logo
УМК Психология развития

Тема 2. Теоретические и методологические подходы к проблеме психического развития

Основные (ключевые) понятия: развитие, детерминанты развития, наследственность, социальные факторы развития, биогенетическое направление, социогенетическое направление, интериоризация, закономерности развития, гетерохронность, сензитивный период, литические и критические периоды, кризисы развития.

Понятие развития. Факторы психического развития. Роль наследственных и социальных факторов в психическом развитии.

Анализ различных теорий психического развития. Биогенетическое направление в исследовании детского развития. Теория рекапитуляции (Ст.Холл). Теория трех ступеней детского развития: инстинкт, дрессура, интеллект (К. Бюлер). Социогенетическое направление в исследовании детского развития. Теория социального научения. Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн). Психоаналитические теории детского развития. Стадии психосексуального развития ребенка по З. Фрейду. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Когнитивное направление в психологии развития. Учение об интеллектуальном развитии Ж. Пиаже. Стадии интеллектуального развития ребенка. Теория морального развития Л. Колберга.

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Теория развития высших психических функций: опосредованность и интериоризация в психическом развитии. Теория развития личности Л.И. Божович. Модель развития личности А.В. Петровского. Модель развития общения М.И. Лисиной.

Проблема условий, источников и движущих сил психического развития человека. Проблема соотношения обучения и развития. Закономерности психического развития (цикличность и волнообразный характер развития, гетерохронность, сензитивные периоды, критические и стабильные периоды). Противоречия и кризисы психического развития. Общие признаки кризисов. Основные кризисы детского развития (Л.С. Выготский). Кризисы взрослости.