logo
Методичка

Особенности формирования группы

При исследовании процесса образования малых групп вни­мание акцентируется на психологических механизмах, которые делают группу группой

Феномен группового давления (феномен конформизма) связан с принятием уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом, с "подключением" индивида к группе и “подчинением” его группе.

Второй стороной проблемы формирования малой группы яв­ляется развитие групповой сплоченности.

Еще один критерии, который может быть положен в основу вычленения структуры группы, - позиция социальной власти, отражающая вертикальное взаиморасположение индивидов в зависимости от их способности оказывать влияние в группе.

Можно выделить пять типов социальной власти: 1) вознаграждающая; 2) принуждающая; 3) легитимная (т.е. основанная на соглашении о том, что один член группы имеет право определить поведение другого); 4) референтная (связанная с принятием власти другого за счет эмоционального предпочтения, симпатии к нему); 5) экспертная (базирующаяся на признании превосходства одного лица в какой-либо сфере). Такое разделение, с одной стороны, подчеркивает раз­ные каналы воздействия на человека, но с другой - показывает и условия этого деления, а также то, что реально управление группой осуществляется, как правило, одновременно по разным каналам.

Другая существенная характеристика жизни сложившейся ма­лой группы - поведение, связанное с реализацией групповых норм. Дело в том, что групповая норма, которая является неким стандартом поведе­ния в малой группе, регулятором развертывающихся в ней отно­шений, причисляется к элементам групповой структуры, так как тесно связана с ними (например, со статусом, ролью).

Основные ха­рактеристики групповой нормы.

  1. норма - это продукт социального взаимодействия. возникающий в процессе жизнедеятельности группы, может быть задана и более широким социальным окружением, частью которого является группа..

  2. нормы не устанавливаются для каждой групповой ситуации, они формируются лишь в зависимости от действии и ситуаций, значимых для большинства группы.

  3. норма может предписывать модели поведения в ситуации в целом, а может определить реализацию той или иной роли в конкретной обстановке, в которой оказывается носитель данной роли.

  4. нормы различаются по степени принятия их группой. Одни нормы одобряются почти всеми ее членами, другие поддерживаются незначительным меньшинством.

  5. нормы различаются по степени и широте допускаемой ими девиантности и соответствующему диапазону применяемых санкций.