logo search
Psikhologia_Ekzamen (1)

47.Развивающее и проблемное обучение, их отличия от традиционного.

Модели обучения:1. Традиционное обучение-объяснительно-иллюстративный характер, ориентация на среднего ученика, большой акцент на память, ученик выполняет роль пассивного слушателя, учитель редко взаимодействует с учениками.Недостатки:недостаточная активность учащихся, перегрузка произвольной памяти учащихся при соответствующей недогрузе их мышления, недостаточная управляемость процесса и результата.

2.Проблемное обучение(Матюшкин, Брушлинский, Лернер, Махмутов) –проблемная ситуация- задача, которая должна вызвать поисковую реакцию детей. Сначала формирует мотивацию или осознание важности, необходимости её решения. Носит развивающий характер, нет готового знания. Цель- не только в усвоении результатов научного знания, но и в организации процесса их самостоятельного получения. Предлагаемые ученику задания должны быть таковы, чтобы он не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся у него знания, но его знаний должно быть достаточно для самостоятельного анализа проблемной ситуации и нахождения неизвестного. Определённые трудности связаны с применение методов проблемного обучения в условиях урочной системы. Ели один ученик сказал решение в слух, оно становится известным всем остальным, которые получают его, подобно тому, как это происходит в традиционном обучении, «в готовом виде». Применяют систему письменных ответов. Но далеко не весь материал можно представить в виде проблемных ситуаций.

3. Развивающее обучение(Выготский, Занков). Принципы:1)обучение должно вестисьна высоком уровнетрудности, но оно не должно превышать возможности.

2)специально создаются препятствия, которые ребёнок должен преодолеть. 3)ведущая роль- теоретические знания. 4)быстрый темп обучения, за счёт снижения количества повторений. 5)формирование внутренней познавательной мотивации. Раскрыть перед учащимися основания необходимости изучения данного материала, выделения и заучивания конкретных элементов, научить их анализировать источники возникающих трудностей и ошибок. В отличие от традиционной системы учебный процесс здесь идет не от теории к практике, а наоборот - сначала даются примеры, а потом ученики самостоятельно делают теоретические выводы. Усвоенный материал проверяется как обычно - контрольными и отметками.Занков неоднократно подчёркивал, что предложенная им дидактическая система направлена на оптимальное общее развитие учащихся. С 1970 г- внедрилась в школу.