60.Принципы использования сказкотерапии в зависимости от выявленной проблематики и возраста клиента.
Ткач Р.М. [9] в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:
1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д.
5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.
Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок [6].
1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
· о жизненно важных явлениях;
· о жизненных ценностях;
· о постановке целей;
· о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
3. В сказке в символической форме содержится информация о том:
· как устроен этот мир, кто его создал;
· что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
· какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
· какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
· какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
· как приобретать и ценить дружбу и любовь;
· какими ценностями руководствоваться в жизни;
· как строить отношения с родителями и детьми;
· как прощать.
Типологии сказок
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок [5]: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.
1.Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. 2.Народные сказки
3.Авторские художественные сказки. Чтобы помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией. Сказка Л.Пантелеева "Две лягушки" подойдет для работы с детьми и взрослыми. Эта сказка очень терапевтична при работе с целью, или когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т.к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.
4.Дидактические сказки. В форме дидактических сказок подаются учебные задания. На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.
5.Психокоррекционные сказки
Ткач Р.М. [9] считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
Жили-были.
Начало сказки, встреча с ее героями.
Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.
Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.
И вдруг однажды…
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
Из-за этого…
Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки…
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике.
6.Психотерапевтические сказки
Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина. Например, русские народные сказки «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", «Снегурочка», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сказки зарубежных авторов «Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм и другие [3].
Есть мужские сказки («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина). В работе с особыми детьми подойдет авторская сказка "Серая шейка" Мамин-Сибиряк Д.Н.
От психолога требуется выполнение следующих условий:
· При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
· Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
· Нельзя допускать затянувшихся пауз.
Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух [6]. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
· Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
· Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
· Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
Однако, как пишет Чех Е.В. [10], сказки должны подходить ребенку по возрасту.
В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка».
Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.
первый принцип сказкотерапии — доне сти до сознания ребенка, подростка, взрослого инфор мацию о базовых жизненных ценностях. Причем, сде лать это не дидактично и увлекательно. Второй принцип — принцип Жизненной Силы. Для положительных изменений нужна Жизненная Сила. Многие люди самостоятельно меняют свою жизнь — им хватает силы. Люди, которые обращаются за советом к психологу, как правило, испытывают нехватку жизненной силы. Это выражается в элементарном незнании основных психологических законов об щения, недостаточном принятии себя и близких. Возникает ощу щение, будто их собственный источник Жизненной Силы завален камнями. Эти камни — сомнения, разочарования, «программы не успешности», жизненные впечатления травматического характера. На основании второго принципа сказкотерапевт делает все возможное, чтобы его клиент накопил, восстановил, познал соб ственную Жизненную Силу. Сказки, которые сочиняет или под бирает сказкотерапевт, обязательно укрепляют веру клиента в собственные силы и несут- позитивную жизненную программу. Третий принцип — принцип многогранности. Сказкотерапевт воспринимает любую жизненную ситуацию и сказочную историю как кристалл со множеством граней, или пирог со множеством слоев. «Проблемное видение» ситуации возникает тогда, когда рас сматривается лишь одна или две ее грани, в то время, когда их значительно больше. На основании третьего принципа сказкоте рапевт старается изменить отношение человека к ситуации за счет рассмотрения наибольшего спектра ее граней. Четвертый принцип — связь между реальностями. Сказко терапевт балансирует между реальностями — соци альной и тонкой. Ресурсы тонкой, психической ре альности перемещает в социальный контекст и впле тает в жизненную практику клиента. В этом заключается мастерство сказкотерапевта.
- 1.Теоретические основы, цели и задачи психологического консультирования.
- 2.Характеристика видов и принципов психологического консультирования.
- 3.Отличия психологического консультирования от других видов практической деятельности психолога.
- 4.Психологическое консультирование как способ оказания психологической помощи человеку в ситуациях жизненных затруднений.
- 5.Проблема ответственности в работе психолога-консультанта.
- 6.Позиция и роли психолога-консультанта в учреждении.
- 7.Функции и принципы детского консультирования.
- 8.Этический кодекс психолога. Соотношение соблюдения конфиденциальности и законности в общеобразовательном учреждении.
- 9.Модель идеального психолога-консультанта.
- 10.Профилактика синдрома эмоционального выгорания.
- 11.Организация консультативного процесса в условиях дошкольного, школьного образовательного учреждения.
- 12.Характеристика психодинамического консультирования.
- 13.Бихевиорально-когнитивное направление психологического консультирования.
- 14.Основные положения трансакционного анализа.
- 15.Принципы личностно-центрированного направления в консультировании.
- 16.Основные понятия и техники гештальт-консультирования.
- 17.Сравнение теории защитных механизмов в психоанализе и гештальтпсихологии.
- 18.Логотерапиия при кризисном консультировании.
- 19.Тезники и принципы экзистенциального консультирования.
- 20.Использование символдрамы в консультировании детей и подростков. Характеристика 1-2 мотивов (на выбор).
- «Психологическая норма» для образа луга
- Детали луга
- Отклонения от нормы в образе луга
- Пошаговая инструкция визуализации
- Признаки нормы и отклонения от нормы в ходе визуализации
- 21.Принципы диалогического консультирования (т.А. Флоренская).
- 22.Эклектичность современного консультирования.
- 23.Виды документации психолога-консультанта.
- 24.Виды запроса клиента на психолого-консультативную помощь.
- 25.Формулирование цели и задач психологической работы с детьми и подростками.
- 26.Особенности межличностного взаимодействия в консультативном процессе.
- 27.Характеристика техник установления и поддержания контакта в рамках первичной консультации.
- 28.Использование диагностического инструментария в процессе консультирования.
- 29.Системная диагностика как принцип консультирования.
- 30.Предъявления психологического заключения адресату.
- 31.Определение проблемы и ее контекста.
- 32.Выявление и формулирование гипотез психологом-консультантом.
- 33.Консультативный климат, его физические и эмоциональные компоненты.
- 34.Требования к личности психолога-консультанта.
- 35.Проверка гипотезы и планирование консультативно-терапевтического взаимодействия.
- 36.Беседа как основной метод психологического консультирования.
- 37.Особенности организации и проведения первичной консультативной беседы.
- 38.Характестика этапов индивидуального консультирования.
- 39.Психологический анамнез: понятие, структура, способы сбора.
- 40.Изучение и коррекция мета-модельных лингвистических нарушений в процессе консультирования.
- 41.Использование вербальных техник, а именно – перефразирование, уточнение, «отзеркаливание» информации.
- 42.Техники постановка специальных вопросов: открытые, закрытые, парадоксальные, эхо-вопросы.
- 43.Эмоциальный компонент в консультировании (техники ободрения и успокаивания, отражение чувств, самораскрытие).
- 44.Виды слушания- активное, нерефлексивное эмпатийное.
- 45.Техники оказания психологического воздействия (пауза молчания, конфронтация, интерпритация, предоставление информации).
- Пояснение
- Конфронтация
- Обобщение
- 46.Техники структурирования процесса консультирования.
- 47.Процедура оценивания эффективности процесса консультирования.
- 48.Особенности консультирования детей дошкольного возраста.
- 49.Типичные запросы семьи с ребенком дошкольного возраста: адаптация к доу, детская агрессивность, страхи.
- 50.Специфика обращений за консультативной помощью к психологу в оу различных типов (детский сад, школа).
- 51.Особенности консультативной работы со школьниками (адаптация, готовность к школьному обучению, буллинг).
- 52.Взаимодействие с окружением в системе консультативного взаимодействия.
- 54.Переживание горя, утраты ребенком в зависимости от возраста.
- 55.Алгоритм обследования ребенка, пострадавшего в кризисной ситуации.
- 56.Особенности консультирования подростков.
- 57.Индивидуальная и групповая форма профессионального консультирования.
- 58.Классические и активизирующие технологии проведения профконсультации старшеклассников.
- 59.Использование песочной терапии в процессе детского консультирования.
- 60.Принципы использования сказкотерапии в зависимости от выявленной проблематики и возраста клиента.
- 61.Основы практической формы работы со сказкой в условиях возрастного консультирования.
- 62.Особенности психологического консультирования суицидентов, ситуация пресуицидов, ближайшего окружения ребенка.
- 63.Диагностические и терапевтические возможности фото-, видео-терапии как метода консультирования подростков.
- 64.Применение куклотерапии в кризисном консутировании детей и подростков.
- 65.Игра как способ осознания нравственных ценностей, правил и норм поведения посредством проигрывания ситуаций в процессе консультирования.