4. Понятие о мышлении. Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач. Интеллект человека
В процессе ощущения и восприятия человек познает определенные свойства окружающего мира в результате непосредственного чувственного отражения этих свойств. Однако сущность вещей не может отразится в сознании непосредственно, мир всегда отражается опосредованно: путем сопоставления фактов. Таким образом первый признак мышления состоит в том, что оно является процессом опосредованного сопоставительного отражения действительности. Мышление - это опосредованное выявление устойчивых существенных связей и отношений между вещами.
Другой существенный признаку мышления заключается в том, что оно является обобщенным познанием действительности. Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Выявляя свойства повторяющихся в группе явлений, он приходит к выводу, что все такого рода явления обладают данными свойствами. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между двумя фактами, необходимо установить, что эта связь определяется общими свойствами вещей.
Таким образом мышление - это психический процесс опосредованного и обобщенного отражения устойчивых, закономерных связей действительности, существенных для решения проблемных задач.
Мышление -взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания. К общим закономерностям мышления относиться его проблемность - оно всегда направлено на разрешение какой-либо проблемы, при этом непрерывно взаимодействуют анализ и синтез, используются имеющиеся обобщения и устанавливаются новые взаимосвязи. Мышление человека отличается селективностью и рефлективностью. Понимая типичность данной проблемной ситуации человек прогнозирует развитие событий, воссоздает недостающие звенья реконструируемой ситуации, селективно (избирательно) анализирует знания, необходимые в данный момент.
В современной психологии выделяют в основном три вида мышления: 1)наглядно-действенное; 2)наглядно-образное; 3)отвлеченное (теоретическое) мышление.
Наглядно-действенное (предметное) мышление проявляется в практической жизни человека. Оно сопутствует ему на всех ступенях развития: человек как бы физически «руками» анализирует и синтезирует объекты своей деятельности, свое поведение. Обращение к собеседнику, следование примеру, показ действий или рассказ о них всегда связаны с наглядно-действенным мышлением. Развитие такого вида мышления очень важно для исполнения двигательной или операторской деятельности юриста-практика.
Наглядно-образное мышление выступает в ситуациях, когда человек начинает мыслить наглядными образами, возникшими раньше. Например, при проведении следственных действий, обдумывая маршрут движения к цели по городу, следователь в наглядных образах представляет себе все возможные пути движения. Он анализирует каждый из них и, сравнивая протяженность, напряженность движения транспорта и пе-шеходов в определенные часы, мысленно решает проблемную задачу. Чем больше и подробнее сведения о данном городе, микрорайоне, улице, доме, квартире, где совершено преступление, тем ярче перед следователем будут проявляться образы ситуаций, тем более правильное он сможет принять решение.
Образное мышление способствует прогнозированию поведения подозреваемых по уголовному делу лиц, помогает обучению с помощью наглядных пособий, облегчает составление аналитических документов, обзоров, научных докладов. Развитое образное мышление способствует реализации задач коммуникативной, управленческой и познавательной деятельности юриста-практика.
Отвлеченное (теоретическое) мышление выступает наиболее ярко там, где для совершения мысленных операций требуется использовать абстрактные понятия, теоретические знания. Такое мышление осуществляется главным образом на основе логических рассуждений. Это мышление помогает юристу уяснить сложные категории общественных наук и оперировать ими в процессе общения.
Весь процесс мыслительной деятельности состоит из этапов: мотивация, анализ проблемы, поиск решения, логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения, реализация решения,
проверка найденного решения, коррекция.
Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект - это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде Айзенк Г.Ю. Понятие и определение интеллекта. // Вопросы психологии. 1995. № 1 С. 111. .
Интеллект является основной формой познания действительности. Существует три разновидности в понимании функции интеллекта: 1) способность к обучению, 2) оперирование символами, 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.
Основным критерием выделения интеллекта как самостоятельной реальности является его функция в регуляции поведения. Когда говорят об интеллекте как о некоторой способности, то в первую очередь опираются на его адаптационное значение для человека. Интеллект есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям
Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект - черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии же со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы. Сегодня многие психологи рассматривают интеллект как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде.
Структуру интеллекта составляют следующие потенции: счетная способность, вербальная (словесная) гибкость, вербальное восприятие, пространственная ориентация, память, способность к рассуждению, быстрота восприятия.
По мнению некоторых ученых у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.
- 1. Регуляционная функция познавательных процессов как формирование ориентировочной основы поведения
- 2. Общее понятие об ощущениях, их классификация. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Общие психофизиологические закономерности ощущений
- 3. Общее понятие о восприятии. Особенности восприятия пространства и времени. Проявление закономерностей ощущений и восприятия в формировании свидетельских показаний при производстве обыска и следственном осмотре
- 4. Понятие о мышлении. Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач. Интеллект человека
- 5. Взаимосвязь мышления и воображения. Понятие о воображении
- 6. Классификация явлений памяти: формы, процессы, виды и системы памяти. Закономерности произвольного и непроизвольного запоминания
- Задача № 1
- Задача № 2
- Литература
- Тема 4. Регуляционные психические процессы
- Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
- Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)
- Тема 2.2. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной сфере.
- Тема 2.2. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной сфере
- 31. Функции общения: информационная, регуляционная, аффективная.
- Эмпирика регуляционно-волевых процессов
- Вариант №9 психические познавательные процессы План