Тема 3.5. Информационные источники и их использование в учебном процессе
Электронные библиотеки - принципы построения и использования, примеры.
Практикум работы с электронной библиотечной системой ИРБИС
Электронные энциклопедии (принципы построения, примеры)
Обзор основных образовательных сайтов.
Раздел V.
Качество и диагностика обучения в ДО
Тема 5.1. Теоретико –методологические основания и системы качества
Понятие и структура качества в образовании. Подходы к оценке качества образования в отечественной (Селезнева) и в зарубежной (Балдридж) практике.
Системы качества в образовании
Рейтинг в образовании.
Нетрадиционные формы контроля.
Тема 5.2. Качество сетевых курсов
Критерии качества СК.
Подходы к оценке качества сетевых курсов в отечественной практике (СТАНКИН, Галкина, Роберт).
Методика экспресс – оценки дидактической эффективности СК (Лобанов).
Оценка самостоятельности учебной деятельности и методы идентификации.
Тема 5.3. Тестирование в образовании
Понятие о тестологии. Роль и место тестирования в общей системе контроля
Классификация и критерии качества тестов
Методические рекомендации по составлению тестов достижений
Программные средства для создания и применения тестов (АСТ, Web-СТ)
Психологические тесты и опросники, используемые в образовании
Раздел VI.
Нормативно – правовое обеспечение открытого образования
Тема 6.1. Теоретические и практические проблемы образовательного законодательства
Понятие и принципы государственной политики в области образования
Система образовательного законодательства
Образовательные правоотношения в системе образования
Критический анализ законов об «Об образовании», «О дополнительном образовании», «О высшем и послевузовском образовании»
Проблемы становления законодательства в области открытого образования
Тема 6.2. Регламентация деятельности преподавателя и студента в системе образования
Права и обязанности преподавателя и студента в системе открытого образования
Виды и нормирование труда преподавателя при подготовке и проведении занятий в системе открытого образования. Правовое обеспечение деятельности региональных учебных центров и филиалов.
Конечно, не надо забывать и о студенте (обучающимся). Нам хотелось бы обратить внимание на тот любопытный факт, который не находит отражения в теории и практике подготовки учебного процесса. Постоянно говорят о подготовке (переподготовке) преподавателей, разработке учебного материала, но забывают о том, что надо готовить и студентов к тому, чтобы обучаться в ИОС. В традиционном учебном процессе мы действовали «по умолчанию» - студент умеет читать и писать и говорить, передвигаться в пространстве, чтобы посещать очные занятия в аудитории, - и этого минимального набора требований (и, конечно, определенного интеллектуального багажа) достаточно, чтобы организовать учебный очный учебный процесс. В СОО ему, как негде ранее, надо будет научиться учиться.
Теперь же, чтобы обучаться в Интернет надо, как минимум, иметь доступ к техническим средствам ИКТ и обладать информационной культурой, которая может рассматриваться как свод правил поведения, умения и навыков человека в инфосфере, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества[3].
Уровень развития общества определяется уровнем его интеллектуализации, его способностью производить, усваивать и практически использовать новые знания, приборы и материалы, а также новые технологии, т.е. новые формы и методы организации труда.
Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
во владении основами аналитической переработки информации;
в умении работать с различной информацией;
в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода (Рис. 2.5.1) .
- А.А. Андреев
- 1.1 Педагогика, андрагогика и философия образования
- 1. Возникновение и развитие классической педагогики
- 2. Андрагогика
- 3. Философия образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- 1.2 Роль образования в обществе
- Учебные вопросы
- 1. Роль системы образования в обществе
- Лиссабонская декларация
- Болонская декларация
- Международные программы ес в области высшего образования
- 1.3 Информатизация и глобализация современного образования
- 1. Информатизация современного образования
- 2. Глобализация современного образования
- 1.4 Открытое образование
- 2.Корпоративное обучение
- 3.Открытое образование
- 2.1 Категории педагогики
- Определения дистанционного образования из российских и зарубежных источников
- 2.2 Методологические и дидактические принципы в системе образования Учебные вопросы
- Учебные материалы
- 1. 1. Принципы в педагогике и их классификация
- 1. Знать сущность и структуру иос
- 1. Понятие информационно-образовательной среды
- Содержание
- 2. Пример современной информационно-образовательной среды.
- 2.4 Электронная педагогика
- 2.5 Актуальные проблемы электронной педагогики
- А.Эйнштейн Учебные вопросы
- Учебный материал
- 2.Актуальные проблемы э-педагогики
- 3. Проблема готовности преподавателей и обучаемых к включению в современную иос.
- Раздел I .
- Тема 1.1. Открытое образование – составная часть информационного общества
- Тема 1.2. Открытое образование за рубежом и в России
- Тема 3.2. Готовность участников образовательного процесса к обучению с помощью сетевых курсов.
- Тема 3.3. Теоретические и практические основы разработки сетевых курсов.
- Тема 3.4. Теоретические и практические основы применения сетевых курсов в учебном процессе.
- Тема 3.5. Информационные источники и их использование в учебном процессе
- 5. Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса.