Соотношение понятий “асоциализация”, “отставание в социализации”, “десоциализация”, “ресоциализация”
Термин “асоциализация” означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролевых установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят; к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.
Наряду с понятием “асоциализация” личности широко используется термин “социальная дезадаптация”. Говоря об асоциализации, нельзя не упомянуть еще о двух, связанных с данной проблемой терминах: “десоциализация” и “отставание в социализации”. Первый означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийно или целенаправленное) отрицательной микросреды - дворовой компании сверстников, преступной группы и т.п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивны норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Таким образов термин “десоциализация” близок по содержанию понятию “асоциализация”, однако отражает несколько иную грань этого процесса в общественном контексте.
Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации. Этот термин кажется далеким по смыслу от понятия “асоциализации”, но тем не менее он связан с ним следующим образом. Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может со временем привести (и часто приводит) к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению такой отставшей в социализации личности воле других антиобщественных элементов.
Асоциализация личности происходит в те же хронологически периоды (детство, отрочество, юность), что и социализация, в то время как десоциализация может осуществляться и в зрелом возрасте. Правда, в этом случае речь чаще идет о частичной десоциализации, когда личность порывает одну или несколько положительных связей с обществом, государством, другие же остаются позитивными. Например, человек зрелого возраста, вставший на путь хищения государственной собственности под влиянием группы скрытых преступников, одновременно может оставаться хорошим отцом семейства, быть культурным, вежливым, нормально выполнять все другие социальные роли.
В отношении личности, вставшей на криминальный путь поведения, общество в лице институтов социализации, органов социального контроля осуществляет ресоциализацию, т. е. процесс социального восстановления личности, усвоение ею повторно (в случае десоциализации) или впервые (в случае асоциализации или отставания в социализации) позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения. Приставка “ре” в понятии “ресоциализация” означает демонтаж, разрушение усвоенных личностью в процессе асоциализации (десоциализации) негативных, антиобщественных норм и ценностей и привитие ей позитивных норм и ценностей, одобряемых обществом.
Термин “ресоциализация” достаточно широко используется представителями не только социологии и социальной психологии, но и педагогами, юристами. Так, некоторые педагоги считают, что “перевоспитание осужденных направлено на их ресоциализацию и возвращение к честной трудовой жизни на свободе” (т. е. в данном случае ресоциализация рассматривается как результат процесса перевоспитания). Юристы также используют этот термин, в частности, при исследовании вопросов уголовно-исполнительной политики применительно к молодежи, отмечая большую способность к ресоциализации субъекта молодого возраста по сравнению со взрослым (здесь ресоциализация рассматривается не только как результат, но и как процесс). Общество, социальные институты, занятые социализацией и социальным контролем, могут зафиксировать вступление личности на асоциальный путь и принять соответствующие ресоциализирующие меры. При этом задействуются те же социальные институты, которые осуществляют процесс социализации, - семья, школа, трудовые, воинские, учебные коллективы, общественные организации, профилактические структуры правоохранительных органов.
- Федеральное агентство по образованию
- «Санкт-Петербургский промышленно-экономический колледж» Филиал в г. Кириши
- Методические указания
- Тема 2.Понятие личности Тема 3. Механизмы и институты социализации
- Тема10. Социально-прихологические исследования малых групп
- Примерное содержание дисциплины
- Социальная психология как область науки
- Предмет социальной психологии и ее теории
- Связь социальной психологии с другими науками
- Методология и методы социальной психологии
- Тема 2. Понятие личности
- Соотношение понятий “индивид”, “человек”, “личность”
- Социально-психологические теории личности
- Понятие социальной роли
- Формирование самосознания личности
- Тема3. Механизмы и институты социализации
- Понятие социализации
- Механизмы и институты социализации
- Стадии социализации
- Соотношение понятий “асоциализация”, “отставание в социализации”, “десоциализация”, “ресоциализация”
- Тема 4. Механизмы социальной регуляции поведения личности
- Анализ категории “отношения”
- Понятие социальной установки
- Мотивы социального поведения
- Тема 5. Психология межличностных отношений
- Понятие межличностных отношений
- Теории межличностного взаимодействия
- Тема 6. Психология общения
- Социально-психологическая сущность общения. Его функции
- Виды и средства общения
- Аспекты общения
- Деловое общение и социально-психологический тренинг
- Тема 7. Социальная психология групп
- Понятие группы в социальной психологии
- Классификация групп
- Особенности формирования группы
- Лидерство и руководство группой
- Тема 8. Групповые феномены
- Феномен конформности
- Влияние группового меньшинства
- Различные виды групповых феноменов
- Тема 9. Проблема конфликта в социальной психологии
- Понятие конфликта
- Различают следующие виды конфликтов:
- Структура конфликта
- Функции и динамика конфликта
- Урегулирование конфликтных ситуаций
- Тема10. Социально-прихологические исследования малых групп
- Понятие социометрии
- Социометрические критерии
- Составление социометрического теста
- Математическая обработка данных социометрических измерений
- Матрица
- Тема 11. Проблемы прикладной социальной психологии
- Прикладная социальная психология как составная часть социальной психологии
- Социальный психолог как субъект социально-психологического исследования
- Тема12. Социально-психологического исследования, основные направления и области
- 1.Виды прикладного социально-психологического исследования
- 2.Сферы применения прикладной социальной психологии
- Политическая реклама
- Прикладная социальная психология в сфере экономики
- Прикладная социальная психология в образовании
- Прикладная социальная психология в здравоохранении
- Экстремальная прикладная социальная психология
- Список используемой литературы
- Столяренко л. Д. Психология делового общения Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005