39. Проектирование развивающих программ. Взаимодействие со специалистами по реализации развивающих программ в оу.
Развивающие занятия могут быть направлены на познавательное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабилизации эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций.
Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части.
Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется психологом.
Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и воспитателем, учителем, классным руководителем, директором образовательного учреждения, родителями — в зависимости от того, кто будет работать с ребенком, и выполняется педагогами и родителями с помощью и под постоянным наблюдением практического психолога.
Ведущими принципами проектирования развивающих программ являются принципы:
«нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
единства диагностики и коррекции;
деятельностный принцип развития;
комплексности методов психологического воздействия;
активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в развивающей программе.
Принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуально-личностных особенностей ребенка согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности — с другой. «Нормативность» развития следует понимать как последовательность закономерно сменяющих друг друга, генетически преемственных возрастов — возрастных стадий онтогенетического развития. Этот принцип постулирует существование возрастной нормы развития как своеобразного эталона возраста, включающего возможность и необходимость существования типологии индивидуальных траекторий развития в рамках заданного нормативного пространства.
Развивающая программа никоим образом не должна являться программой «усреднения», «обезличивания» или «унификации» детской личности, а напротив, через оптимизацию условий развития и предоставление ребенку возможностей адекватной широкой ориентировки в смыслах проблемных ситуаций в сотрудничестве со взрослым создавать максимальные возможности для индивидуализации пути его развития и утверждения его «самости».
В практике психологической работы нередко приходится сталкиваться со случаями предъявления родителями или педагогами завышенных требований к ребенку, не учитывающих его возрастно-психологических и индивидуально-личностных особенностей. Стратегия работы психолога в случае неадекватности требований и ожиданий к ребенку направлена на формирование адекватного образа ребенка и системы требований, разумно обоснованной его возрастными и индивидуально-личностными особенностями.
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач задает необходимость их определения в любой развивающей программе. Системность задач отражает взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность, т.е. неравномерность их развития. Развитие разных сторон психической деятельности ребенка, таким образом, может соответствовать уровню благополучия, соответствующего «норме» развития; уровню «риска», т.е. угрозы возникновения потенциальных трудностей развития; уровню актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в разного рода отклонениях от нормативного хода развития. В этом факте находит отражение закон неравномерности, гетерохронности развития.
Таким образом, цели и задачи любой развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней — коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающего (оптимизация, стимулирование, амплификация и обогащение содержания развития).
Деятельностный принцип развития исходит из теории психического развития ребенка, разработанной в трудах А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка.
Развивающее воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной предметно-осмысленной деятельности ребенка, ориентируя активность ребенка и управляя ей. Базовыми «модельными» видами деятельности, т.е. видами деятельности, позволяющими развернуть ориентировочную деятельность во всей полноте ее компонентов, для развивающей и коррекционной работы в детском возрасте выступают игровая деятельность и в первую очередь сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста; изобразительная деятельность (рисование, лепка), восприятие произведений искусства — художественной литературы, музыки, живописи; личностно-ориентированные формы общения со взрослыми и сверстниками — внеситуативно-личностное и внеситуативно-познавательное общение, учебная деятельность.
При выборе той или иной базовой для решения развивающих задач модельной деятельности следует принимать во внимание такие обстоятельства, как уровень сформированности различных видов деятельности у ребенка, особенности мотивации, организационные условия проведения коррекции.
Принцип комплексности методов психологического воздействия, являясь одним из наиболее «прозрачных» и очевидных принципов построения развиваюшей программы, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической детской психологии.
Диапазон методов, используемых в практике работы с детьми, широк и разнообразен. Комплекс методов включает в себя: метод игровой коррекции (игротерапию); методы, основанные на использовании креативных творческих процессов — арттерапию в различных ее видах (рисуночную терапию, музыкотерапию, библиотерапию с последующей драматизацией сказок и историй, творческое сочинение); методы модификации поведения (поведенческий тренинг, метод систематической десенсибилизации, метод «жетонов» и др.). Выбор конкретных методов определяется в зависимости от целей и задач программы оказания психологической помощи, возрастных и индивидуальных особенностей детей и организационных условий реализации программы коррекции.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком определяется той ролью, которую играют семья, детский сад, школа, ближайший круг общения в психическом развитии ребенка.
Важными задачами работы с родителями в процессе развивающей работы являются информирование их об особенностях развития ребенка, разработка конкретных психолого-педагогических рекомендаций.
- Вопросы к государственному экзамену по психологии дли студентов фмиф
- 41. Задачи, формы и методы работы с детьми с нарушениями в развитии в образовательном учреждении.
- 43. Задачи, организация деятельности психологической службы в «среднем» звене.
- 44. Задачи и организация деятельности психологической службы в старших классах школы.
- 45. Профориентационная работа практического психолога образования.
- 47. Проблемы профессиональной деформации практического психолога.
- 48. Сотрудничество практического психолога системы образования со специалистами других профилей в рамках решения профессиональных задач
- 36. Роль просветительских программ для учащихся. Оценка эффективности просветительских программ.
- 39. Проектирование развивающих программ. Взаимодействие со специалистами по реализации развивающих программ в оу.