logo search
shpory_po_psihologii_religii_rgsu

50.Психологический аспект иудаизма.

Иудаизм основывается на представлении, что все люди в сущности своей неодинаковы. У всех людей есть доступ к Богу, и у каждого - свой. Именно в этой непохожести людей друг на друга, в этой несхожести их свойств и склонностей заключен великий шанс рода человеческого. Всемогущество Бога представлено бесконечным многообразием путей, которые ведут к нему. И каждому человеку открыт один из них. Верующий всегда может начать восхождение Богу в соответствии со своей сущностью. Из этого видно, какое большое значение придается проявлению индивидуальности.

Р. M. Грановская отмечает особое отношение у иудеев к детям. На детей не смотрят как на ангелочков, существ чистых и невинных. Наоборот, предполагается, что по своему незнанию они особенно склонны к греху и жестокости. Такая позиция базируется на убеждении, что человек не рождается человеком, но входит в мир маленьким диким созданием, и только по мере роста и воспитания он может приручаться. Дикость и невежество ребенка происходят от непонимания интересов других людей, а отсутствие такого знания делает для него невозможным сопереживание. Особо подчеркивалось, что вера (и, соответственно, нравственность) не достигается в размышлении, а передается детям родителями по мере их воспитания. Только воспитанный человек может достигнуть интеллектуальной зрелости. Воспитание должно было не только формировать определенные психологические качества, но и предотвращать проявление нежелательных.

Р. M. Грановская отмечает, что иудаизм - жизнеутверждающем религия, не исключающая восприятие радостей жизни. Считает, что радость бытия, чувственное благополучие, эстетическое наслаждение являются не только дозволенной, но и интегрирующей частью здоровой жизни. Радость, испытываемая при совершении добрых дел, рассматривалась как приближение к Творцу. Поэтому нужно было не только выполнять заповеди, но и наслаждаться результатами их выполнения.