Прикладная социальная психология в здравоохранении
Роль социально-психологических аспектов в работе врача осознавалась еще на заре развития медицины. Со времен расцвета персидской медицины (ХI-ХII вв. до н.э.) сохранилось описание эталонных качеств личности врача. По указаниям персов, врач должен не только глубоко изучать медицину, но и вырабатывать в себе умение “выслушивать больного спокойно, болезнь его распознавать тщательно и старательно, а лечить добросовестно. При встрече с больным врач обязан пользоваться мягкой речью, быть на протяжении всей встречи внимательным, сердечно и дружественно настроенным”.
Медицинские школы Персии выпускали врачей трех профилей: исцелители святостью, исцелители законом, исцелители ножом. Наиболее высокой подготовкой славились первые. Их обязанностью было врачевание в широком смысле слова, тонкое, мудрое, разумное использование в этом процессе высших душевных качеств врача.
Реальные социально-психологические исследования медицинской практики и здравоохранения берут свое начало в трудах ученых первой половины нашего столетия. Наиболее ярко они представлены в психосоматической медицине (теория символического языка органов; теория специфического эмоционального конфликта; теория профиля личности), а также в психотерапии. В современной медицине существуют четыре модели психотерапии, обусловленные разнообразными социокультурными факторами: психотерапия как метод лечения, влияющий на состояние и функционирование организма в сфере психических и соматических функций (медицинская модель); психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения (психологическая модель); психотерапия как метод манипулирования, служащий целям общественного контроля (социологическая модель); психотерапия как комплекс явлений, происходящих между людьми (философская модель).
В настоящее время наиболее актуальными представляются два основных направления:
- социально-психологические стороны лечебного процесса;
-
социально-психологические стороны организации здравоохранения.
Социально-психологический подход к анализу лечебного процесса включает в первую очередь изучение личности больного. Эта проблематика наиболее широко представлена в отечественной и зарубежной социально-психологической литературе (А. А. Квасенко, Ю.Г. Зубарев, В.А. Ташлыков, В.В. Николаева).
Другим важным направлением социально-психологического подхода к лечебному процессу является изучение процесса взаимодействия врача и больного. Приоритет в этой области принадлежит зарубежным социальным психологам и психотерапевтам. Так, Р. Леи выдвинул на первый план информационное общение врача и больного, успешность которого зависит от правильного понимания пациентом сообщаемых ему сведений. Исследования показали, что врачу нужно избегать методов “чрезмерного выпытывания”, “допроса” больного. Настойчивость врача приводит к тактике “внушаемых ответов” пациента, при которой остаются невыясненными существенные для пациента области переживаний. Анализируя эмоциональный аспект беседы с пациентом, многие авторы указывают важность полного эмоционального принятия, “акцептации” больного. Релаксирующий стиль беседы особенно полезен для эмоционально напряженных пациентов, охваченных страхом и тревогой.
Среди отечественных исследований можно отметить работы В.А. Ташлыкова, Л.П. Урванцева, Н.А. Магазаника, М.Э. Телешевской. Полученные В.А. Ташлыковым данные об особенностях восприятия в процессе лечения врачом и больным друг друга позволили выделить три основных типа эмоционально-ролевого взаимодействия: руководство, партнерство, руководство-партнерство. Каждая из форм контакта имеет свои преимущества в зависимости от лечебной мотивации и активности больного. В зависимости от степени конгруэнтности эмоционально-ролевого поведения врача и больного, а также взаимной оценки ими этого поведения были определены варианты контакта: конгруэнтный, неустойчиво конгруэнтный, неконгруэнтный. Исследования эталонов врача в представлении врачей и больных свидетельствуют о значительном расхождении эталонного образа, что, несомненно, сказывается на эффективности общения. По нашим данным (Н.В. Яковлева, Л.П. Урванцев), самыми значимыми характеристиками образа идеального врача у пациентов являются эмоционально-эмпатические; у врачей - саморегуляционные.
В настоящее время опубликованы результаты ряда исследований, посвященных изучению отношения медицинского персонала к организационным нововведениям: территориальным медицинским объединениям, внедрению хозрасчетных отношении, бюджетно-страховой медицины (Р.Л. Цванг, В.З. Кучеренко, Н.В. Яковлева, О.Е. Коновалов). Анализируется социально-психологическая структура медицинского персонала по отношению к нововведениям. Описываются группы “оптимистов”, “пессимистов”, “болота”, рассматриваются социально-психологические детерминанты инертного и активного поведения членов медицинских коллективов в условиях реорганизации управленческой структуры.
Довольно сложные социально-психологические проблемы возникают в связи с введением платной медицины и страхового медицинского полиса. С одной стороны, появляются привилегированные медицинские учреждения, которые могут оказать услуги на очень высоком уровне, с другой - больницы и поликлиники, которым не под силу элементарные услуги. Страховой медицинский полис не гарантирует во многих случаях получение медицинской помощи. Отсюда возникают изменения в личности пациента из числа малообеспеченных: появляются страх, неуверенность и т. п. С введением должности социального работника в системе здравоохранения возникла проблема его взаимодействия с врачом при оказании медико-социальной помощи, проведения реабилитационной работы, групповой психотерапии и т.д.
Подводя итоги, можно отметить, что деятельность социальных психологов в области здравоохранения в нашей стране только начинает разворачиваться. Внедрение социальной психологии в практику здравоохранения идет по двум основным направлениям. Во-первых, путем создания социально-психологических служб при областных больницах и профильных диспансерах; во-вторых, путем расширения должностных обязанностей психологов, работающих в системе здравоохранения. Психологические исследования постепенно перестают восприниматься как нечто уникальное, а психологи становятся равноправными коллегами врачей, оказывающими действенную помощь в их нелегком и благородном деле.
- Федеральное агентство по образованию
- «Санкт-Петербургский промышленно-экономический колледж» Филиал в г. Кириши
- Методические указания
- Тема 2.Понятие личности Тема 3. Механизмы и институты социализации
- Тема10. Социально-прихологические исследования малых групп
- Примерное содержание дисциплины
- Социальная психология как область науки
- Предмет социальной психологии и ее теории
- Связь социальной психологии с другими науками
- Методология и методы социальной психологии
- Тема 2. Понятие личности
- Соотношение понятий “индивид”, “человек”, “личность”
- Социально-психологические теории личности
- Понятие социальной роли
- Формирование самосознания личности
- Тема3. Механизмы и институты социализации
- Понятие социализации
- Механизмы и институты социализации
- Стадии социализации
- Соотношение понятий “асоциализация”, “отставание в социализации”, “десоциализация”, “ресоциализация”
- Тема 4. Механизмы социальной регуляции поведения личности
- Анализ категории “отношения”
- Понятие социальной установки
- Мотивы социального поведения
- Тема 5. Психология межличностных отношений
- Понятие межличностных отношений
- Теории межличностного взаимодействия
- Тема 6. Психология общения
- Социально-психологическая сущность общения. Его функции
- Виды и средства общения
- Аспекты общения
- Деловое общение и социально-психологический тренинг
- Тема 7. Социальная психология групп
- Понятие группы в социальной психологии
- Классификация групп
- Особенности формирования группы
- Лидерство и руководство группой
- Тема 8. Групповые феномены
- Феномен конформности
- Влияние группового меньшинства
- Различные виды групповых феноменов
- Тема 9. Проблема конфликта в социальной психологии
- Понятие конфликта
- Различают следующие виды конфликтов:
- Структура конфликта
- Функции и динамика конфликта
- Урегулирование конфликтных ситуаций
- Тема10. Социально-прихологические исследования малых групп
- Понятие социометрии
- Социометрические критерии
- Составление социометрического теста
- Математическая обработка данных социометрических измерений
- Матрица
- Тема 11. Проблемы прикладной социальной психологии
- Прикладная социальная психология как составная часть социальной психологии
- Социальный психолог как субъект социально-психологического исследования
- Тема12. Социально-психологического исследования, основные направления и области
- 1.Виды прикладного социально-психологического исследования
- 2.Сферы применения прикладной социальной психологии
- Политическая реклама
- Прикладная социальная психология в сфере экономики
- Прикладная социальная психология в образовании
- Прикладная социальная психология в здравоохранении
- Экстремальная прикладная социальная психология
- Список используемой литературы
- Столяренко л. Д. Психология делового общения Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005