Теории межличностного взаимодействия
К теориям межличностного взаимодействия относятся: бихевиоризм, теория обмена (справедливости), символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория, теория игр и др. Рассмотрим их.
Бихевиоризм (дословный перевод термина — наука о поведении) имеет в своей основе экспериментальное изучение животных. Его родоначальниками считаются Э. Трондайк, Дж. Уотсон, сильное влияние на которых оказали труды известных русских ученых И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Бихевиоризм отказывается от непосредственного изучения сознания. Его представители изучают человеческое поведение по схеме "стимул-реакция". На первый план, таким образом, выдвигаются внешние факторы. Если их воздействие совпадает с врожденными рефлексами физиологического характера, наступает закрепление данной поведенческой реакции. Отсюда следует, что манипулируя внешними раздражителями, можно добиться любых нужных форм социального поведения человека. В рамках такого подхода игнорировались не только врожденные задатки, но и уникальный жизненный опыт личности, ее установки, убеждения. Вместе с тем, бихевиоризм оказал существенное влияние на социальную психологию.
Развитием бихевиоризма является необихевиоризм, который представляют Б.Скиннер, Н.Миллер, Д.Доллард, Дж.Хоманс. Традиционная схема "стимул-реакция" здесь усложняется введением промежуточных переменных.
С точки зрения социальной психологии наибольший интерес представляет теория обмена Дж.Хоманса, согласно которой люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать взаимодействие с другими людьми устойчивым и приятным. Поведение человека во время контакта с другими людьми (т.е. взаимодействие) определяется тем, вознаграждались ли и как именно его поступки в прошлом. Эта теория опирается на следующие принципы:
• чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;
• если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать их:
• если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;
• когда потребности человека близки к насыщению, он прилагает меньшие усилия для их удовлетворения.
Хоманс рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.
С теорией обмена перекликается и развивает ее так называемая теория справедливости, которую представляют, в частности, Р.Хьюсман, Дж.Хэтфилд. В анализе взаимодействия людей они исходят из следующих аксиом:
1. Люди оценивают свои взаимоотношения путем сравнения того, что они вкладывают, и того, что получают взамен. В результате оценки может быть одна из трех ситуаций:
а) они приходят к выводу, что их недооценивают, т.е. они вкладывают больше, чем получают;
б) они ощущают, что их переоценивают — получают больше, чем вкладывают;
в) вклад оказывается равным отдаче — в этом случае взаимодействие оценивается как справедливое.
2. Неэквивалентность вклада и отдачи приводит к возникновению беспокойства, переживаний. Переоценка вызывает чувство вины, недооценка заставляет людей испытывать обиду. Люди, которые считают себя недооцененными, значительно меньше удовлетворены работой.
3. Люди, неудовлетворенные своими взаимоотношениями из-за низкой отдачи, стремятся восстановить справедливость:
а) путем уменьшения своего вклада:
- опаздывая на работу;
- сокращая объем выполняемой работы;
- уклоняясь от выполнения работы;
- "имитируя" деятельность;
б) добиваясь большей отдачи:
- требуя увеличения зарплаты, премий;
- требуя продвижения по службе;
- улучшением условий труда;
в) прекращая взаимоотношения (увольнение).
Вместе с тем, не все люди одинаково относятся к разнице вклада и отдачи. Здесь выделяются следующие группы людей:
1) альтруисты — хотят вкладывать больше, чем получать;
2) чувствительные к справедливости — стремятся к равновесию;
3) эгоисты — хотят получать больше, чем вкладывать.
Субъективный характер восприятия справедливости содержит большие возможности воздействия на человека. Если восприятие справедливости субъективно, то его можно изменять, оставляя неизменными внешние обстоятельства, т.е. путем информирования, убеждения человека, формирования у него других оценочных суждений. Если чувство недооценки у личности необоснованно и не отражает действительного положения вещей, то нужно изменить характер его восприятия ситуации. По мнению Р.Хьюсмана и Дж.Хэтфилда, это можно сделать двумя способами:
1. Изменив восприятие личности своего вклада. Это достигается путем сравнения процесса и результатов его работы с деятельностью более результативных коллег. Эффективным может оказаться обращение к его деятельности на предыдущей работе, а также сопоставление его собственных возможностей с достигнутыми результатами. Полезным, с этой точки зрения, становится пересмотр конкретных результатов работы исполнителя, которые с учетом динамичного изменения обстановки могут оказаться не совсем удовлетворительными.
2. Изменив восприятие личностью отдачи. Такое изменение осуществляется посредством сравнения получаемого им вознаграждения с заработной платой других служащих. Нужно объяснить, что подчиненный может иметь в перспективе. Указать на признание, которым он пользуется в коллективе, сравнить с признанием и вознаграждением на прежней работе. Подчеркнуть, что многие стремятся оказаться на его должности и были бы вполне удовлетворены тем положением и вознаграждением, которые он имеет.
В теории символического интеракционизма подробно исследуется интерактивная сторона общения. Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на предшествующие им намерения. Мы "разгадываем" мысли других, анализируя их поступки и учитывая свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Поэтому человеку необходимо поставить себя на место другого, или, говоря словами Дж. Мида, "принять роль другого". Это положение близко к понятию эмпатии и ее роли в общении. Процесс "принятия роли" сложен, но мы способны его осуществлять, потому что с детства нас учат придавать значение окружающим нас предметам, определенным действиям и событиям. То, чему мы приписали значение, становится символом, т.е. понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета.
Наша ответная реакция, таким образом, определяется символом, который выступает в качестве стимула. Наиболее важными символами являются слова, так как с их помощью мы придаем значение предметам и явлениям, которые иначе остались бы лишенными смысла. Человеческое общение обусловлено способностью его участников одинаково интерпретировать значения определенных символов.
Считается, что символический интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена, но сосредоточен, в основном, на субъективных аспектах взаимодействия, уникальных для данных индивидов. Эта концепция придаст слишком большое значение символическим аспектам взаимодействия. Интерактивный аспект общения в такой концепции отрывается от содержания предметной деятельности.
Э.Гофман разработал теорию социальной драматургии, описывающую взаимодействие людей. Согласно этой теории, люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. По мнению Гофмана, социальные ситуации следует рассматривать как драматические спектакли в миниатюре: люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя "декорации" и окружающую обстановку для создания определенного впечатления о себе у других. Гофман подчеркивает: "Несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован и том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, главным образом, путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам".
В качестве своеобразной иллюстрации теории социальной драматургии можно рассматривать известные работы Д.Карнеги, в которых основными приемами манипулирования другими людьми также являются создание необходимого впечатления о себе, влияние на понимание партнером ситуации.
Согласно психоаналитической теории, основателем которой является З.Фрейд, взаимодействия людей определяются в большей степени подсознанием, чем осознанным выбором. Психическая структура личности, которая имеет непосредственное отношение к закономерностям общения, по Фрейду, состоит из трех уровней — "Оно", "Я", и "Сверх-Я".
Под "Оно" понимается самый глубинный, недоступный сознанию слой человеческой психики, изначально иррациональный источник сексуальной энергии, именуемый "либидо". "Оно" подчиняется принципу удовольствия, постоянно стремится реализовать себя, иногда прорываясь в сознание в образной форме сновидений, оговорок, и является источником постоянного психического напряжения.
"Я", в отличие от "Оно", подчиняется принципу реальности, способствует самосохранению личности, ее адаптации к окружающей среде посредством сдерживания и подавления инстинктов. "Я" формируется на основе индивидуального опыта. Содержанием "Сверх-Я" являются усвоенные индивидом общественные запреты и ценности. “Сверх-Я” контролирует “Я” и поэтому выступает источников чувства вины, совести, недовольства собой. В качестве механизмов “снятия” стрессового напряжения Фрейд рассматривает вытеснение и сублимацию. В случае вытеснения нежелательные чувства перемещаются в область бессознательного. Под сублимацией понимается трансформация сексуальной энергии во внешнюю деятельность (творчество, бизнес).
Трансакционный анализ, развивающий психоаналитическую теорию, представлен трудами Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джонджевилла. Изучая уровень "Я" в психологической структуре личности, Э. Берн пришел к выводу, что у каждого человека набор поведенческих реакций соотносится с определенным состоянием его сознания. Изучая репертуар этих состояний, он разбил их на следующие категории:
1) состояния "Я", сходные с образами родителей;
2) состояния "Я", направленные на объективную оценку реальности;
3) состояния "Я", продолжающие действовать с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки.
Неформально проявления этих состояний Э. Берн называет Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти состояния — нормальные психологические феномены, которые человек обнаруживает в социальной группе в определенный момент времени. Люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человека. Ребенок является источником радости, интуиции, творчества, очарования. Состояние Взрослый также необходимо для жизни. В этом состоянии человек перерабатывает информацию, прогнозирует события, оценивает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром. Благодаря Родителю многие наши реакции стали автоматическими, что помогает сберечь значительное количество энергии и времени. Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество решений. Взрослый, в свою очередь, контролирует действия Родителя и Ребенка и является своеобразным посредником между ними.
Важнейшим понятием рассматриваемой теории является трансакция, которая, согласно Э. Берну, представляет собой единство трансакционного стимула и трансакционной реакции. В качестве трансакционного стимула выступает любое обращение к партнеру. Любые действия партнера, вызванные трансакционным стимулом считаются трансакционной реакцией.
- Федеральное агентство по образованию
- «Санкт-Петербургский промышленно-экономический колледж» Филиал в г. Кириши
- Методические указания
- Тема 2.Понятие личности Тема 3. Механизмы и институты социализации
- Тема10. Социально-прихологические исследования малых групп
- Примерное содержание дисциплины
- Социальная психология как область науки
- Предмет социальной психологии и ее теории
- Связь социальной психологии с другими науками
- Методология и методы социальной психологии
- Тема 2. Понятие личности
- Соотношение понятий “индивид”, “человек”, “личность”
- Социально-психологические теории личности
- Понятие социальной роли
- Формирование самосознания личности
- Тема3. Механизмы и институты социализации
- Понятие социализации
- Механизмы и институты социализации
- Стадии социализации
- Соотношение понятий “асоциализация”, “отставание в социализации”, “десоциализация”, “ресоциализация”
- Тема 4. Механизмы социальной регуляции поведения личности
- Анализ категории “отношения”
- Понятие социальной установки
- Мотивы социального поведения
- Тема 5. Психология межличностных отношений
- Понятие межличностных отношений
- Теории межличностного взаимодействия
- Тема 6. Психология общения
- Социально-психологическая сущность общения. Его функции
- Виды и средства общения
- Аспекты общения
- Деловое общение и социально-психологический тренинг
- Тема 7. Социальная психология групп
- Понятие группы в социальной психологии
- Классификация групп
- Особенности формирования группы
- Лидерство и руководство группой
- Тема 8. Групповые феномены
- Феномен конформности
- Влияние группового меньшинства
- Различные виды групповых феноменов
- Тема 9. Проблема конфликта в социальной психологии
- Понятие конфликта
- Различают следующие виды конфликтов:
- Структура конфликта
- Функции и динамика конфликта
- Урегулирование конфликтных ситуаций
- Тема10. Социально-прихологические исследования малых групп
- Понятие социометрии
- Социометрические критерии
- Составление социометрического теста
- Математическая обработка данных социометрических измерений
- Матрица
- Тема 11. Проблемы прикладной социальной психологии
- Прикладная социальная психология как составная часть социальной психологии
- Социальный психолог как субъект социально-психологического исследования
- Тема12. Социально-психологического исследования, основные направления и области
- 1.Виды прикладного социально-психологического исследования
- 2.Сферы применения прикладной социальной психологии
- Политическая реклама
- Прикладная социальная психология в сфере экономики
- Прикладная социальная психология в образовании
- Прикладная социальная психология в здравоохранении
- Экстремальная прикладная социальная психология
- Список используемой литературы
- Столяренко л. Д. Психология делового общения Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005