы прикладной социальной психологии
- Прикладная социальная психология как составная часть социальной психологии
- Социальный психолог как субъект социально-психологического исследования
- Тема12. Социально-психологического исследования, основные направления и области
- 1.Виды прикладного социально-психологического исследования
- 2.Сферы применения прикладной социальной психологии
- Политическая реклама
- Прикладная социальная психология в сфере экономики
- Прикладная социальная психология в образовании
- Прикладная социальная психология в здравоохранении
- Экстремальная прикладная социальная психология
- Список используемой литературы
- Столяренко л. Д. Психология делового общения Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005