57.Индивидуальная и групповая форма профессионального консультирования.
Групповое профконсультирование
Групповой профконсультацией является любая форма по оказанию профориентационной помощи в условиях взаимодействия профконсультанта с группой. Такие консультации традиционно используются в профориентации школьников. групповая консультация может стать перспективным направлением работы с молодежью. Имеет следующие преимущества:
позволяет сэкономить время консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о консультируемых);
является эффективным способом профессионального просвещения и информирования, повышения уровня психологической компетентности в вопросах выбора профессии и поиска работы.
Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет определенные требования к консультанту: он должен иметь навыки работы с группой, ораторские способности, уметь донести информацию.
Традиционно в практике профориентации в ходе групповых консультаций клиенты получают информацию по следующим темам: "Мир профессий" (многообразие профессий), "Человек и профессия" (понятия "профессия", "специальность", "должность"), "Здоровье и выбор профессий'' и др.
При подготовке информационной консультации надо учитывать, что информация воспринимается наиболее продуктивно первые 10 - 15 минут (оптимальная продолжительность - 45 минут). Поэтому наиболее важные, ключевые понятия, сведения установочного характера следует давать в начале консультации. Затем желательно использовать более активные формы подачи информации: работу с раздаточным материалом (таблицами, графиками); решение проблемных ситуаций
На заключительном этапе информационной консультации необходимо предоставить слушателям возможность задать интересующие их вопросы.
Диагностическая групповая консультация наиболее подходит для выполнения следующих задач: определения сформированности профессиональных планов клиента; выявления уровня информированности в профессиональной сфере; изучения потребностно-мотивационной сферы консультируемых, их интересов.
При проведении групповой диагностики особенно важно следовать принципу компетентности: использовать только апробированные методы, отвечающие требованию надежности и рекомендованные для работы. Вопросы и задания должны быть понятными для консультируемых, инструкции - четкими, не допускающими разночтений. Желательно, чтобы продолжительность собственно диагностики не превышала 20 минут.
При организации групповой диагностической консультации следует обеспечить необходимые санитарно-гигиенические условия (предварительно проветренное помещение, достаточную освещенность и т.п.). Численность группы зависит от сложности диагностической процедуры. Оптимальное количество консультируемых 12 - 15 человек.
Групповая диагностическая консультация включает три этапа. На первом - профконсультант объясняет цель консультации, гарантирует неразглашение сведений, которые будут получены в ее процессе, излагает необходимый теоретический материал. Второй этап - проведение собственно диагностической процедуры. Консультируемым объясняют правила заполнения анкет относительно выполнения психодиагностических методик и инструктируют их. На третьем, заключительном этапе, полученные результаты интерпретируются с позиции успешности учебной и профессионально деятельности. По мере возможности даются рекомендации общего плана.
Для выявления уровня информированности клиента о профессиональной сфере можно использовать также анкетирование или опрос, включающие следующие вопросы:
Какие профессии Вы знаете? В каких учебных заведениях их можно получить?2. Какие требования предъявляет профессия к человеку?3. Что такое профессиональный план и какие факторы необходимо учитывать при его построении?4. Знаете ли Вы классификацию профессий по предмету труда?
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Главная задача педагога(психолога)-профконсультанта при проведении — помочь учащемуся сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии.
Для этого в практике широко используются бланковые материалы, которые содержат информацию об особенностях профессий (профессиокарты), учебных заведениях, вакансиях, условиях поступления на работу и т.д., а также компьютерные программы. Однако основным методом индивидуальной профессиональной консультации остается профориентационная беседа, целью которой является принятие учащимся решения о выборе профессии.
Остановимся на основных этапах индивидуального профессионального консультирования (беседы):
выделение учащимся собственных возможностей (профессионального трудового потенциала, общих и специальных знаний, умений, навыков, возможного профессионального опыта);
определение учащимся собственных ограничений (психологических, медицинских и т.п.);
подбор профессии в соответствии с профессиональными склонностями, сложившимися способностями, приобретенными умениями, знаниями, навыками, но и ограничениями (заболеваниями).
В ходе индивидуального профессионального консультирования выделяются следующие этапы.
Этап 1. Знакомство. Этот этап во многом определяет успешность всей последующей работы. Основная цель — создание атмосферы доверия и взаимопонимания между консультантом и учащимся. Необходимо снять то нервное и физическое напряжение.
Этап 2. Вступление (ввод в профессиональное общение). Цель — выработка договоренности о продолжительности консультации и ожидаемых профконсультантом и учащимся результатов. Следует максимально четко определить принцип общения «на равных»; объяснить учащемуся, что выбор окончательного решения зависит только от него, а консультант лишь помогает сориентироваться в его проблемах и возможностях их решения.
Этап 3. Выявление потребностей и запросов консультируемого. В ходе беседы необходимо уточнить конкретные обстоятельства жизни и определить, в чем заключаются проблемы учащегося. Для этого можно использовать вопросы, начинающиеся со слов «Кто?», «Когда?», «Где?», «Как часто?», «По какой причине», а также уточняющие вопросы типа «Что вы имеете в виду…?», «Когда это произошло?», «Пожалуйста, приведите мне пример…», «Было ли в подобных случаях по-другому?», «Что является причиной вашего…?» и т.д. Цель вопросов — уточнение изложения проблемы консультируемого. Профконсультант должен понимать, что для профессионально грамотной работы следует ориентироваться в реальных фактах, а не в их интерпретации.
Для выявления запроса необходимо не только знать конкретную ситуацию, но и определить ее мотивы и ценностные ориентации учащегося. Выяснить это можно непосредственно в ходе беседы, задавая вопросы типа: «Почему это так для вас значимо?», «Почему вы этого хотите?», «Почему для вас важно, чтобы получилось (произошло)…?» и т.п.
При выявлении запроса следует понимать, что любое обращение к профконсультанту, как правило, имеет две стороны. Одна, «внешняя», сторона отражает формулирование проблемы самим человеком и его ожидания от консультации. Другая, «внутренняя», сторона воспроизводит психологическое содержание, стоящее за обращением к профконсультанту. При этом «внутренняя» сторона запроса может не осознаваться самим консультируемым, и выявление ее — задача консультанта. Игнорирование такой ситуации приводит к непониманию профконсультантом консультируемого, а это, в свою очередь, может провоцировать у последнего агрессивные реакции и вызвать чувство неудовлетворенности консультацией, что часто выражается в формулировании отношения к профконсультанту как к «плохому специалисту».
«Внешняя» сторона запроса может формулироваться в виде мотивов:
получения профессии;
профессионального самоопределения;
выбора направления обучения;
получения конкретной помощи в реализации профессиональных планов и преодолении затруднений.
«Внутренняя» же сторона запроса может выражаться в виде:
эмоциональной поддержки и сочувствия;
способа справиться с повышенной тревожностью;
подтверждения своей правоты в сложной жизненной позиции;
совета в ситуации выбора и т.д.
Как видно, «внутренний» запрос консультируемого часто может служить основанием для оказания ему психологической поддержки.
Этап 4. Диагностика интеллектуальных и личностных особенностей консультируемого. В ряде случаев (сложность выбора профессии, незнание своих склонностей и способностей, невыраженность профессиональных интересов и др.) возможно проведение психодиагностики. Цель — определение уровня интеллектуального развития консультируемого, его специальных способностей, свойств характера, темперамента, особенностей эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер.
Этап 5. Выход из контакта. Цель — осуществление выхода из контакта. На этом этапе необходимо закрепить положительный эффект от консультации. Для этого рекомендуется еще раз проговорить основные выводы, к которым консультант и консультируемый пришли в результате беседы.
Окончание консультации нужно построить таким образом, чтобы у учащегося не осталось чувства потраченного попусту времени; он должен ощущать, что разговор с профконсультантом дал ему что-то новое в понимании своей проблемы и возможных путей ее решения, в представлении своей дальнейшей жизненной перспективы и привел к уменьшению внутренней тревоги.
Рекомендуется заканчивать консультацию личностно ориентированными фразами, демонстрирующими консультируемому доброжелательность и заинтересованность в его проблемах: «Желаю успеха»и т.п.
- 1.Теоретические основы, цели и задачи психологического консультирования.
- 2.Характеристика видов и принципов психологического консультирования.
- 3.Отличия психологического консультирования от других видов практической деятельности психолога.
- 4.Психологическое консультирование как способ оказания психологической помощи человеку в ситуациях жизненных затруднений.
- 5.Проблема ответственности в работе психолога-консультанта.
- 6.Позиция и роли психолога-консультанта в учреждении.
- 7.Функции и принципы детского консультирования.
- 8.Этический кодекс психолога. Соотношение соблюдения конфиденциальности и законности в общеобразовательном учреждении.
- 9.Модель идеального психолога-консультанта.
- 10.Профилактика синдрома эмоционального выгорания.
- 11.Организация консультативного процесса в условиях дошкольного, школьного образовательного учреждения.
- 12.Характеристика психодинамического консультирования.
- 13.Бихевиорально-когнитивное направление психологического консультирования.
- 14.Основные положения трансакционного анализа.
- 15.Принципы личностно-центрированного направления в консультировании.
- 16.Основные понятия и техники гештальт-консультирования.
- 17.Сравнение теории защитных механизмов в психоанализе и гештальтпсихологии.
- 18.Логотерапиия при кризисном консультировании.
- 19.Тезники и принципы экзистенциального консультирования.
- 20.Использование символдрамы в консультировании детей и подростков. Характеристика 1-2 мотивов (на выбор).
- «Психологическая норма» для образа луга
- Детали луга
- Отклонения от нормы в образе луга
- Пошаговая инструкция визуализации
- Признаки нормы и отклонения от нормы в ходе визуализации
- 21.Принципы диалогического консультирования (т.А. Флоренская).
- 22.Эклектичность современного консультирования.
- 23.Виды документации психолога-консультанта.
- 24.Виды запроса клиента на психолого-консультативную помощь.
- 25.Формулирование цели и задач психологической работы с детьми и подростками.
- 26.Особенности межличностного взаимодействия в консультативном процессе.
- 27.Характеристика техник установления и поддержания контакта в рамках первичной консультации.
- 28.Использование диагностического инструментария в процессе консультирования.
- 29.Системная диагностика как принцип консультирования.
- 30.Предъявления психологического заключения адресату.
- 31.Определение проблемы и ее контекста.
- 32.Выявление и формулирование гипотез психологом-консультантом.
- 33.Консультативный климат, его физические и эмоциональные компоненты.
- 34.Требования к личности психолога-консультанта.
- 35.Проверка гипотезы и планирование консультативно-терапевтического взаимодействия.
- 36.Беседа как основной метод психологического консультирования.
- 37.Особенности организации и проведения первичной консультативной беседы.
- 38.Характестика этапов индивидуального консультирования.
- 39.Психологический анамнез: понятие, структура, способы сбора.
- 40.Изучение и коррекция мета-модельных лингвистических нарушений в процессе консультирования.
- 41.Использование вербальных техник, а именно – перефразирование, уточнение, «отзеркаливание» информации.
- 42.Техники постановка специальных вопросов: открытые, закрытые, парадоксальные, эхо-вопросы.
- 43.Эмоциальный компонент в консультировании (техники ободрения и успокаивания, отражение чувств, самораскрытие).
- 44.Виды слушания- активное, нерефлексивное эмпатийное.
- 45.Техники оказания психологического воздействия (пауза молчания, конфронтация, интерпритация, предоставление информации).
- Пояснение
- Конфронтация
- Обобщение
- 46.Техники структурирования процесса консультирования.
- 47.Процедура оценивания эффективности процесса консультирования.
- 48.Особенности консультирования детей дошкольного возраста.
- 49.Типичные запросы семьи с ребенком дошкольного возраста: адаптация к доу, детская агрессивность, страхи.
- 50.Специфика обращений за консультативной помощью к психологу в оу различных типов (детский сад, школа).
- 51.Особенности консультативной работы со школьниками (адаптация, готовность к школьному обучению, буллинг).
- 52.Взаимодействие с окружением в системе консультативного взаимодействия.
- 54.Переживание горя, утраты ребенком в зависимости от возраста.
- 55.Алгоритм обследования ребенка, пострадавшего в кризисной ситуации.
- 56.Особенности консультирования подростков.
- 57.Индивидуальная и групповая форма профессионального консультирования.
- 58.Классические и активизирующие технологии проведения профконсультации старшеклассников.
- 59.Использование песочной терапии в процессе детского консультирования.
- 60.Принципы использования сказкотерапии в зависимости от выявленной проблематики и возраста клиента.
- 61.Основы практической формы работы со сказкой в условиях возрастного консультирования.
- 62.Особенности психологического консультирования суицидентов, ситуация пресуицидов, ближайшего окружения ребенка.
- 63.Диагностические и терапевтические возможности фото-, видео-терапии как метода консультирования подростков.
- 64.Применение куклотерапии в кризисном консутировании детей и подростков.
- 65.Игра как способ осознания нравственных ценностей, правил и норм поведения посредством проигрывания ситуаций в процессе консультирования.