Тема 10. Психическое развитие в периоды взрослости
Основные (ключевые) понятия: молодость, зрелость, старость, кризисы взрослости.
Периодизация психического развития взрослого человека. Биологические основы развития в период зрелости. Возрастные кризисы взрослого человека: характеристика, динамика протекания, способы преодоления. Акмеология и ее значение для решения проблем психологии развития. Задачи развития взрослого человека (Э. Эриксон). Модель развития взрослых Р. Хейвигхерста.
Способность к личностным изменениям, открытость новому опыту, самоактуализация и самореализация. Проблема удовлетворенности жизнью. Особенности «Я-концепции» и ее динамика на этапе зрелости.
Когнитивное развитие в различные периоды зрелости. Изменение функций интеллекта. Роль опыта и мастерства в сохранении и изменении когнитивных возможностей в период средней взрослости.
Профессиональный цикл взрослого человека. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни. Потеря работы и трудовой стресс: психологические проблемы.
Семья как важный контекст развития взрослых. Семейный цикл. Задачи, решаемые родителями на разных стадиях развития детей. Отношения со стареющими родителями. Воспитание внуков. Отношение с друзьями на этапе зрелости.
Индивидуальные и половые различия в психологическом развитии на этапе зрелости.
Проблема периодизации позднего возраста (старости). Основные положения современной геронтологии. Биологическое, социальное и психологическое старение. Негативные стереотипы старости. Выход на пенсию как критический этап жизни человека. Теории приспособления к выходу на пенсию. Психологические особенности адаптации к выходу на пенсию.
Семейные и межличностные отношения в период позднего возраста. Значение общения в позднем возрасте. Проблема одиночества.
Физические аспекты старения. Проблема здоровья.
Когнитивные изменения в процессе старения. Факторы, влияющие на снижение интеллектуального уровня. Компенсаторные механизмы.
Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. Ретроспективная модальность жизни в старости. Специфика «Я-концепции» стареющего человека. Факторы удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте. Типологии старости. Психологические условия активной старости. Психологическая поддержка людей позднего возраста.
- Психология развития
- Содержание
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Программа дисциплины
- Раздел 1. Общие вопросы психологии развития
- Тема 1. Предмет, задачи, методы и история становление психологии развития
- Тема 2. Теоретические и методологические подходы к проблеме психического развития
- Тема 3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
- Раздел 2. Характеристика психического развития в разные периоды онтогенеза
- Тема 4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- Тема 5. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Тема 7. Психологические особенности развития подростка
- Тема 8. Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте
- Тема 9. Динамика психического развития школьников в онтогенезе
- Тема 10. Психическое развитие в периоды взрослости
- 5.2. Темы семинарских/ практических занятий
- 6.2 Технологии внеаудиторной работы:
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Рекомендации студентам по организации самостоятельной работы при освоении курса «Психология развития»
- 7.2. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.2.1. Распределение часов по темам для самостоятельной работы
- 7.2.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
- 7.3. Содержание самостоятельной работы, семинарских и практических занятий
- Раздел 1. Общие вопросы психологии развития
- Тема 1. Предмет, задачи, методы и история становления психологии развития
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Тема 2. Теоретические и методологические подходы к проблеме психического развития
- Семинар 1. Условия, источники и движущие силы психического развития
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Кризисы периода детства
- Тема 3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
- Семинар 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Раздел 2. Характеристика психического развития в разные периоды онтогенеза
- Тема 4. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем детском возрасте
- Задания для самостоятельной работы студентов Младенческий возраст
- Ранний детский возраст
- Тема 5. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Смирнова е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - м.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
- Тема 6. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте
- Семинар 3. Психология младшего школьника
- Семинар 4. Психология младшего школьника
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Тема 7. Психологические особенности развития подростка
- Семинар 5. Психология подростка
- Семинар 6. Психология подростка
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Личко а.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков //Психология индивидуальных различий. Тексты /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, в.Я.Романова. –м.: Изд-во мгу, 1982. –с. 288-318.
- Тема 8. Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте
- Семинар 7. Психология ранней юности
- Семинар 8. Психология ранней юности
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Тема 9. Динамика психического развития школьников в онтогенезе
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Динамика психического развития школьников в онтогенезе
- Тема 10. Психологические особенности развития в периоды взрослости
- Задания для самостоятельной работы студентов
- 7.4. Методические рекомендации по написанию рефератов
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Учебно-методические материалы
- 9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
- 9.3. Форма и содержание промежуточной аттестации
- Вопросы к экзамену и зачету по курсу «Психология развития»
- Психология развития
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11