Тема 54: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности (2 часа)
Вопросы:
Сознание и регуляция. Роль речи в осознании.
Потребности, мотивация и регуляция поведения.
Самосознание, самопознание, самоанализ, самовоздействие как формы саморегуляции поведения. Катарсис.
Эмоциональная регуляция когнитивных процессов. Врожденность эмоциональной экспрессии. Эмоциональная коммуникация.
Влияние эмоций на когнитивные процессы.
Тема 55. Оценочные суждения как основа регулятивных процессов (2 часа)
Вопросы:
Оценочные суждения и точность отражения реальности: нереалистический оптимизм, иллюзия контроля, эвристика доступности, эффект наглядности, якорный эффект, эффект стереотипизации, эффект ореола и др.
Критерии оптимальности оценочного поведения: повышение эффективности действия, улучшение эмоционального состояния.
Тема 56. Внимание и познавательная деятельность (2 часа)
Вопросы:
Внимание как процесс и как состояние. Понятие внимания. Функции внимания
Внимание – динамическая характеристика протекания психических процессов. Физиологические основы внимания.
Основные свойства внимания.
Виды внимания.
Внимание и ресурсы психики. Особенности внимания и понимания
Тема 57. Волевая регуляция познавательной деятельности (2 часа)
Вопросы:
Воля как психический процесс, связанный с преодолением препятствий на пути к достижению цели.
Дискуссионность развития представлений о воле: регуляционный подход к проблемам воли.
Произвольное поведение. Структура произвольного поведения.
Структура волевого акта. Понятие "борьба мотивов".
Волевая регуляция как произвольное изменение побуждения к деятельности.
Семинарские, практические занятия.
Раздел 1. Введение в общую психологию.
Практическое занятие № 1.
Тема: Особенности современной психологии. (2часов)
Вопросы:
Структура современной психологии. Особый статус общей психологии.
Психология и ее связь с другими науками.
Принципы структурирования психологии по А.В. Петровскому.
Представления о предмете психологии в основных ее направлениях: психоаналитическом, бихевиоральном, когнитивном, гештальтпсихологическом, гуманистическом.
Литература обязательная:
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 1996. Ч. 1.
Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное / Собр. соч. в 6-ти томах. Т.1, с. 132-148.
Гинецинский В.И. Предмет психологии. Дидактический аспект. М., 1994. Гл.1.
Немов Р.С. Психология. М., 1997. Ч.1. с. 6-16, 91-144.
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М., 2004. с. 13-79.
Петровский А.В. Психология в России ХХ век. М., 2000. с. 7-47, 145-216.
Психология / ред. А.А. Крылов. М., 2001. (Введение).
Рубинштейн С.Л. Общая психология. М., 1999. Гл. 1, 3.
Психология: учеб. для гуманит. вузов/ под ред. В. Н. Дружинина.- СПб.[и др.] : Питер, 2007.- 656с. Гл. 1.
Узнадзе Д.Н. Общая психология. М., 2004. с. 26-54.
Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Ч. 1.
Литература дополнительная:
Брушлинский А.В. О субъекте психологии. М., 1995.
Брушлинский А.В. Субъектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем // Вопросы психологии. 1999. № 5. С. 110-121.
Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологическогосхизиса // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 25-40.
Выгодская Г.Л. Каким он был // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 122-134.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: (курс лекций) : учеб. пособие для вузов/ Ю. Б. Гиппенрейтер.- М. : АСТ, 2008.- 352с. Лекция 1.
Годфруа Ж. Что такое психология: [учебник] : в 2т./ Ж. Годфруа; пер. с фр. Н. Н. Алипова, А. В. Пегелау и Т. Я. Эстриной под ред. Г. Г. Аракелова.- Изд. 3-е, стер.- М. : Мир. 2004. Ч. 1. Гл. 1, 2, 3.
Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998. Гл.1.
Давыдов В.В. Понятие деятельности как основание исследований научной школы Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 20-29.
Демина Л.Д. Введение в психологические проблемы социальной практики. Барнаул.,1994. Гл. 1, 2 (2.1, 2.2)
Зинченко В.П. Слово о С.Л. Рубинштейне // Вопросы психологии. 1999. № 5. С. 107-109.
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994. Гл. 1, 2, 3.
Исаев Е.И. Вклад С.Л. Рубинштейна в психологическую подготовку педагогов // Вопросы психологии. 1999. № 5. С. 122-129.
Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2001. С. 16-29.
Мелик-Пашаев А.А. Л.С. Выготский и М.М. Бахтин: подготовительные материалы к несостоявшемуся диалогу // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 51-56.
Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 30-38.
Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995. Гл. 1, 2, 3.
Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов н/Д., 1996. Ч.1.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. «Интересная психология»: Л.С. Выготский и Л.И. Божович // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 63-71.
Психология в XXI веке: пророчества и прогнозы. Круглый стол // Вопросы психологии, 2000, №1, С.3-35.
Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии: учеб. пособие для вузов/ Е. Е. Соколова.- 5-е изд.- М. : Смысл, 2005.- 685с. Диалоги: 1, 8, 9.
Соколова Е.Е. «Неклассическая» психология А.Н. Леонтьева // Психологический журнал. 2001. т. 22. № 6.
Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии") Вступительная статья.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 1996. Гл. 1.
Субботский Е.В. Концепция Л.С. Выготского о низших и высших психических функциях и современные исследования познавательного развития в младенчестве // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 88-92.
Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. М., 1992. С. 4-21, 41-42, 58-60.
Хомская Е.Д. Роль Л.С. Выготского в творчестве А.Р. Лурия // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 72-83.
Ярошевский М.Г. Когда Л.С. Выготский и его школа появились в психологии? // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 110-119.
Практическое занятие № 2.
Тема: Основные Российские психологические школы. (2часа)
Вопросы:
Задачи и возможности психологии на современном этапе развития Российского общества.
Основные научные школы отечественной психологии:
- школа Л.С. Выготского,
- школа С.Л. Рубинштейна,
- школа Б.Г. Ананьева,
- школа А.Н. Леонтьева.
Литература обязательная и дополнительная: см. практическое занятие № 1.
Практическое занятие № 3.
Тема: Ведущие понятия зарубежных психологических подходов. (2часа)
Вопросы:
Изучить содержание понятий «психологический факт», «психическое явление», различные типы их классификаций. Продумать примеры.
Проанализировать различные интерпретации проблемы целостности в психологии.
Изучить различные подходы, объясняющие роль сознания и бессознательного в психике человека: психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, гуманистическая психология, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, деятельностный подход А.Н. Леонтьева.
Выделить специфику трактовки самосознания и его роли в психологии, принятой в школе С.Л. Рубинштейна.
Литература обязательная:
Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное / Собр. соч. в 6-ти томах. Т.1, С. 132-148.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: (курс лекций) : учеб. пособие для вузов/ Ю. Б. Гиппенрейтер.- М. : АСТ, 2008.- 352с. Лекция 1.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию (Содержание и вопросы для размышлений). М., 1994.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1976.
Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии: учеб. пособие для вузов/ Е. Е. Соколова.- 5-е изд.- М. : Смысл, 2005.- 685с. Диалоги: 1, 8, 9.
Узнадзе Д.Н. Общая психология. М., СПб., 2004. С. 47-54.
Фрейд З. Психология бессознательного/ З. Фрейд.- [2-е изд.].- СПб. : Питер, 2004.- 400с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
Литература дополнительная:
Брушлинский А.В. О субъекте психологии. М., 1995.
Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М. 1998. Гл. 1.
Годфруа Ж. Что такое психология: [учебник] : в 2т./ Ж. Годфруа; пер. с фр. Н. Н. Алипова, А. В. Пегелау и Т. Я. Эстриной под ред. Г. Г. Аракелова.- Изд. 3-е, стер.- М. : Мир. 2004. Ч.1. Гл. 2, 3.
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994. Гл. 1, 2, 3.
Квинн В.Н. Прикладная психология. СПб., 2000. С. 29-44.
Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995. Гл. 1, 2, 3.
Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов н/Д., 1996. Ч.1.
Психология / Под ред. А.А. Крылова. М., 2001. Гл. 1, 2.
Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб., 1999. С. 10-38, 90-124.
Психология: учеб. для гуманит. вузов/ под ред. В. Н. Дружинина.- СПб.[и др.] : Питер, 2007.- 656с. Гл. 1.
Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. М., 1992. С. 4-21, 41-42, 58-60.
Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции/ Зигмунд Фрейд.- СПб.[и др.] : Питер, 2004.- 384с.
Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Ч. 1.
Практическое занятие № 4.
Тема: Анализ методов психологии. (2 часа)
Вопросы:
Классификации методов психологии.
Характеристика основных и специальных методов психологии.
Проблема метода психологии.
Литература обязательная:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1997. С. 36-67.
Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1996. Том 1. С. 110-129.
Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М., 2004. С 33-38.
Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб., 1999. С. 38-53.
Психология: учеб. для гуманит. вузов/ под ред. В. Н. Дружинина.- СПб.[и др.] : Питер, 2007.- 656с.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1994.
Узнадзе Д.Н. Общая психология. М., СПб., 2004. С. 33-47.
Литература дополнительная:
Демина Л.Д. Введение в психологические проблемы социальной практики. Барнаул.,1994. Гл.1, 2 (2.1, 2.2)
Квинн В.Н. Прикладная психология. СПб., 2000. С. 29-44.
Немов Р.С. Психология. М., 1997. Ч.1. С. 16-28.
Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995. Гл. 1, 2, 3.
Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Ч. 1.
- Введение в умк
- Раздел 1. Введение в общую психологию.
- Требования к уровню освоения программы и формы контроля
- Формы контроля
- Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения
- Учебно-тематический план курса для студентов заочного/вечернего отделения.
- Содержание программы (по разделам)
- Раздел 6. Психические процессы.
- Раздел 6.2. Интеллектуальные процессы. Интеллектуальные психические процессы. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
- Содержание программы (по видам занятий) Лекции
- Раздел 1.Введение в общую психологию
- Тема 1. Введение в общую психологию. (10 часов)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Тема 9. Системный подход к психологии индивидуальности человека. (2 часа)
- Тема 10. Темперамент - индивидуально-психологическое свойство личности. (4 часа)
- Тема 11. Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности человека. (2 часа)
- Тема 12. Сущность и структура характера. Типология характера. (4 часа)
- Тема 13. Клинический подход к изучению характера. (2 часа)
- Тема 14. Способности - индивидуально- психологические особенности личности. (2 часа)
- Тема 15. Психология одаренности. (2 часа)
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Тема 16. Психические состояния человека. (2 часа)
- Тема 17. Функциональные состояния. (2 часа)
- Тема 18. Состояния сознания. (2 часа)
- Тема 19. Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. (4 часа)
- Тема 20. Психология эмоциональных явлений. (4 часа)
- Тема 21. Психология стресса. (2 часа)
- Тема 22. Проблема саморегуляции психических состояний. (2 часа)
- Раздел 5. Психология сознания
- Тема 41: Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов (2 часа)
- Тема 42: Основные свойства восприятия. Виды восприятия (2 часа)
- Тема 54: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности (2 часа)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 3. Психология деятельности.
- Раздел 4.1. Общепсихологическая характеристика личности.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Раздел 5. Сознание и самосознание.
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10)
- Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
- 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Методические рекомендации преподавателю.
- Методические рекомендации студенту:
- Темы рефератов и творческих заданий, самостоятельной работы, контрольных работ (озо), уирс и нирс
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1)
- Раздел 2.
- 2.1.Психология речи (модуль 2)
- 2.2.Мозг и психика (модуль 3)
- Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4)
- Раздел 4.
- 4.1.Общепсихологическая характеристика личности (модуль 5)
- 4.2. Психология индивидуальности (модуль 6)
- 4.3. Психические состояния человека (модуль 7)
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Часть 1
- Часть 2
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуально-регуляторные психические процессы (модуль 10)
- 6.3. Регуляционные психические процессы.
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1), Раздел 2.1. Психология речи (модуль 2), Раздел 2.2. Мозг и психика (модуль 3), Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4).
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)