logo search
psikhologia_lektsii (1)

5. Методы социальной психологии

Социальная психология, нацеленная на всестороннее исследование изучаемых явлений и процессов, обычно использует следующие методы: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тестирование, социометрия и др.

Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает, а невключенное это не предполагает.

Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их взаимоотношения в группе.

Метод анализа документов обычно представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах. Необходимая информация содержится в различных источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, специальной литературе). Существуют два основных типа документов, представляющих интерес для социально-психологического исследования – официальные (отчеты, публикации, характеристики и т.п.) и сугубо личные (показания, письма, исповеди и др.). В рамках исследований массовых коммуникаций широко используется контент-анализ документа. Этот формализованный метод анализа документов основан на выделении специальных «единиц исследования» (например, слов, принятых в качестве ключевых) и подсчета частоты их употребления.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или различных источников.

Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователей. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.

Тестирование – метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя с помощью специальных вопросов или заданий.

Социометрия – метод социальной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы. Социометрия позволяет выявлять:

- социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах;

- конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений;

- формальных и неформальных лидеров, предпочитаемых или «отвергнутых» членов группы;

- наличие в группе микрогрупп и связи между ними.

К дополнительным методам социально-психологического исследования относят приемы, способы обработки и анализа результатов исследования (факторный и корреляционный анализ, методы моделирования и др.).

Изучение СП явлений всегда осуществляется на основе специально разработанных программ исследования конкретных феноменов. Обычно такая программа включает в себя следующие разделы, в которых предусмотрены:

1. главное направление исследования: его объект, предмет, цели и задачи (особое внимание при этом уделяется эмпирическому определению основных понятий, используемых в исследовании, выдвижению гипотез, разработке плана-графика исследования);

2. необходимые методы и методики изучения выбранного для анализа феномена; здесь предусматриваться первичная апробация этих методик на небольшой пробной выборке;

3. сбор фактических данных, от которых зависят качество и надежность полученных выводов;

4. качественная и количественная обработка полученных данных, их интерпретация, формулировка выводов и практических рекомендаций, прогноз развития СП явлений в будущем;

5. на заключительном этапе психолог, руководствуясь своей программой, доказывает или опровергает выдвинутые перед исследованием гипотезы, переходит к научным обобщениям, абстрагируясь от частностей, деталей, единичных фактов и наблюдений.

Часто может иметь место и дополнительный этап, в ходе которого осуществляется уточнение проблемы, корректировка или смена методов или методик при неудовлетворительных результатах.

Российский ученый Николай Иванович Шевандрин выделяет следующие группы методов социальной психологии:

  1. Методы феноменологизации и концептуализации.

  2. Методы исследования и диагностики.

  3. Методы обработки и интерпретации.

  4. Методы коррекции и терапии.

  5. Мотивирования и управления.

  6. Методы обучения и развития.

  7. Методы конструирования и творчества.

Методы феноменологизации и концептуализации. Позволяют произвести предварительную работу по выделению интересующих нас социально-психологических явлений и проблем. Вычленение указанных явлений осуществляется в соответствии с имеющимися социальными потребностями, а предварительная концептуализация путем соотношения с имеющимися моделями и теориями.

Методы исследования и диагностики. К ним относятся наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности.

Методы обработки и интерпретации. Для обработки полученных данных в социальной психологии чаще всего используются статистические методы.

Методы коррекции и терапии. Эти методы позволяют улучшить различные личностные и групповые характеристики: умения, навыки и т.д., осуществлять лечение психики людей средствами взаимодействия между ними. К этим методам относятся, например: групповая терапия, гештальттерапия и др.

Мотивирования и управления. Эти методы позволяют побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп в процессе достижения определенных целей.

Методы обучения и развития. Эти методы призваны реализовывать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия в процессе усвоения конкретных знаний, умений и навыков. Обеспечивают рост уровня межличностной компетенции, развитие личностных особенностей членов группы или самой группы в целом. Сюда входят дискуссионные методы, тренинг личностного роста, тренинги межличностной чувствительности.

Методы конструирования и творчества. Эти методы позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия для решения сложных проблем, связанных с прохождением чего-то нового (выход из конфликтной ситуации, разработка технического устройства и т.д.).

Между перечисленными методами нет четких границ, они взаимосвязаны, взаимно пересекаются, дополняют друг друга.

Одна из важнейших проблем социально-психологического исследования – качество социально-психологической информации. Оно зависит от качества применяемых в социально-психологическом исследовании инструментов и компетентности исследователя в процессе интерпретации полученных данных.

Понятно, что все указанные и некоторые другие проблемы должны быть тщательно учтены при организации лабораторного социопсихологического эксперимента. Что касается социально-психологического инструментария, можно считать, что существует ряд предъявляемых к нему требований, выполнение которых позволяет оценить качество социопсихологической информации. К ним относятся следующие:

Репрезентативность (представительность) – это возможность распространения результатов, полученных при исследовании выборочной совокупности объектов, на всю совокупность этих объектов. Обоснование выборочной совокупности – важный этап исследования, и соответствующие процедуры определения выборки рассматриваются в методах социологии.

Обоснованность (валидность) – это возможность измерения именно тех характеристик объекта, которые требуется измерять. Существует множество способов проверки инструмента на валидность. Они рассматриваются в курсе психологической диагностики.

Устойчивость – однозначность информации при получении ее в разных ситуациях. Обычно это качество проверяется повторными измерениями.

Точность – это чувствительность инструмента, степень приближения результата измерения к истинному значению измеряемой величины. Лучше всего понять этот критерий позволяет анализ возможностей проективного и вербального тестов. Проективный тест дает исследователю информацию о наличии того или иного свойства, например, характерологического. Скажем, по рисунку, выполненному человеком во время тестирования, исследователь может судить о наличии в характере испытуемого такого свойства, как агрессивность. Однако в какой степени это свойство присуще тестируемому, с какой силой оно представлено в его характере, подскажет только вербальный тест, который позволяет эту степень видеть по крайней мере в трех диапазонах – низкая, средняя или высокая.

Надежность – свойство инструмента, которое в разных специальных литературных источниках описывается через критерий либо репрезентативности, либо устойчивости.