logo search
0560489_BB553_lekcii_osnovy_psihoterapii_chast_

Гештальтэксперимент

Суть гештальтэксперимента заключается в следующем.

Терапевт действует по методу проб и ошибок, то есть он меня­ет различные модельные ситуации и предлагает клиенту разные модели поведения. Такие творческие поиски при постоянном провоцировании активности самого клиента продолжаются до тех пор, пока психотерапевт вместе с клиентом не находят то, что по­могает разрешению проблемы или хотя бы движению в этом на­правлении.

Например, клиент жалуется, что никак не может преодолеть барьер отчужденности во взаимоотношениях с каким-то близким ему человеком (обычно это бывает между супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами).

Терапевт предлагает клиенту внушить себе, что он успешно преодолел этот барьер. Это самовнушение он закрепляет реаль­ным действием. То есть клиент встает со своего стула, пересту­пает через мысленный барьер (или проведенную мелом черту, натянутую веревочку) и переходит на стул того, кто (воображаемо) был по ту сторону барьера.

Теперь клиент должен внимательно прислушаться к себе и проанализировать, что он почувствовал, преодолев этот барьер и перейдя на сторону другого. Он должен постараться вжиться в это состояние преодоленного барьера и прочувствовать, как строятся взаимоотношения и взаимодействия между ним и этим близким человеком без барьера.

Иногда в такой игре могут участвовать оба реальных участника данной ситуации, если они оба (например, супруги, уважающие друг друга и желающие сохранить семью) равно озабочены этой никак не преодолеваемой отчужденностью и вместе обратились к психотерапевту за помощью.

К сожалению, в результате такого гештальтэксперимента клиент обнаруживает, что этот барьер создавался им (или тем человеком, или ими обоюдно) подсознательно как некая буферная система, без которой их несовместимость станет еще более оче­видной и мешающей.

Разумеется, психотерапевт, должен путем нескольких экспе­риментов и тщательного анализа реальных и воображаемых со­стояний клиента (или клиентов) убедиться, что это действительно так, а не ошибка эмоционального прогнозирования. Однако даже при установлении того факта, что данный барьер непреодолим или что попытка его разрушения лишь усугубит ситуацию, не мо­жет быть однозначных решений. Нужен всесторонний анализ про­блемы и возможных последствий тех или иных действий.

Легче всего посоветовать несовместимым людям разойтись. И если с объективной точки зрения так для всех будет лучше, то следует готовить людей к такому решению, особенно если их воз­раст и другие индивидуальные особенности позволяют им наде­яться еще встретить более совместимых партнеров.

Однако в реальной жизни это не всегда возможно. И к тому же от этого могут пострадать и они сами, и их близкие и общее дело и т.п. В таком случае надо помочь клиенту осознать, что этот барьер неко­торой отчужденности надо принять не как несчастье, порожденное тобой или другим, а как наиболее оптимальную форму сосущество­вания с этим человеком и смириться, не мучая ни себя, ни его.

Очень часто после такой психотерапевтической работы отно­шения этих людей переходят в другое качество, взаимные упреки и самообвинения заменяются спокойной взаимоуважительностью и готовностью к взаимодействию и взаимопомощи.

Разумеется, это происходит не сразу и лишь при готовности клиентов к активному сотрудничеству с психотерапевтом, а глав­ное друг с другом.

Эффективная работа с группой предусматривает определен­ную психологическую подготовку ее членов к работе на «горячем стуле» и вообще к активному сотрудничеству друг с другом и с психотерапевтом.

Для этого существует множество упражнений, способствую­щих, говоря терминами гештальттерапии, расширению сознания. Приведем наиболее популярное из них.