Задания для самостоятельной работы студентов
Вопросы и задания:
Раскройте значение понятия «возраст».
Обоснуйте необходимость различения паспортного (хронологического), биологического, психологического и социального возрастов.
Рассмотрите периодизацию З. Фрейда, раскройте механизм развития личности.
Выделите основные отличия периодизации Э. Эриксона от других периодизаций развития.
Проведите сравнительный анализ развития личности по Э.Эриксону и З.Фрейду.
Расскажите о периодизации Л. Колберга.
Какие особенности протекания критических периодов развития выделил Л.С. Выготский?
Что такое психологическое новообразование?
Каковы критерии ведущей деятельности по А.Н. Леонтьеву?
Установите соответствие между понятиями и их определениями
-
Развитие
№______
Возраст
№______
Социальная ситуация развития
№______
Ведущий тип деятельности
№______
Новообразования личности
№______
Сензитивный период развития
№______
Кризис развития
№______
Онтогенез
№______
Зона ближайшего развития
№______
Экстериоризация
№______
Стабильные стадии развития
№______
Биологическое созревание
№______
Филогенез
№______
Интериоризация
№______
Специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой.
Характерные для каждой стадии развития качества, свойства, влияющие на развитие личности.
Последовательные, прогрессирующие, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики.
Деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.
Конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития.
Оптимальный характер развития определенных психологических свойств и процессов, присущий определенному возрастному периоду ребенка.
Плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка, которые составляют большую часть детства.
Краткие, но бурные стадии, сопровождаемые значительными сдвигами в развитии ребенка.
Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны окружающих людей.
Психологический механизм перехода из внешнего во внутренний план действий. Постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего во внутреннее.
Естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста.
Формирование основных структур психики индивида в течение его жизни.
Процесс порождения внешних действий на основе преобразований ряда внутренних структур, сложившихся на основе внешней социальной деятельности человека.
Становление структур психики в ходе биологический эволюции вида или социокультурной истории человечества.
Заполните таблицу:
Стадии развития личности по Э.Эриксону
Стадии | Возраст | Общая характеристика периода | Область социальных отношений | Полярные качества личности |
|
|
|
|
|
Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже
Стадии | Возраст | Новообразования |
|
|
|
Список литературы:
Основной ‑ рекомендуемые учебники:
Кулагина, И. Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов. – М.: Сфера; Юрайт, 2003. – 464 с.
Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. – 3-е изд. – М.: Пед. о-во России, 2004. – 448 с.
Дополнительный
Крайг, Г. Психология развития: пер. с англ. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.
Моргун, В.Ф. Ткачёва Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 81 с.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994. – 680 с.
Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития.– М.: Тривода, 1994.– 167с.
Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии – 1971. № 4. – С. 6-20.
Эриксон, Э.Г. Детство и общество / ред. А.А.Алексеев.– СПб.: Летний сад, 2000. – 416с.
- Психология развития
- Содержание
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Программа дисциплины
- Раздел 1. Общие вопросы психологии развития
- Тема 1. Предмет, задачи, методы и история становление психологии развития
- Тема 2. Теоретические и методологические подходы к проблеме психического развития
- Тема 3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
- Раздел 2. Характеристика психического развития в разные периоды онтогенеза
- Тема 4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- Тема 5. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Тема 7. Психологические особенности развития подростка
- Тема 8. Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте
- Тема 9. Динамика психического развития школьников в онтогенезе
- Тема 10. Психическое развитие в периоды взрослости
- 5.2. Темы семинарских/ практических занятий
- 6.2 Технологии внеаудиторной работы:
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Рекомендации студентам по организации самостоятельной работы при освоении курса «Психология развития»
- 7.2. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.2.1. Распределение часов по темам для самостоятельной работы
- 7.2.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
- 7.3. Содержание самостоятельной работы, семинарских и практических занятий
- Раздел 1. Общие вопросы психологии развития
- Тема 1. Предмет, задачи, методы и история становления психологии развития
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Тема 2. Теоретические и методологические подходы к проблеме психического развития
- Семинар 1. Условия, источники и движущие силы психического развития
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Кризисы периода детства
- Тема 3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
- Семинар 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Раздел 2. Характеристика психического развития в разные периоды онтогенеза
- Тема 4. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем детском возрасте
- Задания для самостоятельной работы студентов Младенческий возраст
- Ранний детский возраст
- Тема 5. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Смирнова е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - м.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
- Тема 6. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте
- Семинар 3. Психология младшего школьника
- Семинар 4. Психология младшего школьника
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Тема 7. Психологические особенности развития подростка
- Семинар 5. Психология подростка
- Семинар 6. Психология подростка
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Личко а.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков //Психология индивидуальных различий. Тексты /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, в.Я.Романова. –м.: Изд-во мгу, 1982. –с. 288-318.
- Тема 8. Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте
- Семинар 7. Психология ранней юности
- Семинар 8. Психология ранней юности
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Тема 9. Динамика психического развития школьников в онтогенезе
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Динамика психического развития школьников в онтогенезе
- Тема 10. Психологические особенности развития в периоды взрослости
- Задания для самостоятельной работы студентов
- 7.4. Методические рекомендации по написанию рефератов
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Учебно-методические материалы
- 9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
- 9.3. Форма и содержание промежуточной аттестации
- Вопросы к экзамену и зачету по курсу «Психология развития»
- Психология развития
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11