Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)
Предыстория современной когнитивной психологии. Репрезентация знаний: древний период, средневековый период, начало двадцатого века. Возрождение когнитивной психологии: 50-е годы ХХ века.
Общая характеристика психических процессов. Классификации. Сенсорно-перцептивные, интеллектуальные, регуляционные психические процессы.
Характеристика сенсорно-перцептивных процессов. Общее понятие об ощущениях, восприятии, представлениях.
Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений. Основные психофизические параметры ощущений. Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера, Э. Вебера, С. Стивенса. Понятие о психофизическом операторе. Понятие ощущения.
Классификация ощущений. Экстрацептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и "неспецифические" ощущения. Физиологические механизмы ощущений.
Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация анализаторов и ощущений.
Классификация ощущений: функциональный подход. Характеристика ощущений: соместезия, кинестезия, химическое чувство, слух, зрение.
Характеристика механизмов зрительного восприятия. Теории цветового зрения.
Психофизика ощущений. Психофизиологические особенности ощущений. Основные методы количественного измерения ощущений. Понятие порогов ощущений, их виды. Закон Вебера-Фехнера.
Явление адаптации в различных модальностях, виды проявления. Постадаптационное восстановление. Понятие о сенсибилизации ощущений.
Компенсация ощущений, ее механизмы. Особенности ощущений при сенсорных поражениях или депривациях. Взаимодействие ощущений. Объективный и субъективный характер ощущений.
Свойства восприятия. Теории восприятия в ассоциативной психологии: теория постоянства, принцип ассоциации. Апперцепция восприятия.
Восприятие. Обнаружение сенсорных сигналов. Теория обнаружения сигналов. Критерий наблюдателя и концепция порога.
Теория связи и теория информации. Объем восприятия. Иконическое хранение. Влияние задержки инструкции на воспроизведение. Эхоическое хранение. Функции сенсорных хранилищ.
Распознавание паттернов (восприятие). Подходы к распознаванию зрительных паттернов – основные характеристики.
Гештальтпсихологическая концепция восприятия (К. Кофка, В. Вундт). Принципы гештальта (фигура на фоне, объединенения элементов и т.п.).
Принципы обработки информации: «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Принцип обработки «Сравнение с эталоном». Подетальный анализ.
Теория формирования прототипов: центральная тенденция и частота признаков. Псевдопамять. Распознавание образов в шахматах. Роль наблюдателя в распознавании паттернов.
Особенности восприятия пространства: восприятие формы, глубины, расстояния, величины. Иллюзии восприятия. Стереоскопическое восприятие.
Особенности восприятия времени.
Особенности восприятия движения. Характеристика кинестетических ощущений в восприятии движения. Теории восприятия движения.
Представление как образное отражение предметов и явлений, действующих на органы чувств в прошлом опыте. Психологическая характеристика представлений.
Значение «чувственных образов» испытуемых в проведении различного типа психологических тренингов.
Понятие внимания. Физиологические основы внимания. Виды внимания
Функции внимания. Основные свойства внимания.
Внимание и ресурсы. Патологии внимания. Развитие внимания в детском возрасте. Формирование внимания.
Теории внимания.
Краткая история развития представлений о памяти. Место памяти в когнитивной сфере.
Модели памяти: модель Во и Норманна; модель Аткинсона и Шифрина; модель уровня воспроизведения.
Модели памяти: модель уровня обработки (УО); эффект отнесения к себе; эпизодическая и семантическая память по Тульвингу.
Физиологические, нейрофизиологические, нейропсихологические и биохимические механизмы памяти.
Виды памяти. Классификация видов памяти по различным критериям: длительности хранения, способов переработки, участия волевых процессов и т.д. Краткая характеристика видов памяти.
Кратковременная память. Объем КВП. Оперативная память.
КВП, ДВП и единицы информации Кодирование информации КВП
Долговременная память: структура и хранение
Процессы памяти: кодирование. Запоминание как процесс кодирования информации. Сенсорный регистр. Типичные способы кодирования.
Сохранение как процесс переработки информации. Эпизодическая и семантическая память. Способы организации информации в памяти.
Процессы памяти: воспроизведение. Виды воспроизведения. Роль ассоциаций в памяти.
Процесс забывания: факторы, влияющие на забывание. Теории забывания: теория затухания, теория интерференции, ситуативное забывание.
Эффект края. Кривая забывания. Опыты Эббингауза. Явление реминисценции. Мнемотехнические приемы.
Нарушения памяти: амнезия, агнозия, апраксия.
Краткая история развития представлений о мысленных образах. Воображение как особый вид психических процессов. Общая характеристика воображения.
Количественная оценка воображения. Когнитивный подход к воображению. Гипотеза двойного кодирования информации в памяти.
Теория организующих связей (Бауэр) – роль образов в научении и памяти. Концептуально-пропозициональная гипотеза (Андерсон, Бауэр).
Функциональная эквивалентность мысленных образов по Шепарду. Радикальная теория образов.
Виды воображения. Непроизвольное и произвольное воображение. Репродуктивное (воссоздающее) и творческое воображение.
Основные формы воображения. Фантазия, мечта, галлюцинации.
Характеристика приемов воображения: агглютинация, схематизация, и др.
Краткая история развития представлений о мышлении. Мышление как познавательно-преобразовательный процесс.
Роль эмоциональных явлений в активации мышления. Мышление как процесс решения задач. Эвристический подход к мышлению.
Виды мышления. Роль мышления в прогнозировании. Развитие мышления в онтогенезе.
Процессы мышления: понятие, суждение, умозаключение, индукция, дедукция.
Виды понятий: признаки и концептуальные правила, их связывающие. Простые и сложные понятия.
Формирование понятий. Усвоение правил. Проверка гипотез: стратегии мышления.
Операции мышления (сравнение, анализ, синтез и т.п.). Формальное мышление
Мышление как процесс решения задач. Принятие решений.
Индивидуальные особенности мышления. Обучаемость. Основные качества ума и особенности их проявления в познавательной деятельности.
Творческое мышление. Основные характеристики. Факторы влияющие на развитие творческого мышления.
Человеческий интеллект. Проблема определения.
Факторный анализ интеллекта.
Когнитивные теории интеллекта.
Когнитивные стили как индивидуально-своеобразные способы переработки информации.
Общая характеристика регуляционных процессов. Уровни интегративной деятельности мозга. Основные структуры мозга, обеспечивающие формирование поведенческого акта.
Рефлекторный и кортикальный контроль двигательной активности. Соотношение произвольной и непроизвольной регуляции.
Психофизиология цикла сон-бодрствование. Уровни активации и эффективность психических процессов. Неосознаваемые содержания психики, их роль в регуляции поведения. Перцептивная защита.
Сознание и регуляция. Роль речи в осознании. Самосознание, самопознание, самоанализ, самовоздействие как формы саморегуляции поведения
Потребности, мотивация и регуляция поведения.
Эмоциональная регуляция когнитивных процессов. Влияние эмоций на поведение.
Оценочные суждения как основа регулятивных процессов. Оценочные суждения и точность отражения реальности.
Критерии оптимальности оценочного поведения: повышение эффективности действия, улучшение эмоционального состояния.
Внимание – динамическая характеристика протекания психических процессов. Функции внимания. Физиологические основы внимания.
Основные свойства внимания. Виды внимания. Внимание и ресурсы психики. Патология внимания.
Воля как психический процесс, связанный с преодолением препятствий на пути к достижению цели. Дискуссионность развития представлений о воле: регуляционный подход к проблемам воли.
Структура волевого акта. Понятие "борьба мотивов". Волевая регуляция как произвольное изменение побуждения к деятельности.0
- Введение в умк
- Раздел 1. Введение в общую психологию.
- Требования к уровню освоения программы и формы контроля
- Формы контроля
- Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения
- Учебно-тематический план курса для студентов заочного/вечернего отделения.
- Содержание программы (по разделам)
- Раздел 6. Психические процессы.
- Раздел 6.2. Интеллектуальные процессы. Интеллектуальные психические процессы. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
- Содержание программы (по видам занятий) Лекции
- Раздел 1.Введение в общую психологию
- Тема 1. Введение в общую психологию. (10 часов)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Тема 9. Системный подход к психологии индивидуальности человека. (2 часа)
- Тема 10. Темперамент - индивидуально-психологическое свойство личности. (4 часа)
- Тема 11. Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности человека. (2 часа)
- Тема 12. Сущность и структура характера. Типология характера. (4 часа)
- Тема 13. Клинический подход к изучению характера. (2 часа)
- Тема 14. Способности - индивидуально- психологические особенности личности. (2 часа)
- Тема 15. Психология одаренности. (2 часа)
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Тема 16. Психические состояния человека. (2 часа)
- Тема 17. Функциональные состояния. (2 часа)
- Тема 18. Состояния сознания. (2 часа)
- Тема 19. Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. (4 часа)
- Тема 20. Психология эмоциональных явлений. (4 часа)
- Тема 21. Психология стресса. (2 часа)
- Тема 22. Проблема саморегуляции психических состояний. (2 часа)
- Раздел 5. Психология сознания
- Тема 41: Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов (2 часа)
- Тема 42: Основные свойства восприятия. Виды восприятия (2 часа)
- Тема 54: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности (2 часа)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 3. Психология деятельности.
- Раздел 4.1. Общепсихологическая характеристика личности.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Раздел 5. Сознание и самосознание.
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10)
- Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
- 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Методические рекомендации преподавателю.
- Методические рекомендации студенту:
- Темы рефератов и творческих заданий, самостоятельной работы, контрольных работ (озо), уирс и нирс
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1)
- Раздел 2.
- 2.1.Психология речи (модуль 2)
- 2.2.Мозг и психика (модуль 3)
- Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4)
- Раздел 4.
- 4.1.Общепсихологическая характеристика личности (модуль 5)
- 4.2. Психология индивидуальности (модуль 6)
- 4.3. Психические состояния человека (модуль 7)
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Часть 1
- Часть 2
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуально-регуляторные психические процессы (модуль 10)
- 6.3. Регуляционные психические процессы.
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1), Раздел 2.1. Психология речи (модуль 2), Раздел 2.2. Мозг и психика (модуль 3), Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4).
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)