6.Позиция и роли психолога-консультанта в учреждении.
Работающий в организации психолог может занимать одну из двух позиций:
1.«внешнюю» – психолога-консультанта и исследователя (в качестве примера можно привести работу по заказу различных фирм, чаще всего связанную с оценкой и аттестацией персонала, изучением психологического климата, разрешением конфликтных ситуаций, обучением персонала и т.д.);
2.«внутреннюю» практического психолога, работающего непосредственно в организации.
Эти позиции различаются между собой и по содержанию, и по структуре деятельности. Например, позиция психолога-консультанта и исследователя предполагает возможность нейтрального подхода к решению многих и особенно кадровых задач, но одновременно нередко возникают проблемы из-за недостаточного знания реальных организационных ситуаций, невозможности сразу же определить глубинные причины и условия возникновения какого-либо явления или процесса. Описанная позиция в полной мере представлена в деятельности многочисленных современных консалтинговых компаний, действующих на рынке труда, оценки и подбора персонала, осуществляющих рекрутинговые услуги. Вторая позиция также, наряду с несомненными плюсами (например, доскональное знание организационной и кадровой ситуации и возможность профилактики конфликтов), имеет и свои минусы (при длительной работе на предприятии часто происходит снижение статуса психолога до статуса члена коллектива, переход к позиции «коллективной жилетки», к которой обращаются сотрудники по любому поводу). Занимая вторую позицию, психологи чаще всего работают в структуре отдела кадров, отделов обучения, в качестве заместителя директора по персоналу. В решении многих вопросов они взаимодействуют и с другими специалистами фирмы – социологами, гигиенистами, юристами, экономистами.
Практический психолог в организации выполняет несколько функций.
1)Исследовательская (экспертная) функция. Психолог собирает специальную информацию о психологических механизмах поведения человека в многообразной и сложной системе организационных отношений. Главным является изучение группы и отдельного человека как субъектов труда. Исследуется, как правило, не теоретическая проблема, а конкретная ситуация. Тем не менее методологические требования к проведению такого рода прикладных исследований не могут быть снижены: обязательно должны быть сформулированы гипотезы исследования, выбраны методы и методики, подобраны измерительные инструменты, зафиксированы и обработаны все результаты, проведен их анализ и оформлен отчет.
Эксперт – это специалист в какой-либо области, в определенной сфере, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса, в нашем случае при рассмотрении организационных ситуаций.
Он вступает в дело тогда, когда нечто уже произошло и необходимо дать оценку происшедшему (например, создание организации с определенной структурой или результаты ее изучения, внедрения инноваций различного типа, конфликты и т.д.).
Большое значение для принятия экспертного заключения имеет авторитетность эксперта, которая определяется кредитностью к той области знания, которую он представляет (а именно организационной психологии), кредитностью эксперта (организация, которую он представляет, степень, звание, должность, опыт и др.), личными отношениями доверия – недоверия между экспертом и заказчиком, во многих случаях оказывающимися главными.
Следует отметить, что ответственность эксперта за качество экспертного заключения является и полной и ограниченной. Это означает, что исследователь отвечает за обоснованность и соответствие своего заключения современному уровню психологических знаний в области организационной (индустриальной) психологии, но он, однако, не несет ответственности за конкретные решения руководства организации или заказчика, принятые на основе экспертного заключения. Основная задача экспертной оценки не склонить заказчика экспертизы к определенным решениям и шагам, а учесть анализ предметной ситуации, проведенный специалистом. Именно поэтому экспертное заключение должно быть понятным и локализованным (указывающим на границы точности и компетентности эксперта).
2)Консультационная функция. Психолог консультирует по вопросам оптимального использования личностных и профессиональных возможностей человека (например, при приеме на работу, заполнении вакансий, сокращении кадров). Психолог участвует в проектировании и разработке различных методов управления персоналом, социальным развитием организации, улучшении организации труда и консультирует руководство по этим вопросам.
3)Особое место занимает персональное консультирование. Необходимость консультирования, как правило, связана с определенной ограниченностью опыта руководства организации в управленческих и психологических областях. Очевидным преимуществом консультанта является возможность самостоятельного, независимого видения ситуации. Основной фактор эффективной работы консультанта – его свобода и независимость, которая складывается из финансовой (размер оплаты и ее надежность), административной (консультант не подчиняется клиенту) и эмоциональной составляющих.
Консультирование, как правило, невозможно без исследовательской проработки и принятия экспертной позиции.
Консультанты могут быть универсалами или специалистами по отдельным проблемам (например, психологической диагностике личности руководителей организации, инновациям, управлению и т.д.).
Психолог-консультант придерживается позиции нейтралитета, беспристрастности и невмешательства в конфронтацию и борьбу, которая может существовать в организации, что обеспечивает объективный и неискаженный анализ взаимоотношений и ситуаций. В связи с этим большое значение приобретает профессиональная этика психолога.
4) Педагогическая и просветительская функции. Эти функции связаны с огромным интересом всех без исключения людей к проблемам психологии, желанием получить психологические знания, потребностью в решении личных проблем. «Учитель» передает специальные психологические знания, которые они могут творчески использовать для эффективной организации собственной деятельности. Если эксперт анализирует, консультант - рекомендует и советует, то учитель -приобщает, повышает уровень психологических знаний у окружающих.
Функции организационного психолога определяют конкретные задачи его работы в организации, которые могут быть представлены тремя категориями.
Работа с персоналом:
- оценка персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изучение и фиксация деловых, - профессиональных качеств, способностей);
- профессиональная ориентация и консультирование;
социально-психологическое обучение персонала и повышение квалификации сотрудников;
- ускорение процессов адаптации работников в организации - взаимодействие руководителя с подчиненными.
Организация труда:
- аттестация должностей, включенных в штатное расписание (описание должностных обязанностей, составление профессиограмм, должностных инструкций);
- изучение условий труда, организации рабочих мест;
- анализ личности работника в системе организации (изучение отношения к труду, удовлетворенности трудом, мотивации и стимулирования труда, безопасности труда).
Организационное управление и социальное планирование:
- социально-психологическое обеспечение внедрения нововведений и реорганизации;
- формирование групповых норм, морали, организационной культуры;
- профилактика и разрешение конфликтов;
- контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе, его совершенствование и оздоровление;
- создание «команды»;
- повышение дисциплины труда;
- лояльность по отношению к организации.
- 1.Теоретические основы, цели и задачи психологического консультирования.
- 2.Характеристика видов и принципов психологического консультирования.
- 3.Отличия психологического консультирования от других видов практической деятельности психолога.
- 4.Психологическое консультирование как способ оказания психологической помощи человеку в ситуациях жизненных затруднений.
- 5.Проблема ответственности в работе психолога-консультанта.
- 6.Позиция и роли психолога-консультанта в учреждении.
- 7.Функции и принципы детского консультирования.
- 8.Этический кодекс психолога. Соотношение соблюдения конфиденциальности и законности в общеобразовательном учреждении.
- 9.Модель идеального психолога-консультанта.
- 10.Профилактика синдрома эмоционального выгорания.
- 11.Организация консультативного процесса в условиях дошкольного, школьного образовательного учреждения.
- 12.Характеристика психодинамического консультирования.
- 13.Бихевиорально-когнитивное направление психологического консультирования.
- 14.Основные положения трансакционного анализа.
- 15.Принципы личностно-центрированного направления в консультировании.
- 16.Основные понятия и техники гештальт-консультирования.
- 17.Сравнение теории защитных механизмов в психоанализе и гештальтпсихологии.
- 18.Логотерапиия при кризисном консультировании.
- 19.Тезники и принципы экзистенциального консультирования.
- 20.Использование символдрамы в консультировании детей и подростков. Характеристика 1-2 мотивов (на выбор).
- «Психологическая норма» для образа луга
- Детали луга
- Отклонения от нормы в образе луга
- Пошаговая инструкция визуализации
- Признаки нормы и отклонения от нормы в ходе визуализации
- 21.Принципы диалогического консультирования (т.А. Флоренская).
- 22.Эклектичность современного консультирования.
- 23.Виды документации психолога-консультанта.
- 24.Виды запроса клиента на психолого-консультативную помощь.
- 25.Формулирование цели и задач психологической работы с детьми и подростками.
- 26.Особенности межличностного взаимодействия в консультативном процессе.
- 27.Характеристика техник установления и поддержания контакта в рамках первичной консультации.
- 28.Использование диагностического инструментария в процессе консультирования.
- 29.Системная диагностика как принцип консультирования.
- 30.Предъявления психологического заключения адресату.
- 31.Определение проблемы и ее контекста.
- 32.Выявление и формулирование гипотез психологом-консультантом.
- 33.Консультативный климат, его физические и эмоциональные компоненты.
- 34.Требования к личности психолога-консультанта.
- 35.Проверка гипотезы и планирование консультативно-терапевтического взаимодействия.
- 36.Беседа как основной метод психологического консультирования.
- 37.Особенности организации и проведения первичной консультативной беседы.
- 38.Характестика этапов индивидуального консультирования.
- 39.Психологический анамнез: понятие, структура, способы сбора.
- 40.Изучение и коррекция мета-модельных лингвистических нарушений в процессе консультирования.
- 41.Использование вербальных техник, а именно – перефразирование, уточнение, «отзеркаливание» информации.
- 42.Техники постановка специальных вопросов: открытые, закрытые, парадоксальные, эхо-вопросы.
- 43.Эмоциальный компонент в консультировании (техники ободрения и успокаивания, отражение чувств, самораскрытие).
- 44.Виды слушания- активное, нерефлексивное эмпатийное.
- 45.Техники оказания психологического воздействия (пауза молчания, конфронтация, интерпритация, предоставление информации).
- Пояснение
- Конфронтация
- Обобщение
- 46.Техники структурирования процесса консультирования.
- 47.Процедура оценивания эффективности процесса консультирования.
- 48.Особенности консультирования детей дошкольного возраста.
- 49.Типичные запросы семьи с ребенком дошкольного возраста: адаптация к доу, детская агрессивность, страхи.
- 50.Специфика обращений за консультативной помощью к психологу в оу различных типов (детский сад, школа).
- 51.Особенности консультативной работы со школьниками (адаптация, готовность к школьному обучению, буллинг).
- 52.Взаимодействие с окружением в системе консультативного взаимодействия.
- 54.Переживание горя, утраты ребенком в зависимости от возраста.
- 55.Алгоритм обследования ребенка, пострадавшего в кризисной ситуации.
- 56.Особенности консультирования подростков.
- 57.Индивидуальная и групповая форма профессионального консультирования.
- 58.Классические и активизирующие технологии проведения профконсультации старшеклассников.
- 59.Использование песочной терапии в процессе детского консультирования.
- 60.Принципы использования сказкотерапии в зависимости от выявленной проблематики и возраста клиента.
- 61.Основы практической формы работы со сказкой в условиях возрастного консультирования.
- 62.Особенности психологического консультирования суицидентов, ситуация пресуицидов, ближайшего окружения ребенка.
- 63.Диагностические и терапевтические возможности фото-, видео-терапии как метода консультирования подростков.
- 64.Применение куклотерапии в кризисном консутировании детей и подростков.
- 65.Игра как способ осознания нравственных ценностей, правил и норм поведения посредством проигрывания ситуаций в процессе консультирования.