logo
Методичка

Прикладная социальная психология в здравоохранении

Роль социально-психологических аспектов в работе врача осознавалась еще на заре развития медицины. Со времен расцвета персидской медицины (ХI-ХII вв. до н.э.) сохранилось описание эталонных качеств личности врача. По указаниям персов, врач должен не только глубоко изучать медицину, но и вырабатывать в себе умение “выслушивать больного спокойно, болезнь его распо­знавать тщательно и старательно, а лечить добросовестно. При встрече с больным врач обязан пользоваться мягкой речью, быть на протяжении всей встречи внимательным, сердечно и дружест­венно настроенным”.

Медицинские школы Персии выпускали врачей трех профилей: исцелители святостью, исцелители законом, исцелители ножом. Наиболее высокой подготовкой славились первые. Их обязанно­стью было врачевание в широком смысле слова, тонкое, мудрое, разумное использование в этом процессе высших душевных ка­честв врача.

Реальные социально-психологические исследования медицин­ской практики и здравоохранения берут свое начало в трудах уче­ных первой половины нашего столетия. Наиболее ярко они пред­ставлены в психосоматической медицине (теория символического языка органов; теория специфического эмоционального конфлик­та; теория профиля личности), а также в психотерапии. В совре­менной медицине существуют четыре модели психотерапии, обус­ловленные разнообразными социокультурными факторами: пси­хотерапия как метод лечения, влияющий на состояние и функцио­нирование организма в сфере психических и соматических функ­ций (медицинская модель); психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения (психологическая модель); психо­терапия как метод манипулирования, служащий целям общест­венного контроля (социологическая модель); психотерапия как комплекс явлений, происходящих между людьми (философская модель).

В настоящее время наиболее актуальными представляются два основных направления:

- социально-психологические стороны лечебного процесса;

Социально-психологический подход к анализу лечебного процесса включает в первую очередь изучение личности больного. Эта проблематика наиболее широко представлена в отечественной и зарубежной социально-психологической литературе (А. А. Квасенко, Ю.Г. Зубарев, В.А. Ташлыков, В.В. Николаева).

Другим важным направлением социально-психологического подхода к лечебному процессу является изучение процесса взаимо­действия врача и больного. Приоритет в этой области принадле­жит зарубежным социальным психологам и психотерапевтам. Так, Р. Леи выдвинул на первый план информационное общение врача и больного, успешность которого зависит от правильного понимания пациентом сообщаемых ему сведений. Исследования показали, что врачу нужно избегать методов “чрезмерного выпытывания”, “допроса” больного. Настойчивость врача приводит к тактике “внушаемых ответов” пациента, при которой остаются невыясненными существенные для пациента области пережива­ний. Анализируя эмоциональный аспект беседы с пациентом, мно­гие авторы указывают важность полного эмоционального приня­тия, “акцептации” больного. Релаксирующий стиль беседы особен­но полезен для эмоционально напряженных пациентов, охваченных страхом и тревогой.

Среди отечественных исследований можно отметить работы В.А. Ташлыкова, Л.П. Урванцева, Н.А. Магазаника, М.Э. Телешевской. Полученные В.А. Ташлыковым данные об особенностях восприятия в процессе лечения врачом и боль­ным друг друга позволили выделить три основных типа эмоцио­нально-ролевого взаимодействия: руководство, партнерство, руко­водство-партнерство. Каждая из форм контакта имеет свои пре­имущества в зависимости от лечебной мотивации и активности больного. В зависимости от степени конгруэнтности эмоциональ­но-ролевого поведения врача и больного, а также взаимной оцен­ки ими этого поведения были определены варианты контакта: конгруэнтный, неустойчиво конгруэнтный, неконгруэнтный. Ис­следования эталонов врача в представлении врачей и больных свидетельствуют о значительном расхождении эталонного образа, что, несомненно, сказывается на эффективности общения. По на­шим данным (Н.В. Яковлева, Л.П. Урванцев), самыми значимы­ми характеристиками образа идеального врача у пациентов яв­ляются эмоционально-эмпатические; у врачей - саморегуляци­онные.

В настоящее время опубликованы результаты ряда исследова­ний, посвященных изучению отношения медицинского персонала к организационным нововведениям: территориальным медицин­ским объединениям, внедрению хозрасчетных отношении, бюджетно-страховой медицины (Р.Л. Цванг, В.З. Кучеренко, Н.В. Яковлева, О.Е. Коновалов). Анализируется социально-психологическая структура медицинского персонала по отношению к нововведени­ям. Описываются группы “оптимистов”, “пессимистов”, “болота”, рассматриваются социально-психологические детерминанты инерт­ного и активного поведения членов медицинских коллективов в условиях реорганизации управленческой структуры.

Довольно сложные социально-психологические проблемы воз­никают в связи с введением платной медицины и страхового меди­цинского полиса. С одной стороны, появляются привилегирован­ные медицинские учреждения, которые могут оказать услуги на очень высоком уровне, с другой - больницы и поликлиники, кото­рым не под силу элементарные услуги. Страховой медицинский полис не гарантирует во многих случаях получение медицинской помощи. Отсюда возникают изменения в личности пациента из числа малообеспеченных: появляются страх, неуверенность и т. п. С введением должности социального работника в системе здраво­охранения возникла проблема его взаимодействия с врачом при оказании медико-социальной помощи, проведения реабилитационной работы, групповой психотерапии и т.д.

Подводя итоги, можно отметить, что деятельность социальных психологов в области здравоохранения в нашей стране только на­чинает разворачиваться. Внедрение социальной психологии в прак­тику здравоохранения идет по двум основным направлениям. Во-первых, путем создания социально-психологических служб при об­ластных больницах и профильных диспансерах; во-вторых, путем расширения должно­стных обязанностей психологов, работающих в системе здраво­охранения. Психологические исследования постепенно перестают восприниматься как нечто уникальное, а психологи становятся равноправными коллегами врачей, оказывающими действенную помощь в их нелегком и благородном деле.