Задания для самостоятельной работы студентов
Темы докладов и рефератов:
1. Основные причины неуспеваемости младших школьников и пути предупреждения.
Божович Л.И., Благонадежина Л.В. Изучение мотивации детей и подростков – М.: Педагогика, 1972
Венгер А.Л. Готов ли ребенок к школе? – М.: Просвещение, 1994
Венгер А.Л., Цукерман А.Г. Психологическое обследование младших школьников – М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004
Тема для эссе:
Трудности первых дней пребывания ребенка в школе.
Вопросы и задания:
1. Что такое ведущая деятельность? Перечислите основные виды ведущей деятельности в детских возрастах и младшем школьном возрасте.
2. В чём заключается произвольность психических процессов и поведения?
3. Как возникает и реализуется внутренний план действий?
4. Как реализуется взаимодействие в системе «учитель-ученик» у младшего школьника?
5. Какие мотивы учения чаще встречаются у младших школьников?
6. Какова роль первого учителя в развитии личности ребенка?
7. Чем определяются отношения сверстников в младших классах?
8. Закончите предложение:
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является …
Сензитивность младшего школьного возраста заключается в том, что …
Новообразованием младшего школьного возраста является….
Отношение к одноклассникам у младших школьников складывается под влиянием …
Ведущими мотивами учения в младшем школьном возрасте являются …
Внутренние мотивы учебной деятельности у младших школьников являются
Характерной особенностью младшего школьного возраста является то, что дети связывают оценку не со своими знаниями, а с …
Внимание на протяжении всего возраста преобладает …
Восприятие младших школьников характеризуется …
Память у младших школьников преобладает …, но постепенно развивается и … память.
По теории Пиаже мышление младшего школьника находится на стадии
Характерная черта развития воли - это …
Ребёнок считает, что друг - это тот, кто:
в 1-2 классе …,
в 3-4 классе …
Чтобы помочь осознать ребёнку младшего школьного возраста учебную задачу, следует …
Поступки в младшем школьном возрасте отличаются …, что отражает возрастные особенности формирования характера.
9. Установите аналогию:
Дошкольный возраст – анализирующее восприятие
Младший школьный возраст - …
10. Верно – не верно:
А – В младшем школьном возрасте заканчивается общее соматическое развитие.
Б – Для младшего школьного возраста характерно непроизвольное внимание.
11. Исключите лишнее:
мотивы учения
учебная задача
рефлексия
действие контроля
действие оценки
12. Перед вами характеристика второклассника. Заполните пропуски, учитывая возрастные особенности.
У мальчика преобладает … внимание. Память …, развивается в двух направлениях …… и осмысленности. С трудом запоминает … материал. Учебный материал воспринимает правильно, но не …. Преобладает … внимание. Мышление - …. В учёбе в первую очередь привлекает ….
Оценивая себя и сверстников ориентируется на оценки……
13. Сформулируйте рекомендации учителю по учёту возрастных психологических особенностей младших школьников, закончив предложения.
На уроках в начальной школе требуется частая смена заданий и упражнений, потому что…
Одним из ведущих принципов обучения младших школьников является принцип наглядности, что объясняется…
Запоминание у младших школьников преобладает механическое, поэтому учителю следует…
В начальной школе велик авторитет учителя, что можно использовать для…
Для школьника очень значима оценка учителя, которая должна применяться грамотно, то есть…
Восприятие младших школьников отличается слабой целенаправленностью, имеет поверхностный характер, поэтому учителю следует на уроке…
На уроках в начальной школе следует чаще использовать игру как метод обучения, так как…
Дети часто не понимают переносного значения слов, выражений, смысла пословиц, так как…
При обучении обязательно опираться на наглядный материал, так как…
Нельзя одновременно демонстрировать более двух картин, иллюстраций и давать задания, делать уточнения во время выполнения детьми начальных классов какой-то работы, потому что…
Список литературы:
Основной ‑ рекомендуемые учебники:
Кулагина, И. Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие. – М.: Сфера; Юрайт, 2005. – 464 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. – М. : Академия, 2002 - 456 с.
Дополнительный
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. – С. 284-291.
Божович, Л.И. Проблемы формирования личности в детском возрасте / под ред. Фельдштейна Д.И. – М.; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. – 352с.
Волков, Б.С. Психология младшего школьника. – М.: Академический проект, 2005. – 208 с.
Крайг, Г. Психология развития: пер. с англ. / Г. Крайг. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.
Общение и формирование личности школьника / под ред. А.А. Бодалева, Р.Л Кричевского. – М.,1997. – С. 17- 40, 55-70, 109-118.
- Психология развития
- Содержание
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Программа дисциплины
- Раздел 1. Общие вопросы психологии развития
- Тема 1. Предмет, задачи, методы и история становление психологии развития
- Тема 2. Теоретические и методологические подходы к проблеме психического развития
- Тема 3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
- Раздел 2. Характеристика психического развития в разные периоды онтогенеза
- Тема 4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- Тема 5. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Тема 7. Психологические особенности развития подростка
- Тема 8. Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте
- Тема 9. Динамика психического развития школьников в онтогенезе
- Тема 10. Психическое развитие в периоды взрослости
- 5.2. Темы семинарских/ практических занятий
- 6.2 Технологии внеаудиторной работы:
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Рекомендации студентам по организации самостоятельной работы при освоении курса «Психология развития»
- 7.2. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.2.1. Распределение часов по темам для самостоятельной работы
- 7.2.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
- 7.3. Содержание самостоятельной работы, семинарских и практических занятий
- Раздел 1. Общие вопросы психологии развития
- Тема 1. Предмет, задачи, методы и история становления психологии развития
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Тема 2. Теоретические и методологические подходы к проблеме психического развития
- Семинар 1. Условия, источники и движущие силы психического развития
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Кризисы периода детства
- Тема 3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
- Семинар 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Раздел 2. Характеристика психического развития в разные периоды онтогенеза
- Тема 4. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем детском возрасте
- Задания для самостоятельной работы студентов Младенческий возраст
- Ранний детский возраст
- Тема 5. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Смирнова е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - м.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
- Тема 6. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте
- Семинар 3. Психология младшего школьника
- Семинар 4. Психология младшего школьника
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Тема 7. Психологические особенности развития подростка
- Семинар 5. Психология подростка
- Семинар 6. Психология подростка
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Личко а.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков //Психология индивидуальных различий. Тексты /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, в.Я.Романова. –м.: Изд-во мгу, 1982. –с. 288-318.
- Тема 8. Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте
- Семинар 7. Психология ранней юности
- Семинар 8. Психология ранней юности
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Тема 9. Динамика психического развития школьников в онтогенезе
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Динамика психического развития школьников в онтогенезе
- Тема 10. Психологические особенности развития в периоды взрослости
- Задания для самостоятельной работы студентов
- 7.4. Методические рекомендации по написанию рефератов
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Учебно-методические материалы
- 9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
- 9.3. Форма и содержание промежуточной аттестации
- Вопросы к экзамену и зачету по курсу «Психология развития»
- Психология развития
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11