logo search
psikhologia_lektsii (1)

5. Характеристика перцептивной стороны общения

С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», то есть общение начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, манерой, поведения. Психологи по этому поводу говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнеров. Вот почему одной из важных сторон общения является – перцепция. Перцепция (или восприятие) хорошо изучена в социальной психологии, а термин «социальная перцепция» впервые был введен американским психологом Джеромом Брунером в 1947 г. он обратил внимание на то, что наряду с индивидуальными различиями существуют общие социально-психологические механизмы восприятия. На восприятие и оценку людьми друг друга влияют различные факторы. Исследованиями подтверждено, что дети и взрослые отличаются по социальной перцепции. Дети в большей степени ориентированы на восприятие внешности (одежда, голос, прическа и т.д.), они лучше распознают эмоциональное состояние человека по выражению лица, чем по жестам. Сильное влияние на процесс восприятия оказывает профессия наблюдателя. Так при оценке одного и того же человека продавец будет оценивать внешний вид, филолог – особенности речи, медик – физическое здоровье.

Выделяют четыре основные функции социальной перцепции:

Люди, вступающие в общение, отличаются друг от друга по жизненному опыту, социальному статусу, интеллектуальному развитию и т.д. Социальный статус – это положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков: профессия, образование, экономическое положение, семейное положение, возраст, этническая принадлежность и др.

Какие же признаки позволяют нам судить, например, о превосходстве собеседника по социальному статусу? Исследования показали, что существенное значение имеет процесс формирования первого впечатления о человеке. Большое влияние на первое впечатление оказывают: 1) внешний вид человека (одежда, прическа, украшения, очки, знаки отличия; 2) манера поведения человека (как стоит, ходит, сидит, разговаривает).

Внешний вид и манера поведения часто являются факторами превосходства, так как в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к определенной социальной группе или его ориентации на какую-то группу. Зная «секреты» одежды, можно создать определенный образ у партнера по общению, повысить (или понизить) свою значимость и престиж. Как правило, цена, силуэт и тиражируемость одежды свидетельствует о превосходстве