Социально-психологическая сущность общения. Его функции
Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
В системе взаимосвязей человека с другими людьми выделяются функции общения:
-
Инструментальная – характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого – то действия, принятия решения, коммуникативного намерения
-
Интегративная - используется как средство объединения деловых партнеров для совместного коммуникативного процесса
-
Функция самовыражения – позволяет самостоятельно выразиться и самоутвердиться, продемонстрировать личностный интеллектуальный и психологический потенциал
-
Трансляционная – служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений
-
Функция социального контроля – для регламентации поведения и деятельности
-
Функция социализации – развитие навыков культуры общения, этикета.
-
Экспрессивная функция – служит для выражения и понимания эмоциональных переживаний других людей.
В ходе общения действуют механизмы социальной перцепции, люди лучше узнают друг друга. Обмениваясь впечатлениями, они лучше начинают разбираться в себе, учатся понимать свои достоинства и недостатки. Общение с реальным партнером, как отмечалось ранее, может осуществляться с помощью разнообразных средств передачи информации: языка, жестов, мимики, пантомимики и др. Люди различаются между собой по умению пользоваться этими средствами. Нередко в разговоре слова имеют меньшее значение, чем интонация, с которой они произносятся. То же можно сказать и о жестах: порой всего лишь один жест может полностью изменить смысл произнесенных слов.
Схематично общение можно представить следующим образом:
1)передатчик, отправитель;
2) получатель, приемник, адресат;
3) канал связи;
4) шум, сигнал;
5) код, декодер.
К структуре общения относятся:
- коммуникативно-информационный компонент, означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе которого лежит психологический контакт;
- познавательный аспект, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга;
- интерактивная (контактная) сторона, связанная с процессом воздействия, поведения.
-
Содержание
- Федеральное агентство по образованию
- «Санкт-Петербургский промышленно-экономический колледж» Филиал в г. Кириши
- Методические указания
- Тема 2.Понятие личности Тема 3. Механизмы и институты социализации
- Тема10. Социально-прихологические исследования малых групп
- Примерное содержание дисциплины
- Социальная психология как область науки
- Предмет социальной психологии и ее теории
- Связь социальной психологии с другими науками
- Методология и методы социальной психологии
- Тема 2. Понятие личности
- Соотношение понятий “индивид”, “человек”, “личность”
- Социально-психологические теории личности
- Понятие социальной роли
- Формирование самосознания личности
- Тема3. Механизмы и институты социализации
- Понятие социализации
- Механизмы и институты социализации
- Стадии социализации
- Соотношение понятий “асоциализация”, “отставание в социализации”, “десоциализация”, “ресоциализация”
- Тема 4. Механизмы социальной регуляции поведения личности
- Анализ категории “отношения”
- Понятие социальной установки
- Мотивы социального поведения
- Тема 5. Психология межличностных отношений
- Понятие межличностных отношений
- Теории межличностного взаимодействия
- Тема 6. Психология общения
- Социально-психологическая сущность общения. Его функции
- Виды и средства общения
- Аспекты общения
- Деловое общение и социально-психологический тренинг
- Тема 7. Социальная психология групп
- Понятие группы в социальной психологии
- Классификация групп
- Особенности формирования группы
- Лидерство и руководство группой
- Тема 8. Групповые феномены
- Феномен конформности
- Влияние группового меньшинства
- Различные виды групповых феноменов
- Тема 9. Проблема конфликта в социальной психологии
- Понятие конфликта
- Различают следующие виды конфликтов:
- Структура конфликта
- Функции и динамика конфликта
- Урегулирование конфликтных ситуаций
- Тема10. Социально-прихологические исследования малых групп
- Понятие социометрии
- Социометрические критерии
- Составление социометрического теста
- Математическая обработка данных социометрических измерений
- Матрица
- Тема 11. Проблемы прикладной социальной психологии
- Прикладная социальная психология как составная часть социальной психологии
- Социальный психолог как субъект социально-психологического исследования
- Тема12. Социально-психологического исследования, основные направления и области
- 1.Виды прикладного социально-психологического исследования
- 2.Сферы применения прикладной социальной психологии
- Политическая реклама
- Прикладная социальная психология в сфере экономики
- Прикладная социальная психология в образовании
- Прикладная социальная психология в здравоохранении
- Экстремальная прикладная социальная психология
- Список используемой литературы
- Столяренко л. Д. Психология делового общения Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005