logo
Регуляционная функция познавательных процессов

6. Классификация явлений памяти: формы, процессы, виды и системы памяти. Закономерности произвольного и непроизвольного запоминания

Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Память один из важнейших компонентов психических процессов, он тесно связан со всем комплексом психических процессов человека и особенно с восприятием и мышлением.

Классификация явлений памяти.

Различаются формы памяти: произвольная и непроизвольная. Произвольная память - характеризуется обязательным наличием специальной цели при запоминании. А непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, при котором отсутствует специальная цель на запоминание.

Также различаются процессы памяти: запоминание: - это активный процесс селективного отбора поступающей информации для ее включения в уже существующую систему ассоциативных связей и ее последующего воспроизведения в виде воспоминаний человека или в виде поведенческих актов животного. Физиологическую основу запоминания составляет закрепление в долговременной памяти временных связей (энграмм). В зависимости от места процессов запоминания в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное запоминание. Сохранение - непрерывный процесс активной переработки, систематизации и обобщения получаемого материала, обеспечивающий его длительное удержание и накопление. Воспроизведение -актуализация ранее сформированного психологического содержания в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей. В результате воспроизведения:

- в сознании появляются образы и представления о ранее воспринятом;

- информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную память;

- происходит существенная перестройка ранее воспринятого содержания.

Забывание - активный процесс, который заключается в потере возможности воспроизвести или узнать ранее запомненный материал.

Виды памяти подразделяются на:

- образную - память на представления; запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала образная память подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую

- эмоциональную - это память на различные эмоции и чувства, ее содержанием является эмоциональные состояния, которые пережил человек в прошлом

- словесно-логическую память - подлинно человеческий вид памяти. Это память на мысли, выраженные в понятиях. Именно благодаря словесно-логической памяти знания становятся достоянием человека, тем, что им не просто заучено, а глубоко продумано, принято.

- двигательную память - память на движения. Она составляет основу овладения двигательными действиями в любом виде деятельности.

Типы памяти. Память у людей обнаруживает ряд более или менее выраженных типологических особенностей. Первая дифференциация типов памяти связана с тем, как сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие - слуховые, третьи - двигательные данные. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в воспоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ; у другого - такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления; у третьего - двигательные: текст закрепляется у него лучше всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные:! зрительно - двигательный, двигательно - слуховой и зрительно - слуховой типы памяти. У большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания предметов и словесно - двигательный - при запоминании словесного материала.

Память дифференцируется и по характеру наилучше запоминаемого материала. Хорошая память на цвет может соединяться с плохой памятью на числа, и наоборот память у людей различается: 1) по быстроте запоминания; 2) по его прочности или длительности; 3) по количеству или объему запоминаемого и 4) по точности. В отношении каждого из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого. Наконец, нужно различать более непосредственный, иногда приближающийся к эйдетическому, тип памяти (как, например, у 3. Фрейда) и более опосредованный, основанный на хорошей организации навыков умственной работы. Первый по большей части ярче, второй - прочнее. Первый по преимуществу образный, второй - речевой. Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания (быстрота, прочность его и т. д.) зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. С. 324. .

Теперь рассмотрим закономерности произвольного и непроизвольного запоминания.

Запечатление и воспроизведение может осуществляться даже в тех случаях, когда человек не ставит себе цели что-то запомнить. Такое запоминание называется непроизвольным. Что же лучше всего удерживается в памяти, если человек не ставит специальной цели запомнить? Сюда относятся раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума, имеющие элементы новизны, особую эмоциональную окраску. Лучше всего запоминается то, что более всего отвечает потребностям человека.

Материал доступный для непосредственного запоминания и воспроизведения ограничен. Исследования показывают, что человек удерживает в памяти и воспроизводит лишь три-четыре изолированных элемента. Ограниченность доступного для удержания и воспроизведения объема информации объясняется торможением, которые испытывают одни следы памяти со стороны других. Подобные раздражители тормозят следы, ограничивают объем сохраняемых следов.

Взаимовлиянием возбуждения и торможения объясняется и такое явление памяти, как реминисценция, улучшенное отсроченное воспроизведение, когда после определенного отдыха человек может воспроизвести больше элементов, чем сразу же после восприятия материала. За время отдыха снимается побочное проактивное и ретроактивное торможение (указанная закономерность должна учитываться при проведении допроса).

У человека в процессе деятельности часто возникает необходимость специально запомнить что-то и воспроизвести это в соответствующих условиях (произвольное запоминание). При произвольном запоминании всегда ставится задача - запомнить, т.е. осуществляется мнемическая деятельность. При этом человек может использовать специальные мнемические приемы: установление логической взаимосвязи, составление плана. Особенно прочно запоминается тот материал, который является объектом интенсивной умственной деятельности.

Для увеличения объема произвольной памяти важно определенным образом классифицировать, систематизировать воспринимаемый материал.

Таким образом, знание закономерностей памяти помогает правильнее организовать нашу деятельность. При осуществлении отдельных следственных действий, особенно при допросе, следователь должен оказать содействие допрашиваемому в припоминании свидетелем временно забытой информации, создать спокойную обстановку допроса, вызвать у него необходимые ассоциации с помощью фотоснимков, схем, рисунков, выезда не место происшествия.