Методология и методы социальной психологии
Структура социально-психологической теории включает в себя следующие компоненты: 1) методологию; 2) феноменологию; 3) закономерности и механизмы; 4) теоретическое обоснование праксиологии (методики применения различных воздействий или их совокупностей с точки зрения их эффективности).
Социальная психология имеет три уровня исследования: 1) экспериментально-эмпирический; 2) теоретический; 3) философско-методологический. На экспериментально-эмпирическом уровне осуществляется накопление эмпирического материала, необходимого для дальнейшего обобщения. На теоретическом уровне обобщаются результаты эмпирических исследований, создаются концептуальные модели социально-психологических процессов, совершенствуется категориальный аппарат науки. Философско-методологический уровень дает мировоззренческое обобщение результатов исследований, позволяет выделить новые аспекты влияния "человеческого фактора" на общественное развитие. Перечисленные уровни исследования отражают логику построения социально-психологического исследования, однако началом любого исследования является определение методологии научного поиска.
В современном научном знании методология рассматривается в трех аспектах.
1. Общая методология — это некоторый общий философский подход, способ познания (для социальной психологии диалектический и исторический материализм). Общая методология формулирует наиболее общие принципы, которые применяются в исследованиях.
2. Частная (специальная) методология — это совокупность методологических принципов, применяемых к данной области знаний. Частая методология — тоже способ познания, но применимый для более узкой сферы знаний (например, принцип деятельности, принцип развития и др.).
3. Методология как совокупность конкретных методических приемов – это конкретные методики, инструмент познания определенных социально-психологических явлений.
На основе методологических принципов исследователь выбирает методы исследования, которые делятся на две группы:
1) методы сбора информации (наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, изучение документов);
2) методы обработки информации (корреляционный анализ, факторный анализ, построение типологий и др.).
Одним из, испытанных методов, является наблюдение.
Это научно целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Предметом социально-психологического наблюдения являются вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп людей в определенной социальной среде и ситуации. Основное преимущество наблюдения состоит в его естественности и возможности "охватить" явление в целом.
К недостаткам наблюдения следует отнести его пассивность и невозможность познать причину явления. Его осуществление требует достаточно продолжительного времени. Наблюдение может применяться как самостоятельно, так и в комплексе с другими методами.
Эксперимент – один из основных методов исследования в социальной психологии. Он предполагает изучение причинно-следственных связей. Это активный метод.
Выделяют два основных вида эксперимента:
-
лабораторный, который проводится в специальных условиях,
-
естественный, проводимый в реальных условиях.
Для обоих видов существуют общие правила:
1) произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также наблюдение за изменениями зависимых переменных;
2) выделение контрольной и экспериментальной групп.
У опроса как метода социальной психологии существует несколько видов:
1) анкетирование (заочный опрос);
2) интервью (опрос лицом к лицу);
3) социометрия (некоторые ученые относят этот метод к естественным экспериментам).
Преимущества опроса в относительной простоте методики, легкости обработки данных (в настоящее время с помощью ЭВМ) и возможности охватить за короткое время большое количество людей.
Среди всех видов опроса особо выделяется социометрия, направленная на исследование межличностных отношений. Основатель теоретической концепции социометрии Д. Морено.
Социометрия – это система приемов, позволяющих осуществить количественное определение предпочтений, безразличий и неприятий, которые получают индивиды в процессе общения в группе.
Социометрия предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов, которые касаются деловых или личных отношений членов группы. Обобщенная картина выборов представляется социоматрицей, исходя из которой подсчитываются различные индексы (коэффициенты), отражающие параметры общения и взаимодействия в группе (например, величину социометрического статуса каждого члена группы, индекс групповой сплоченности, интегративности, референтности группы и др.). Картина отношений в группе представляется графически в виде социограммы. Индексы отражают только количественную сторону отношений, а мотивация выбора остается за пределами изучения.
Тесты и метод изучения документов в социальной психологии применяются реже, хотя они также достаточно информативны. Эти методы имеют самостоятельный статус, но могут применяться и в комплексе с другими. Изучение документов, как правило, осуществляется с помощью контент-анализа и направлено на познание продуктов человеческой деятельности. В социальной психологии чаще всего применяют личностные тесты.
При исследовании в социальной психологии выделяют следующие проблемы:
1) социально-психологические в больших группах (проблемы психологии классов, наций, закономерности распространения моды, слухов, проблемы массовых коммуникации и др.);
2) социально-психологические в малых группах (проблемы совместимости, межличностных отношений, восприятия и понимания человека человеком, положение лидера в группе и др.), а также в специальных (особых) группах: семье, бригаде, военном, учебно-воспитательном и других коллективах;
3) социально-психологические проявления личности в коллективе.
- Федеральное агентство по образованию
- «Санкт-Петербургский промышленно-экономический колледж» Филиал в г. Кириши
- Методические указания
- Тема 2.Понятие личности Тема 3. Механизмы и институты социализации
- Тема10. Социально-прихологические исследования малых групп
- Примерное содержание дисциплины
- Социальная психология как область науки
- Предмет социальной психологии и ее теории
- Связь социальной психологии с другими науками
- Методология и методы социальной психологии
- Тема 2. Понятие личности
- Соотношение понятий “индивид”, “человек”, “личность”
- Социально-психологические теории личности
- Понятие социальной роли
- Формирование самосознания личности
- Тема3. Механизмы и институты социализации
- Понятие социализации
- Механизмы и институты социализации
- Стадии социализации
- Соотношение понятий “асоциализация”, “отставание в социализации”, “десоциализация”, “ресоциализация”
- Тема 4. Механизмы социальной регуляции поведения личности
- Анализ категории “отношения”
- Понятие социальной установки
- Мотивы социального поведения
- Тема 5. Психология межличностных отношений
- Понятие межличностных отношений
- Теории межличностного взаимодействия
- Тема 6. Психология общения
- Социально-психологическая сущность общения. Его функции
- Виды и средства общения
- Аспекты общения
- Деловое общение и социально-психологический тренинг
- Тема 7. Социальная психология групп
- Понятие группы в социальной психологии
- Классификация групп
- Особенности формирования группы
- Лидерство и руководство группой
- Тема 8. Групповые феномены
- Феномен конформности
- Влияние группового меньшинства
- Различные виды групповых феноменов
- Тема 9. Проблема конфликта в социальной психологии
- Понятие конфликта
- Различают следующие виды конфликтов:
- Структура конфликта
- Функции и динамика конфликта
- Урегулирование конфликтных ситуаций
- Тема10. Социально-прихологические исследования малых групп
- Понятие социометрии
- Социометрические критерии
- Составление социометрического теста
- Математическая обработка данных социометрических измерений
- Матрица
- Тема 11. Проблемы прикладной социальной психологии
- Прикладная социальная психология как составная часть социальной психологии
- Социальный психолог как субъект социально-психологического исследования
- Тема12. Социально-психологического исследования, основные направления и области
- 1.Виды прикладного социально-психологического исследования
- 2.Сферы применения прикладной социальной психологии
- Политическая реклама
- Прикладная социальная психология в сфере экономики
- Прикладная социальная психология в образовании
- Прикладная социальная психология в здравоохранении
- Экстремальная прикладная социальная психология
- Список используемой литературы
- Столяренко л. Д. Психология делового общения Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005