logo search
волкова экзамен

57.Индивидуальная и групповая форма профессионального консультирования.

Групповое профконсультирование

Групповой профконсультацией является любая форма по оказанию профориентационной помощи в условиях взаимодействия профконсультанта с группой. Такие консультации традиционно используются в профориентации школьников. групповая консультация может стать перспективным направлением работы с молодежью. Имеет следующие преимущества:

Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет определенные требования к консультанту: он должен иметь навыки работы с группой, ораторские способности, уметь донести информацию.

Традиционно в практике профориентации в ходе групповых кон­сультаций клиенты получают информацию по следующим темам: "Мир профессий" (многообразие профессий), "Человек и профес­сия" (понятия "профессия", "специальность", "должность"), "Здоровье и выбор профессий'' и др.

При подготовке информационной консультации надо учитывать, что информация воспринимается наиболее продуктивно первые 10 - 15 минут (оптимальная продолжительность - 45 ми­нут). Поэтому наиболее важные, ключевые понятия, сведения уста­новочного характера следует давать в начале консультации. Затем желательно использовать более активные формы подачи информа­ции: работу с раздаточным материалом (таблицами, графиками); решение проблемных ситуаций

На заключительном этапе информационной консультации необходимо предоставить слушателям возможность задать интересующие их вопросы.

Диагностическая групповая консультация наиболее подходит для выполнения следующих задач: определения сформированности профессиональных планов клиента; выявления уровня информированности в профессиональной сфере; изучения потребностно-мотивационной сферы консультируемых, их интересов.

При проведении групповой диагностики особенно важно следовать принципу компетентности: использовать только апробированные методы, отвечающие требованию надежности и рекомендованные для работы. Вопросы и задания должны быть понятными для консультируемых, инструкции - четкими, не допускающими разночтений. Желательно, чтобы продолжительность собственно диагностики не превышала 20 минут.

При организации групповой диагностической консультации следует обеспечить необходимые санитарно-гигиенические условия (предварительно проветренное помещение, достаточную освещенность и т.п.). Численность группы зависит от сложности диагностической процедуры. Оптимальное количество консультируемых 12 - 15 человек.

Групповая диагностическая консультация включает три этапа. На первом - профконсультант объясняет цель консультации, гарантирует неразглашение сведений, которые будут получены в ее процессе, излагает необходимый теоретический материал. Второй этап - проведение собственно диагностической процедуры. Консультируемым объясняют правила заполнения анкет относительно выполнения психодиагностических методик и инструктируют их. На третьем, заключительном этапе, полученные результаты  интерпретируются с позиции успешности учебной и профессионально деятельности. По мере возможности даются рекомендации общего плана.

Для выявления уровня информированности клиента о професси­ональной сфере можно использовать также анкетирование или оп­рос, включающие следующие вопросы:

  1. Какие профессии Вы знаете? В каких учебных заведениях их можно получить?2. Какие требования предъявляет профессия к человеку?3. Что такое профессиональный план и какие факторы необходи­мо учитывать при его построении?4. Знаете ли Вы классификацию профессий по предмету труда?

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Главная задача педагога(психолога)-профконсультанта при проведении — помочь учащемуся сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии.

Для этого в практике широко используются бланковые материалы, которые содержат информацию об особенностях профессий (профессиокарты), учебных заведениях, вакансиях, условиях поступления на работу и т.д., а также компьютерные программы. Однако основным методом индивидуальной профессиональной консультации остается профориентационная беседа, целью которой является принятие учащимся решения о выборе профессии.

Остановимся на основных этапах индивидуального профессионального консультирования (беседы):

В ходе индивидуального профессионального консультирования выделяются следующие этапы.

Этап 1. Знакомство. Этот этап во многом определяет успешность всей последующей работы. Основная цель — создание атмосферы доверия и взаимопонимания между консультантом и учащимся. Необходимо снять то нервное и физическое напряжение.

Этап 2. Вступление (ввод в профессиональное общение). Цель — выработка договоренности о продолжительности консультации и ожидаемых профконсультантом и учащимся результатов. Следует максимально четко определить принцип общения «на равных»; объяснить учащемуся, что выбор окончательного решения зависит только от него, а консультант лишь помогает сориентироваться в его проблемах и возможностях их решения.

Этап 3. Выявление потребностей и запросов консультируемого. В ходе беседы необходимо уточнить конкретные обстоятельства жизни и определить, в чем заключаются проблемы учащегося. Для этого можно использовать вопросы, начинающиеся со слов «Кто?», «Когда?», «Где?», «Как часто?», «По какой причине», а также уточняющие вопросы типа «Что вы имеете в виду…?», «Когда это произошло?», «Пожалуйста, приведите мне пример…», «Было ли в подобных случаях по-другому?», «Что является причиной вашего…?» и т.д. Цель вопросов — уточнение изложения проблемы консультируемого. Профконсультант должен понимать, что для профессионально грамотной работы следует ориентироваться в реальных фактах, а не в их интерпретации.

Для выявления запроса необходимо не только знать конкретную ситуацию, но и определить ее мотивы и ценностные ориентации учащегося. Выяснить это можно непосредственно в ходе беседы, задавая вопросы типа: «Почему это так для вас значимо?», «Почему вы этого хотите?», «Почему для вас важно, чтобы получилось (произошло)…?» и т.п.

При выявлении запроса следует понимать, что любое обращение к профконсультанту, как правило, имеет две стороны. Одна, «внешняя», сторона отражает формулирование проблемы самим человеком и его ожидания от консультации. Другая, «внутренняя», сторона воспроизводит психологическое содержание, стоящее за обращением к профконсультанту. При этом «внутренняя» сторона запроса может не осознаваться самим консультируемым, и выявление ее — задача консультанта. Игнорирование такой ситуации приводит к непониманию профконсультантом консультируемого, а это, в свою очередь, может провоцировать у последнего агрессивные реакции и вызвать чувство неудовлетворенности консультацией, что часто выражается в формулировании отношения к профконсультанту как к «плохому специалисту».

«Внешняя» сторона запроса может формулироваться в виде мотивов:

«Внутренняя» же сторона запроса может выражаться в виде:

Как видно, «внутренний» запрос консультируемого часто может служить основанием для оказания ему психологической поддержки.

Этап 4. Диагностика интеллектуальных и личностных особенностей консультируемого. В ряде случаев (сложность выбора профессии, незнание своих склонностей и способностей, невыраженность профессиональных интересов и др.) возможно проведение психодиагностики. Цель — определение уровня интеллектуального развития консультируемого, его специальных способностей, свойств характера, темперамента, особенностей эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер.

Этап 5. Выход из контакта. Цель — осуществление выхода из контакта. На этом этапе необходимо закрепить положительный эффект от консультации. Для этого рекомендуется еще раз проговорить основные выводы, к которым консультант и консультируемый пришли в результате беседы.

Окончание консультации нужно построить таким образом, чтобы у учащегося не осталось чувства потраченного попусту времени; он должен ощущать, что разговор с профконсультантом дал ему что-то новое в понимании своей проблемы и возможных путей ее решения, в представлении своей дальнейшей жизненной перспективы и привел к уменьшению внутренней тревоги.

Рекомендуется заканчивать консультацию личностно ориентированными фразами, демонстрирующими консультируемому доброжелательность и заинтересованность в его проблемах: «Желаю успеха»и т.п.