logo
Общая психология

Содержание программы (по разделам)

Раздел 1. Введение в общую психологию. Место психологии в системе наук о человеке и обществе. Роль психологии в общем человекознании: концепции Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьева и др. Понятие о психике, ее изменении и специфике. Ориентирующая и регулирующая функция психики. Особенности житейской, обыденной и научной психологии, роль кросскультурных факторов в специфике их проявлений.

Объект и предмет психологии. Краткая история формирования. Донаучная (интроспективная) психология. Ассоциативная психология. Становление научной психологии. В. Вундт, У. Джемс и функциональная психология, В.М. Бехтерев, К.Н. Корнилов. Предмет и объект психологии с позиций различных психологических направлений. Особенности развития психологии на современном этапе. Основные подходы в зарубежной психологии: психоаналитический, бихевиорально-когнитивный, гештальт-психология, гуманистическая психология. Особенности развития отечественной психологии и ее становления на современном этапе. Психология как наука о психологических фактах, их закономерностях и механизмах. Психология как наука о «человекообразовании». Психология как наука о зарождении, функционировании и механизмах психики. Школа Л.С. Выготского. Школа С.Л. Рубинштейна. Школа Б.Г. Ананьева.

Проблема целостности в психологии. Основные принципы отечественной психологии. Сознательное, неосознаваемое, бессознательное в психике человека. Самосознание.

Психические явления и психологические факты. Классификация психологических фактов: психические процессы, психические состояния, психические свойства, их определения и примеры.

Структура современной психологии, основные отрасли, их классификация. Общая психология. Научная и практическая психология. Специфика психологического знания и его использования в практической деятельности специалистами различного профиля. Формы сотрудничества психологической науки и практики. Общая характеристика психодиагностики, психологического консультирования, психокоррекции и психологической реабилитации. Научные и общественные (ассоциации) организации.

Основные задачи психологии на современном этапе развития российского общества. Значение психологического знания для экономики, образования, культуры, охраны здоровья людей, организации социального взаимодействия и др. Общее понятие о психологической культуре и психологической компетентности.

Проблема метода в психологии и методы современной психологии. Их классификация и назначение. Интроспекция как метод исследования. Его возможности и ограничения. Наблюдение, тест, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности как психологические методы. Психологический эксперимент, его виды. Общее понятие о психометрике. Сравнительно-генетический, сравнительно-патологический, клинический методы в психологии. Методы моделирования и проектирования в психологии. Основные требования к организации и применению. Метод, методология, технология. Методы научного исследования, методы психодиагностики, методы психологического консультирования, методы психокоррекции и другое применение математических, статистических методов в психологии. Использование в психологии компьютерных технологий.

Раздел 2.1. Психология речи. Психология речи. Речь, язык и коммуникация. Психологическая природа речи и языка. Вторая сигнальная система. Язык и мысль. Речь как поведение. Виды и функции разных видов речи. Понятие речи и языка. Слово и знак, символ.

Филогенез речи. Проблемы развития центральных и периферических отделов, участвующих в речепорождении. Теоретические проблемы возникновения речи. Филогенетически ранние этапы развития речи. Переферические и центральные речевые отделы. Участие слуховых и зрительных анализаторов в речепорождении.

Онтогенез речи. Этапы онтогенетического развития речи и мышления. Методики психодиагностики.

Психолингвистика. Язык (не должен рассматриваться как формальный объект, одинаковый для всех человеческих существ) как объект социальный и исторически детерминированный (Ж. Нуазе и Д. Дюбуа).

Порождение речи и его фазы. Современник отечественной психолингвистики Л.С. Выготский считал, что первое звено порождения речи – ее мотивация. Вторая фаза мысль – интенция. Третья – опосредование мысли во внутреннем слове (внутреннее программирование речевого высказывания). Четвертая – опосредование мысли в значениях внешних слов, или реализация внутренней программы. Пятая – опосредование мысли в словах – акустико-артикуляционная реализация речи.

Общее понятие о психолингвистике как области лингвистики, изучающая язык как феномен психики. Психолингвистику не следует рассматривать как отчасти лингвистику и отчасти – психологию. Это комплексная наука, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его в определенном аспекте – как психический феномен. (Ф. Соссюр, А.А. Леонтьев, И.Н. Горелов, К.Ф. Седов, Д. Слобин, Дж. Грин, А.А. Залевская и др.)

С точки зрения психолингвистики, язык существует в той мере, в какой существует внутренний мир говорящего и слушающего, пишущего и читающего. Поэтому психолингвистика не занимается изучением «мертвых» языков – таких, как старославянский или греческий, где нам доступны лишь тексты, но не психические миры их создателей.

Дискурс. Метафоры в речи. Метафоры, которыми мы живем (Дж. Лакофф и М. Джонсон). Суггестии в речи, анализ и понятие дискурса. Метафора как часть повседневной жизни.

Теория речевых актов. Гипотеза лингвистической относительности.

Патология речи. Афазии. Речевые центры Брока и Вернике. Локализация речевых центров, особенности афазий и реабилитация больных с афазиями. Нейро- и патопсихология речи.

Методики исследования речи и мышления. Патология речи и патология мышления (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Е.Д. Хомская и др.).

Психология понимания. Декодирование информации. Восприятие и понимание речи. Полисемантизм в языке, омонимы. Коммуникативные намерения. Импрессивная и экспрессивная речь и основы ее декодирования. Этнокультурные особенности понимания и восприятия речи. Феномен двуязычия (многоязычия): особенности восприятия и когнитивной переработки информации. Герменевтика.

Раздел 2.2. Мозг и психика. Краткая историческая справка об исследовании мозговой локализации психики. Теории узкого и широкого локализационизма. Работы Ф. Галля, И. Лешли, Флуранса и др. Взгляды И.М. Сеченова. Опыты и теоретические построения И.П. Павлова.

Основные методы исследования мозговой организации психики: раздражения, экстирпации, разрушения. Клинические методы. Электроэнцефалография. Полиграфия. Стереотаксические и другие современные методы исследования.

Концептуальные основания исследования соотношений мозга и психики. Теории П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Е.Н. Соколова как основа нового понимания психических функций.

Нейропсихология. Современные представления о психических функциях. Теория динамической локализации психических функций А.Р. Лурия. Мозг и активация. Мозг и прием, переработка, хранение информации. Мозг и планирование, прогнозирование, регуляция, коррекция деятельности. Особенности психики при локальных поражениях головного мозга (Клиническая нейропсихология). Нейропсихология «нормы».

Мозг. Стратегия полушарий или межполушарная асимметрия. Понятие о ведущем (доминирующем) полушарии. Особенности психики «левополушарных» людей. Асимметрия мозга и психические процессы, аcимметрия мозга и когнитивные стили. Межполушарная аcимметрия и индивидуальный подход. Межполушарная асимметрия и обучаемость. Правое полушарие и эффективность обучения.

Раздел 3. Психология деятельности. Поведение человека и деятельность. Понятие о деятельности как совокупности внешней и внутренней активности человека, направленной на достижение сознательно поставленной цели. Активность. Жизнедеятельность. Деятельность. Основные теории генезиса психической деятельности. Взгляды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Интериоризация и экстериоризация психических функций.

Внутренние и внешние компоненты деятельности, их взаимосвязь и взаимопереходы. Предметная деятельность. Практическая деятельность как исходная и основная деятельность человека. Ориентировочная, исполнительская, индивидуальная, совместная, творческая и нетворческая деятельность человека. Субъект и объект деятельности.

Структура психической деятельности. Потребностно–мотивационный, ориентировочный, исполнительский компоненты деятельности. Сличение целей и результатов деятельности. Психологические механизмы возникновения новых деятельностей. Цели и мотивы деятельности. Стиль деятельности. Деятельность и психические процессы. Деятельность и личность.

Действие как структурная единица деятельности. Характеристика действий как процессов, направленных на достижение сознательных целей. Понятие об ориентировочной основе действия. Способы выполнения действий. Целенаправленный характер действий и процессы целеобразования. Образ как основа действий. Виды действий. Способы выполнения действий. Операции: их относительная самостоятельность, перенос из одних действий в другие. Умственные операции. Навыки и умения. Психофизиологические функции. Психологические условия эффективного формирования навыков и умений. Роль упражнений и тренировок. Индукция и интерференция навыков. Значение и место умений в операциональной сфере деятельности. Привычка как один из способов реализации деятельности, ставших потребностью. Поступок как форма деятельности.

Двигательный состав деятельности. Двигательная задача и программа выполнения действия, наличие постоянной коррекции действия. Роль афферентных систем и обратной сигнализации в регуляции сложных двигательных актов (Н.А. Бернштейн). Понятие об обратной афферентации и «акцепторе действия» (П.К. Анохин) Уровни построения движений. Понятие о координации движений. Идеомоторные акты. Понятие о психомоторике.

Основные виды деятельности: игра, учеба, труд. Общение. Понятие об основной деятельности. Теория деятельности и предмет психологии. Деятельность и психические процессы.

Раздел 4.1. Общепсихологическая характеристика личности. Человеческий субъект как личность. Общественно ‑ историческая природа личности. Личность как интегративная категория. Психологический компонент. Индивид. Личность. Индивидуальность. Краткая историческая справка исследования личности в психологии и формирования методологических предпосылок современных теорий личности. Психологические концепции структуры самосознания. Я-концепция личности.

Методологические предпосылки современных представлений о личности. Многозначность понимания личности в современной психологии.

Основные теории личности в зарубежной психологии: психоаналитическая, бихевиоральная, когнитивная, гештальт-теория, гуманистическая.

Исследования личности в отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, и др.).

Мотивация личности. История и современное состояние психологии мотивационных процессов. Потребности личности как источник ее активности, как универсальное свойство жизненных систем, основа процессов мотивации. Виды и классификации потребностей в психологии. Понятие о мотиве как результате опредмечивания потребности и личностной мотивации. Соотношение биологического и социального уровней мотивации. Психологические проблемы социализации. Обусловливание как механизм опредмечивания биологических потребностей. Основные подходы к изучению мотивации. Этнопсихологический контекст мотивации.

Роль и специфика мотивации в учебной и трудовой деятельности. Мотивы достижений, общения, аффиляции, власти. Типичные отклонения в развитии мотивации человека. Эмоции и мотивация.

Психология субъектности и интерсубъектности. Понятие о личности как объекте и как субъекте. Субъектность как интегральный психологический феномен. Уровни субъективных проявлений личности. Индивидуальная и социальная субъектность.

Ценности личности и их психологическая характеристика. Психология ответственности и свободы. Духовность. Судьба.

Развитие личности. Жизненный путь личности. Психологическое время личности и ее жизненные стратегии. Роль социализации в развитии личности. Социальные условия развития личности.

Особенности личностных проявлений в экстремальных (кризисных) ситуациях.

Раздел 4.2. Психология индивидуальности личности. Проблема индивидуальности в психологии. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность», «человек» и взаимоотношение этих категорий. Характеристики индивида: возрастные, половые, конституциональные, нейродинамические, функциональная асимметрия мозга, психодинамические свойства. Межиндивидные отношения. Понятие генотипа и фенотипа индивида.

Теоретические подходы к определению индивидуальности в отечественной психологии (О.А. Ахвердова, Н.Н. Волоскова, Т.В. Белых, В.В. Белоус, Э.А. Голубева, В.С. Мерлин. В.М. Русалов). Индивидуальность как интегральное свойство личности. Структура, уровни и детерминанты индивидуальности (В.Г. Ананьев, Л.В. Меньшикова). Влияние наследственности, социальных условий, семейного воспитания и этнических особенностей на становление индивидуальности. Представление об индивидуально-психологических особенностях личности.

Психология темперамента. Темперамент - индивидуально-психологическое свойство личности, характеристика динамики психической активности человека. Основные компоненты темперамента (общая психическая активность, двигательная и эмоциональная активность, скорость, изменчивость, интенсивность, ритм процессов и поведения). Динамические характеристики темперамента, детерминирующие факторы психического развития личности. Темперамент – генетическая основа проявления психологических свойств личности (А.П. Анохин, С.Д. Бирюков). Физиологические и психологические показатели темперамента. Зависимость свойств темперамента в деятельности и поведении от методов воспитания и жизненных условий индивида. Теории темперамента: гуморальная (Гален, Гиппократ), конституциональные (Э. Кречмер, С.С. Стивенс, У. Шелдон), физиологические (И.П. Павлов, В.Д. Небылицин, Я. Стреляу, Б.М. Теплов). Теоретическая концепция модели темперамента как «формально-динамического» свойства в структуре индивидуальности (Г. Айзенк, Э.А. Голубева, А.В. Либин, В.С. Мерлин, В.М. Русалов).

Проблема типологии темпераментов. Учение И.П. Павлова о типах нервной деятельности и соотнесение типов ВНД с типом темперамента. Психологическая характеристика сангвинического, холерического, флегматического, меланхолического типов темперамента по И.П. Павлову. Типология и характеристика темпераментов по Я. Стреляу. Типология темперамента на основе трех врожденных стратегий поведения (Каган и др.). Темперамент и индивидуальный стиль деятельности (Е.А. Климов).

Характер. Понятие, сущность и структура характера. Черта характера - психологическая категория личности (Д.Я. Райгородский). Представление о наклонностях. Индивидуальные особенности характера в зависимости от психофизиологии нервной и эндокринной систем. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности (О.Н. Манолова, В.М. Русалов). Характер и психология саморазвития личности. Проблема типологии характера (А.В. Батаршев, Л.В. Бороздина). Обоснования классификации характерологических типов К.Г. Юнга (экстраверсия и интроверсия). Типология характеров по Э. Кречмеру, Э. Фромму. Социальные условия жизни важные факторы становления черт характера. Проявление характера в деятельности и общении. Проблема перевоспитания характера (Л.И. Рувинский, А.Е. Соловьева).

Клинический подход к изучению характера. Понятие «акцентуация характера», «психопатия» (П.Б. Ганнушкин, А.Е. Личко, В.А. Нахапетов). Типы акцентуаций по К. Леонгарду, К. Хорнеи и типы психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте по А.Е. Личко. Влияние генетических, пренатальных и средовых факторов в онтогенезе на развитие акцентуаций. Специфичные трудности социальной адаптации и становления личности с акцентуациями характера.

Психология способностей. Понятие способности. Структура, характеристика и классификация способностей: общие, специальные, актуальные, потенциальные, ведущие, вспомогательные (Э.А. Голубева, В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков). Функционально-генетический подход к рассмотрению развития и проявления способностей. Способности и задатки, дифференциация. Формирование способности в процессе деятельности. Взаимосвязь и взаимная компенсация способностей. Наследственность и социальная среда, определяющие факторы развития способностей. Уровни развития способностей. А.Н. Леонтьев о разноуровневом конструировании способностей человека. Одаренность как совокупность задатков, природных данных (Н.Д. Левитов, П.А. Рудик), Общая, интеллектуальная и творческая одарённость (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, В.С. Юркевич и другие). Психологические основы творческого конструирования. Теории одаренности в зарубежной и отечественной психологии (Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Д. Сиск, Р. Стернберг, К.Тейлор, Э.П. Торренс, К. Хеллер, Т.М. Хрусталева, и др.). Функциональная асимметрия головного мозга обуславливающий фактор индивидуально-типического различия в проявлении способностей и одаренности. Психологические и социальные условия (психолого-педагогическая образовательная среда, качество социума) главные детерминирующие факторы развития способностей (В.П. Лебедева, В.И. Панов). Взаимосвязь темперамента, характера, способностей.

Раздел 4.3. Психические состояния человека. Состояние как психическое явление. Определение, структура и функции психического состояния (А.И. Еремеева, Э.И. Киршбаум, А.А. Крылов, Л.В. Куликов, В.Н. Мясищев). Общая характеристика психических состояний и детерминанты состояния (А.В. Брушлинский, Е.П. Ильин, В.Л. Марищук, Е.Ю Сосновикова). Психические состояния как система организации психических процессов. Структура и уровни психических состояний (В.А. Ганзен, А.О. Прохоров, В.Н. Юрченко). Нейрофизиологические механизмы обеспечения уровня активизации. Понятие континуума. Классификация психических состояний. Свойства личности и психическое состояние.

Функциональные состояния. Определение функциональной системы и функционального состояния человека как фоновой активности моделирующих систем мозга (П.Е. Анохин, Л.П. Гримак, Н.Н. Данилова, Е.Н. Соколов). Классификация функциональных состояний. Состояние адекватной мобилизации и состояние динамического рассогласования. (А.Б. Леонова, В.Л. Марищук, В.И. Медведев). Состояние утомления, переутомления, монотонии (Л.П. Гримак, Ф.Д. Горбов, Е.П. Ильин, В.И. Лебедев). Функциональное состояние и критерии сознания.

Состояния сознания: бодрствование, сон, кома (П.К. Анохин, А.М. Вейн, Л.П. Гримак, К. Хехт). Роль сновидений в жизни человека (А.А. Борбели, В.С. Ротенберг, В.Н. Касаткин). Понятие экстравертированного и интровертированного сознания Континуум сознания. (Ж. Годфруа). Изменённые состояния сознания: гипноз, медитация, ребефинг, транс. Состояния сознания при психических нарушениях. Состояния сознания, вызванные принятием химических веществ. Установки сознания. Трансперсональная психология (С. Гроф). Физиология и психология состояний.

Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. Теории внимания: Д. Бродбента, В. Вундта, Ю.Б. Гиппенрейтер, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Добрынина, Д. Канемана, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, У. Найсер, Т. Рибо, Е.Н. Соколова, Э. Титченера, Е.Д. Хомской. Характеристики, свойства, виды внимания. Психофизиологические механизмы внимания. Психические состояния внешней и внутренней сосредоточенности внимания. Связь внимания с эмоциями, волей, мотивацией. Развитие, управление и тренировка внимания (П.Я. Гоноболин, Н.Ф. Добрынин).

Психические состояния с преобладанием компонента психики человека. Психология эмоциональных явлений. Особенности эмоциональных явлений в структуре психики. Эмоциональные реакции (радость, страх, удивление и др.). Определение эмоций, психологические функции, психофизиологические механизмы. Теории эмоций: Г Бреслава, В. Вундта, В.К. Вилюнаса, Джеймса-Ланге, Кеннона-Барда, П.В. Симонова, Л. Фестингера. Эмоции и функциональная асимметрия мозга (Р.Дж. Дэвидсон, М.Н. Русалова, А.Э. Костандов, Е.Д. Хомская).

Эмоциональные состояния Общая характеристика. Частные формы эмоциональных состояний: настроение, аффективные состояния, стресс, экстресс, дистресс, фрустрация, депривация, тревожность, страсть и другие. Психологический анализ эмоциональных состояний (А. Кемпински, Л.В. Куликов, А.О.Прохоров, С.Л.Рубинштейн). Психология стресса, теории и физиологические механизмы (В.А. Бодров, Л.А. Китаев-Смык, Е.В. Руденский, Г. Селье, К.В. Судаков)

Эмоциональные отношения как высшие эмоциональные проявления личности. Эмоционально окрашенные потребности и высшие чувства человека. Психологическая проблема их классификации. Психологические условия развития и проявление высших чувств личности в реальной жизнедеятельности.

Структура и уровни регуляции человеком психических состояний. Саморегуляция (Х. Линдеман, В.Л. Марищук, Г.С. Никифоров, В.Н. Панкратов, Г. Селье, С. Смайлс).

Раздел 5. Психология сознания и самосознания. Сознание как высшая форма психики человека. Возникновение и развитие сознания. Сознание как осознанное бытие. Социальная ситуация развития и сознание человека. Высшие психические функции: их строение, свойства, генезис; орудие и знак в развитии сознания. Последствия методологической ориентации на марксизм при изучении сознания.

Психологическая структура сознания. Бытийный и рефлексивный слои сознания. Основные функции сознания (опосредование, планирование, прогнозирование, регуляция деятельности и др.).

Сознание и бессознательное. Сознательное, бессознательное, неосознаваемое. Теория неосознаваемой психологической установки. Подсознательные и надсознательные процессы. Состояния сознания. Изменённые состояния сознания. Патологические проявления сознания.

Самосознание человека. Самосознание человека как психический процесс восприятия себя в различных ситуациях. Функции самосознания. Самосознание как сознание самости. Модели рефлексивного «Я». Психологический анализ «Я-концепции». Изменчивое и устойчивое в самосознании. Психологический анализ структуры «Я-концепции». Функции «Я-концепции».

Рефлексия личности. Самопознание, саморазвитие, самовоспитание. Самопознание как компонент самосознания. Самопознание и самооценка. Рефлексия как осознание субъектом средств собственной активности. Самосознание и когнитивный диссонанс. Самосознание и каузальная атрибуция. Самосознание и конгруэнтность. Саморазвитие. Самовоспитание.

Организация смысловой семантики сознания и эмпирические методы исследования смысловых образований личности.Категория «смысл» в отечественной психологии (А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев, Д.А. Леоньев, О.К.Тихомиров, Б.С. Братусь и др.). Деятельность как необходимое условие возникновения «смысла». Строение «смысла» и значение слова. Пространство формирования смысла: мотив, цель, условия. Формы презентации смысла объектов или явлений самосознанию. Вербализация смысла, как решение «задачи на смысл», «издержки» вербализации.

Организация смысловой семантики сознания. Эмпирические методы исследования смысловых образований личности. Эвристический потенциал психосемантических методов. Понятие «смысловой конструкт». Общее представление о «личностном конструкте» в теории Дж Келли: виды конструктов, диапазон пригодности конструктов, особенности подбора тестируемых объектов, импликативные решетки как метод исследовании когнитивной сферы личности. Особенности методики выявления смысловых конструктов. Виды смысловых конструктов и форма существования «смысла» в сознании.

Уровни и единицы самосознания в концепции В.Столина. Биологический (организменный), социальный и личностный уровни бытия человека. «Конфликтный смысл Я» как единица самосознания личности. Поступок как точка пресечения деятельностей. Виды осмысления «Я» после поступка.

Динамика смысловых процессов. «Малая» и «большая» динамика смысловых процессов. Три класса процессов «малой динамики»: смыслообразование, смыслоосознание и смыслотворчество.

Общая характеристика процессов смыслообразование: направленность, логика протекания и формирования новых связей. Психотерапевтическое значение осознания смысловых структур и смысловых связей. Различие процессов «самопознания» и «самопонимания» субъекта. Самопонимание как процесс иерархизации смыслов.

Смыслостроительство как способ восстановления смыслового соответствия сознания и бытия субъекта. Ситуации, запускающие процессы смыслостроительства: критические ситуации, личностные вклады, переживание прекрасного в природе и искусстве. Психология переживания критических ситуаций: стресс, фрустрация, эксвицитные ситуации. Диалог как средство речевого воздействия; воздействие через убеждение, способы речевых воздействий. Особенности восприятия произведений искусства; искусство как диалог двух смысловых миров – авторского и зрительского.

Утрата смысла и «экзистенциальный вакуум» – пути возвращения субъектом осмысленности жизни. Экзистенциальная психология и психотерапия.

Смысловой подход в исследовании мотивационно-личностной сферы человека. Онтогенез индивидуальной системы ценностных ориентаций (ЦО) как процесс развития смысловой сферы. Категория «ценность» в психологии: многомерная реконструкция понятия. Ценности как высший уровень регуляции поведения личности. Категории «личностные» и «субъективные» ценности в психологии. Динамика ЦО. Проблемы, возникающие в процессе эмпирического исследования ценностей.

Самоотношение личности. Опыт эмпирической и теоретической разработки понятия «самоотношения» в отечественной и зарубежной психологии. Категория «отношении» в психологии. Субъектный и объектный способы отношения к себе и к миру. Строение, функции самоотношения. Определение «смысла Я» – механизм формирования самоотношения личности. Формы презентации самосознанию «смысла Я»: самооценка и самоотношение личности.

Анализ эмпирических исследований самоотношения. Нестабильность самоотношения как системообразующий фактор в появлении личностных расстройств. Социокультурные факторы формирования самоотношения: проблемы, возникающие в детстко-родительских отношениях, гендерные особенности структуры самоотношения и др.

Смысловой подход в исследовании самосознания и мотивационно-личностной сферы человека. Методологические проблемы современной психологии личности. Классическое и постклассическое понимание категории «личности» в психологии. «Персоноцентризм» и проблема категории «человека» в психологии. Сущность и личность человека. Психологическое здоровье личности.