5. Методология психологии религии.
, психология религии включает два уровня исследования. Это, во-первых, теоретический анализ религиозной психики как индивида, так и группы и, во-вторых, эмпирическое изучение психологии верующих, использующее разнообразные методы, выработанные социологией и социальной психологией. плодотворное развитие научной психологии религии возможно лишь на базе органического синтеза теории и практики. Эмпирические исследования предполагают всегда определенную исходную методологическую, теоретическую программу. Поскольку психология религии представляет собой междисциплинарную науку, постольку и методы изучения религиозного сознания и поведения индивидов и групп могут быть заимствованы ею из разных наук.( Угринович) В ПР используются:метод объективного наблюдения, анализ биографий, проективные тесты, личностные опросники, метод семантического дифференциала, методы исследования установок и диспозиций личности, социометрия, интроспекция. Для понимания и объяснения религиозных явлений привлекаются различные психологические теории - бихевиоризм, гештальтпсихология, интеракционизм, теория поля, психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм), когнитивизм, "гуманистическая психология", психология "самости", трансперсонализм, культурно-историческая теория и теория деятельности. Изучение религиозной психологии включает в себя сбор и классификацию данных, а также построение и верификацию теорий. В первом из этих видов деятельности психология пересекается с феноменологией религии, которая также занимается описанием религиозного опыта и связанных с ним явлений. Более влиятельным оказалось психоаналитическое направление в психологии религии, представленное 3. Фрейдом, К. Юнгом в Э. Фроммом. Множество pабот Фрейда посвящено проблеме происхождения peлигии. Идею Бога Фрейд выводил из образа отца, религиозную веру объяснял инфантилизмом и неврозом. Марксистская психология религии включает два уровня исследования: 1теоретический анализ религиозной психики индивида, группы;2, эмпирическое изучение психологии верующих, использующее разнообразные методы, выработанные социологией и соц психологией. Поскольку ПР представляет собой соц-пс. науку, постольку и методы изучения религиозного сознания и поведения индивидов заимствуются ею из социальной психологии. суть марксистского понимания личности в том, что ее природа, ее сущность рассматривается как носящая изначально социальный характер. Личность есть индивидуализированное и персонифицированное проявление общества.Марксистская психология религии есть в своей основе соц-психологическая наука, отрасль (или раздел) социальной психологии. общий методологический подход к решению проблем психологии религии может быть только соц-пс-ким.Важным методом соц-пс изучения религии является наблюдение,этот метод наиболее ценен тогда, когда необходимо получить данные о религиозности индивидов или групп, изучая их поведение в обычных для них условиях, например во время богослужения, молитвы и т.п.,оно дает ценный материал, который всегда может быть дополнен и углублен с помощью других методов соц-пс исследования. «естественный» эксперимент не предполагает внешнего вмешательства в религиозную жизнь и быт верующих.Также, широко использовался метод изучения документов. Психология религии, как и социология религии, широко использует метод опроса. Как известно, опрос верующих проводится в двух основных формах: в форме письменной анкеты или устного интервью.
6. Комплекс конкретно-научных методов исследования в психологии религии.Научный метод характеризуется здесь как единство скептицизма, эмпиризма и систематического исследования. Любая теория должна предполагать ситуацию, когда она может быть фальсифицирована, поэтому необходим скептицизм в ее рассмотрении. Эмпиризм предполагает верифицируемость основных положений и выводов теории, которые должны опираться на эмпирически фиксируемые факты. Систематическое же исследование понимается как широкое применение научного эксперимента, который обеспечивает выявление каузальных зависимостей, без чего не может существовать ни одна наука. В психологии религии до настоящего времени преобладало изучение корреляционных, функциональных, а не каузальных зависимостей. Психологи объясняют это трудностями применения эксперимента в психологии религии.Трудности применения эксперимента в психологии религии действительно велики. Созданию экспериментальной ситуации, строго контролируемой исследователем, препятствуют в психологии религии многие факторы, прежде всего этического характера. Введение контролируемых экспериментатором переменных в психологическое состояние верующего или религиозной общины (группы) рассматривается религиозными людьми как «святотатство», как нарушение свободы совести. В большинстве случаев глубоко верующие люди просто не соглашаются на участие в подобных экспериментах.
Как своеобразный эквивалент эксперимента в психологии религии исследователи выдвигают идею «квазиэксперимента». Из дальнейшего изложения можно понять, что речь идет о своеобразном «естественном эксперименте», т. е. наблюдении за поведением верующего или религиозной группы в различных условиях, предполагающих наличие или отсутствие определенных субъективных или объективных факторов (независимых переменных). Наблюдение может подкрепляться опросами, каждый из которых проводится в ситуации, когда воздействие определенного фактора присутствует или отсутствует. Сопоставление данных наблюдений и опросов может дать ценный материал, выявляющий не только функциональные, но и каузальные зависимости.
Важным методом социально-психологического изучения религии является наблюдение.Также, широко использовался метод изучения документов. Психология религии, как и социология религии, широко использует метод опроса. Как известно, опрос верующих проводится в двух основных формах: в форме письменной анкеты или устного интервью. Анкета, особенно с «закрытыми» вопросами, имеет то преимущество, что ее данные легко поддаются статистической обработке и поэтому могут быть основой выявления общих социальных процессов и тенденций. Что же касается интервью, то оно может строиться, не обязательно исходя из четко фиксированного перечня вопросов и вариантов ответов на них. Для психолога, изучающего верующих, нередко большую ценность представляет свободное, жестко не фиксированное интервью, в процессе которого верующий может рассказать о своем внутреннем мире более полно, искренне, подробно.
7. Становление психологии религии как самостоятельной области научного знания.ПР относительно молодая наука, возникн.к19-н.20в.Появление этой науки связано как с внутринаучными тенденциями развития научного знания, так и с внешними факторами функционирования науки. Интегрирующим началом формирования психологии религии является междисциплинарность. Даная наука возникает на стыке существования ряда наук: общей психологии, социальной психологии, психологии личности, религиоведения, социологии, антропологии и т. д. В качестве исследователей, с чьей деятельностью связано появление ПР, можно назвать В. Вундта, С. Холла, Т. Рибо, Т. Флурнуа, У. Джеймса, Е.Д. Старбека, Дж. А. Леуба. Вундт ищет объяснение феномена религиозности путем трудоемкой, утомительной реконструкции недавнего прошлого самой религии, считая, что развитие религиозности есть неотъемлемая часть эволюционного процесса, берущего начало в элементарных и безрелигиозных субъективных событиях. Он убежден, что религия как и язык, и этика есть творение человеческого общества, поэтому постичь многозначительность религиозного опыта и переживаний возможно лишь рассматривая их в контексте, из которого они возникли.
Значительную роль на понимание психологии религиозности оказали идеи американского психолога Г. Стэнли Холла, который заслужил честь считаться родоначальником психологии религии.Холл впервые предпринимает попытку показать, что между историческим и индивидуальным развитием существует связь, которая недостаточно прослежена и до настоящего времени. Религиозное развитие индивида повторяет религиозное развитие всего вида. Уильям Джеймс, в отличие от Вундта, концентрировал внимание на религиозной жизни личности, на психологии веры отдельного человека. Источником религии был для него индивидуальный,религиозный опыт.
Исторический путь ПР сложен, запутан и, особенно для нашего государства, очень трагичен. В связи с этим современное состояние данной отрасли пс знания в России – неутешительно, и в ней наблюдается явный недостаток исследований. История изучения психологии религии позволяет нам выделить в ней два основных пути развития: отечественный и западный как наиболее классические и широко представленные в научной психологической литературе. С самого начала своего зарождения и до недавнего времени, психология религии на Западе активно развивалась, привлекая к себе внимание исследователей разных школ, направлений теоретической и прикладной психологии. Религия и духовность считались если не спасением от кризиса прагматизма, то по крайней мере, естественной составляющей жизни отдельного человека и общества в целом. В России судьба психологии религии была более чем трагична. Имея обширную научно-исследовательскую и теоретическую базу в дореволюционной психологии, опиравшуюся на труды русской философии и в определенной степени – русского богословия, с приходом к «власти» материалистических концепций марксизма она утратила свои традиции и оказалась «вне закона» .В Советском Союзе религия, и все с ней связанное находились под «цензурой нормальности». Исследованию религии в тот период времени существенную роль отводили, как ни странно, в школе Научного Атеизма. И самый расцвет таких исследований пришелся на 1959 – 1967 годы. Авторы школы научного атеизма (В.Г. Зверховский, Б.Д. Златан, А.И. Клибанов, В.И. Лебедев, Д.М. Угринович, К.К. Платонов и многие др.). Основной задачей таких работ было изучение личностных особенностей и специфики сознания верующих. Исследования проводились с изначальной установкой на поиск отклонения и утверждение негатива в религии и жизни верующих и с целью проведения дальнейшей антирелигиозной работы и пропаганды атеистического мировоззрения. В настоящее время в России же активизировалась ранее запрещенная религия: народ стосковался по душе и по духу. И, так или иначе, психология как наука, в первую очередь социально и личностно-ориентированная, непосредственно сталкивается с этими явлениями. Более того, многие профессиональные психологи также обратились к религии, в частности к христианству. В результате, сейчас можно говорить уже о появлении внутри психологии (или рядом с ней) так называемой христианской психологии. На настоящий момент она является одним из наиболее активно развивающихся направлений в отечественной психологии, тесно связанных с психологией религии. Эта наука накопила значительный материал о содержании религиозного сознания, включающего такие понятия, как бог (дух), рай, ад, грех и др., а также об эмоциональных состояниях и чувствах человека во время молитвы, исповеди и совершения других обрядов. В психологии религии существует несколько течений, базирующихся на различных теоретико-методологических основаниях. Истоки религиозности психология религии связывает с наличием, так называемых «религиозных инстинктов» (интуитивный вектор в постижении мира). В качестве фактора религиозности рассматривается страх как экзистенциальное беспокойство; специфически человеческие потребности (поиск ценностных ориентаций); переживание собственной ограниченности.
До появления научного религиоведения психология религии развивалась в рамках разных религиозных традиций в качестве конфессиональной психологии религии. Светская форма психологии религии формируется в 19в
- 1.Предмет психологии религии, ее структура и место в системе научных знаний.
- 3.Исторический и индивидуально-психологический подходы к исследованию психологических корней религии.
- 4.Основные функции и задачи психологии религии.
- 5. Методология психологии религии.
- 8. Феномен религиозности в исследованиях у. Джемса.
- 9. Психоаналитический подход в психологии религии
- 10. Исследование религиозности в бихевиоризме
- 11.Взгляды на религиозность человека в гуманистической традиции
- 12.Развитие отечественной психологии религии.
- 13.Семья как важнейший канал формирования религиозности личности.
- 14.Религиозная община как важнейший фактор формирования религиозности индивида.
- 15.Социально-психологическая типология религиозных личностей в зарубежной и отечественной психологии религии.
- 16.Направленность религиозной личности и ее реализация.
- 17.Потребности и мотивы поведения религиозной личности.
- 19.Социальные установки и ценностные ориентации религиозной личности.
- 20.Психология религиозного «обращения».
- 21.Религиозное сознание в индивидуальном развитии человека.
- 22.Влияние религиозности на поведение.
- 23.Религиозная психология: сущность и структура.
- 24.Основные подходы (концепции) к объяснению происхождения религиозных верований и представлений у людей.
- 25.Предмет религиозной веры и его специфика.
- 26.Психические процессы, доминирующие в религиозной вере.
- 27.Религиозная вера как эмоциональное и волевое отношение к сверхъестественному.
- 28.Уровни и функции религиозной веры.
- 29.Понятие и концепции религиозного опыта.
- 30.Мистический опыт и его типология.
- 31.Субъективность религиозного опыта и социальные формы его выражения.
- 32.Современное представление o религиозном опыте
- 33.Понятие о деструктивных, тоталитарных религиозных сектах.
- 34.Факторы, обуславливающие приход людей в деструктивные секты
- 35.Методы работы, используемые в деструктивных культах. Психотехника вовлечения индивида в религиозную секту.
- 36.Последствия пребывания в тоталитарных религиозных сектах.
- 37.Технологии работы с неофитами в тоталитарных религиозных сектах
- 38.Психологические особенности религиозного внушения.
- 39.Социально-психологическая сущность религиозного утешения.
- 40.Психология религиозной исповеди и медитации.
- 41.Понятие и предпосылки появления христианской психологии.
- 42.Христианское учение о психических познавательных процессах.
- 43.Потребности и страсти в христианской психологии.
- 44.Добродетели в христианской психологии.
- 45.Христианское отношение к чувственным видениям, знамениям и «откровениям».
- 46.Психологический аспект ислама
- 47.Личностное развитие в исламе и препятствия духовному росту.
- 48.Психологический аспект буддизма
- 49.Психологический аспект индуизма.
- 50.Психологический аспект иудаизма.
- 51.Понятие души и ее болезнь.
- 52.Лечение души.
- 53.Страсти, их виды и лечение страстей.
- 54.Безмолвие как основной метод лечения души.