3. Общее понятие о восприятии. Особенности восприятия пространства и времени. Проявление закономерностей ощущений и восприятия в формировании свидетельских показаний при производстве обыска и следственном осмотре
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.
Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие - это отражение комплексного раздражителя Столяренко Л.Д. Справочник по психологии. - Ростов - на - Дону.: Издат. центр «МарТ», 2001 С. 319..
Восприятие включает в себя четыре как бы четыре этапа: обнаружение, различение или собственно восприятие, идентификация, опознание.
В зависимости от того, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на: непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).
Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности
Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей - воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д.
Различают следующие виды восприятия: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека. Рассмотрим особенности восприятия пространства и времени.
Все предметы окружающего нас материального мира находятся в пространстве, занимают в нем определенное место, имеют величину, объем и форму, расположены на том или ином расстоянии от нас и от других предметов. Отражение в нашем сознании этих пространственных свойств предметов называется восприятием пространства.
Кроме того, предметы материального мира находятся в движении и изменяются. Эти движения и изменения происходят в течение какого-то времени. Отражение в сознании человека последовательности и длительности движений и изменений предметов называется восприятием времени Гоноболин Ф.Н. Психология. Учебник для вузов. - М.: Просвещение, 1973. С. 265. .
Физиологической основой восприятия пространства и времени является совместная деятельность ряда органов чувств и коры больших полушарий мозга. Как же мы воспринимаем пространственные свойства предметов? Эти свойства мы прежде всего видим. Но дело не в одном только зрении. На сетчатке нашего глаза шар отражается в виде плоского круга, а куб - в форме квадрата: эти отражения еще не дают восприятия их объемности. Точно так же предметы, находящиеся на разном расстоянии, могут иметь равные по размерам изображения на сетчатке. Это не дает точного представления об их величине и расстоянии до них. Более правильные сведения о пространственных свойствах вещей мы получаем благодаря соединению зрительных и мышечно-двигательных ощущений.
Для восприятия объемности вещей большое значение имеет бинокулярное зрение человека. При бинокулярном зрении на сетчатке получается два различных изображения того предмета, на который мы смотрим: в правом глазу отражается больше правая сторона предмета, в левом - левая. В нашем сознании эти изображения сливаются в одно, которое и дает впечатление объемности предмета.
Восприятию расстояний также помогает бинокулярность нашего зрения. Для восприятия удаленности предметов имеют значение ощущения, возникающие от так называемой конвергенции, т. е. сведения зрительных осей обоих глаз. Смотря на близкие предметы, мы чуть-чуть сводим глаза друг к другу; направляя свой взгляд вдаль, мы разводим их (зрительные оси как бы приближаются к параллельным прямым).
Восприятие времени дает нам представление о длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Периодические движения и равномерно происходящие изменения в природе (вращение Земли, смена дня и ночи, времен года) позволяют точно измерять время (год, месяц, сутки).
Это - объективное измерение времени, оно осуществляется при помощи процессов, совершающихся вне нас, т. е. объективно.
Но оценка времени бывает и субъективной, т. е. зависит от представлений и переживаний, которые у нас появляются в течение определенного (оцениваемого) промежутка времени. Если этих представлений и переживаний мало, нам кажется, что время идет медленно. Оно тянется в одиночестве, когда человек не знает, чем заняться. Наоборот, если мы получаем много впечатлений, например путешествуя или совершая экскурсию, то мы считаем, что время мчится очень быстро.
Иначе оценивается время не в процессе его непосредственного восприятия, а при воспоминании о нем. Те периоды, которые были насыщены впечатлениями и воспринимались очень короткими, теперь представляются нам весьма продолжительными; время же, проведенное однообразно и тянувшееся долго, при воспоминании кажется быстро промелькнувшим. Таковы особенности субъективной оценки времени.
Различные виды восприятия имеют специфические закономерности.
Это во-первых целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета, во-вторых, константность восприятия - благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. В- третьих, структурность восприятия - восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны. В - четвертых, осмысленность восприятия - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. И в-пятых, избирательность восприятия - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. В -шестых, это апперцепция - то есть зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности.
Знание закономерностей ощущений и восприятия содействует более квалифицированному расследованию преступлений.
Например, проводя следственный эксперимент, следователь должен учитывать, что чувствительность зависит от ряда факторов (от длительности пребывания в данной обстановке, от воздействия ряда раздражителей, от опыта человека и его физиологического состояния).
В ряде случаев недобросовестность показаний обнаруживается в результате их несоответствия порогам чувствительности. Так, например, если дающий показания утверждает, что он не заметил разницы в весе между двумя ящиками, а проверка показала, что эта разница значительно превышает разностный порог, то есть основание усомниться в правдивости показаний. При этом следует иметь в виду, что оптимальным условием различения является такое различие между раздражителями, которое в несколько раз превышает порог различения (оптимальный порог различения). Показания о цветовых качествах объекта, воспринимавшегося в сумеречном освещении, должны оцениваться критически.
Иногда следователь может проявить необоснованное недоверие к разным показаниям двух свидетелей одного и того же события. Например, известно, что полная адаптация к темноте наступает через 30 - 40 мин. Если один свидетель был полностью адаптирован к темноте, а другой находился в этих условиях лишь несколько минут, то показания последнего будут неточными, неполными. Однако это не дает основания проявлять к нему недоверие.
Иногда свидетели дают неточные показания из-за контраста ощущений. Например, свидетели одного преступления утверждали, что преступник был одет в белый костюм и был очень высоким. В действительности они видели человека среднего роста, в сером костюме на черном фоне.
Нередко контрастное выделение ярких цветов, ярко горящих огней на
фоне ночной темноты интерпретируется как приближенность объекта. Известны случаи, когда свидетели утверждали, что транспорт проехал
ночью по ближайшей дороге, хотя в действительности он проехал по более удаленной дороге.
Задача следователя - воссоздать все существенные условия, в которых происходило отражение отдельных свойств предметов и явлений, и учесть основные закономерности чувствительности.
Что же касается закономерностей восприятия - то их также надо учитывать в следственной практике. Для получения достоверных показаний свидетеля следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. При допросе свидетеля следователь должен отчленить объективные факты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т.д.) В следственной практике очень важно правильно установить время совершения расследуемого события, его длительность и последовательность, темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают неправильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются выше рассмотренными закономерностями. В свидетельских показаниях существенное значение имеют особенности восприятия человека человеком.
В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека. При производстве обыска и следственном осмотре восприятие следователя осуществляется в форме наблюдения. Наблюдательность является первостепенным условием успешного проведения обыска. Практика показывает, что опытные следователи обращают внимание на малейшие признаки необычности обстановки.
- 1. Регуляционная функция познавательных процессов как формирование ориентировочной основы поведения
- 2. Общее понятие об ощущениях, их классификация. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Общие психофизиологические закономерности ощущений
- 3. Общее понятие о восприятии. Особенности восприятия пространства и времени. Проявление закономерностей ощущений и восприятия в формировании свидетельских показаний при производстве обыска и следственном осмотре
- 4. Понятие о мышлении. Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач. Интеллект человека
- 5. Взаимосвязь мышления и воображения. Понятие о воображении
- 6. Классификация явлений памяти: формы, процессы, виды и системы памяти. Закономерности произвольного и непроизвольного запоминания
- Задача № 1
- Задача № 2
- Литература
- Тема 4. Регуляционные психические процессы
- Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
- Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)
- Тема 2.2. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной сфере.
- Тема 2.2. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной сфере
- 31. Функции общения: информационная, регуляционная, аффективная.
- Эмпирика регуляционно-волевых процессов
- Вариант №9 психические познавательные процессы План