logo
Методичка

Методология и методы социальной психологии

Структура социально-психологической теории включает в себя следующие компоненты: 1) методологию; 2) феноменологию; 3) за­кономерности и механизмы; 4) теоретическое обоснование праксиологии (методики применения различных воздействий или их совокупностей с точки зрения их эффективности).

Социальная психология имеет три уровня исследования: 1) экспе­риментально-эмпирический; 2) теоретический; 3) философско-методологический. На экспериментально-эмпирическом уровне осуще­ствляется накопление эмпирического материала, необходимого для дальнейшего обобщения. На теоретическом уровне обобщаются результаты эмпирических исследований, создаются концептуальные модели социально-психологических процессов, совершенствуется категориальный аппарат науки. Философско-методологический уро­вень дает мировоззренческое обобщение результатов исследований, позволяет выделить новые аспекты влияния "человеческого факто­ра" на общественное развитие. Перечисленные уровни исследования отражают логику построения социально-психологического исследо­вания, однако началом любого исследования является определение методологии научного поиска.

В современном научном знании мето­дология рассматривается в трех аспектах.

1. Общая методология — это некоторый общий философский подход, способ познания (для социальной психологии диалекти­ческий и исторический материализм). Общая методология формули­рует наиболее общие принципы, которые применяются в исследова­ниях.

2. Частная (специальная) методология — это совокупность методологических принципов, применяемых к данной области знаний. Частая методология — тоже способ познания, но применимый для более узкой сферы знаний (например, принцип деятельности, прин­цип развития и др.).

3. Методология как совокупность конкретных методических приемов – это конкретные методики, инструмент познания определен­ных социально-психологических явлений.

На основе методологических принципов исследователь выбирает методы исследования, которые делятся на две группы:

1) методы сбора информации (наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, изучение документов);

2) методы обработки информации (корреляционный анализ, факторный ана­лиз, построение типологий и др.).

Одним из, испытанных методов, является наблюдение.

Это научно целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Предметом социально-психологического наблюдения являются вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп людей в опреде­ленной социальной среде и ситуации. Основное преимущество на­блюдения состоит в его естественности и возможности "охватить" явление в целом.

К недостаткам наблюдения следует отнести его пассивность и невозможность познать причину явления. Его осуще­ствление требует достаточно продолжительного времени. Наблюде­ние может применяться как самостоятельно, так и в комплексе с дру­гими методами.

Эксперимент – один из основных методов исследования в соци­альной психологии. Он предполагает изучение причинно-следствен­ных связей. Это активный метод.

Выделя­ют два основных вида эксперимента:

Для обоих видов существуют общие правила:

1) произвольное введение экс­периментатором независимых переменных и контроль за ними, а также наблюдение за изменениями зависимых переменных;

2) выделение контрольной и экспериментальной групп.

У опроса как метода социальной психологии существует несколь­ко видов:

1) анкетирование (заочный опрос);

2) интервью (опрос лицом к лицу);

3) социометрия (некоторые ученые относят этот метод к естественным экспериментам).

Преимущества опроса в относительной простоте методики, легкости обработки данных (в на­стоящее время с помощью ЭВМ) и возможности охватить за ко­роткое время большое количество людей.

Среди всех видов опроса особо выделяется социометрия, направ­ленная на исследование межличностных отношений. Основатель теоретической концепции социометрии Д. Морено.

Социометрия – это система приемов, позволяющих осуществить количествен­ное определение предпочтений, безразличий и неприятий, которые получают индивиды в процессе общения в группе.

Социометрия предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов, которые касаются деловых или личных отношений членов группы. Обобщенная картина выбо­ров представляется социоматрицей, исходя из которой подсчитыва­ются различные индексы (коэффициенты), отражающие параметры общения и взаимодействия в группе (например, величину социометрического статуса каждого члена группы, индекс групповой спло­ченности, интегративности, референтности группы и др.). Картина отношений в группе представляется графически в виде социограммы. Индексы отражают только количественную сторону отноше­ний, а мотивация выбора остается за пределами изучения.

Тесты и метод изучения документов в социальной психологии применяются реже, хотя они также достаточно информативны. Эти методы имеют самостоятельный статус, но могут применяться и в комплексе с другими. Изучение документов, как правило, осуществ­ляется с помощью контент-анализа и направлено на познание про­дуктов человеческой деятельности. В социальной психологии чаще всего применяют личностные тесты.

При исследовании в социальной психоло­гии выделяют следующие проблемы:

1) социально-психологические в больших группах (проблемы психологии классов, наций, за­кономерности распространения моды, слухов, проблемы массовых коммуникации и др.);

2) социально-психологические в малых груп­пах (проблемы совместимости, межличностных отношений, воспри­ятия и понимания человека человеком, положение лидера в группе и др.), а также в специальных (особых) группах: семье, бригаде, во­енном, учебно-воспитательном и других коллективах;

3) социально-психологические проявления личности в коллективе.