Раздел 2.1. Психология речи.
Практическое занятие № 1, 2.
Тема: Филогенез речи. Речь и мышление. Межполушарная ассиметрия. Виды речи. (4 часа)
Вопросы:
Основные исторические этапы развития человеческой речи и языка.
История изучения речи. Речь как средство общения. Основные виды речи.
Язык и речь – различие и общность понятий. Мнения авторов.
Речь и мышление – связь психических явлений. Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Пиаже Ж.
Лексический, грамматический и фонетический состав языка.
Физиологические основы речи. Периферические и центральные речевые центры.
Речь и межполушарная асимметрия.
Основные закономерности развития речи у ребенка.
Эгоцентрическая речь. Внутренняя речь и ее отличие от мысли, с одной стороны, и от развернутой речи, с другой. Феномен предикативности речи.
Литература:
Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., 1997. (Лекция 3. Мышление и его развитие в детском возрасте. – С.46-73.).
Годфруа Ж. Что такое психология. – В 2 тт. - Т. 1. – С. 370-404.
Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1997.
Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов/ А. Г. Маклаков.- СПб.[и др.] : Питер, 2008.- 583с..
Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 1997. (Глава 8. Психофизиология речевых процессов. С.151-168).
Немов Р.С. Психология. – в 3 тт. Т. 1. М., 1995.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 1999.
Практическое занятие № 3.
Тема: Семантика, дискурс-анализ, психолонгвитика. Афазии. (2 часа)
Вопросы:
Понятие значения и смысла, денатация и коннотация, означаемое и означающее, план выражения и план содержания. Понятия семы и архисемы, пропозиции.
Семантика, психосемантика.
Психолингвистика, предмет. Психолингвистические проблемы семантики.
Текст, дискурс. Дискурс-анализ. Интент-анализ дискурса.
Теория речевых актов. Гипотеза лингвистической относительности.
Основы нейропсихологии речи.
Интерпретация смыслов и модели мира.
Понятие афазии. Виды афазий. Методы диагностики.
Литература:
Годфруа Ж. Что такое психология. – В 2 тт. Т. 1. С. 370-404.
Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 1997.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб. пособие для вузов/ Б. В. Зейгарник.- 4-е изд., стер.- М. : Академия, 2006.- 208с.
Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985.
Калина Н.Ф. Анализ дискурса в психотерапии. // Психологический журнал. Т. 21, №2, 2000.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: учеб. для вузов/ А. А. Леонтьев.- 4-е изд., испр.- М. : Смысл, 2005.- 288с.
Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д., 1998.
Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 1999.
Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике. М., 1990.
Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М., 2001.
Хомская Е.Д. Мозг и активация. М.: МГУ, 1972.
Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М., 1988.
Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985.
Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995.
Шмелев А.Г., др. Практикум по экспериментальной психосемантике. М., 1988.
Якобсон Р.О. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений. // Теория метафоры. М., 1990.
Практическое занятие № 4.
Тема: Метафоры в языке. Психолингвистические эксперименты. Понимание речи. (2 часа)
Вопросы:
Мышление и речь: буквалистичность и образность языка. Тропы в языке.
Метафора в языке, лингвистический и семантический смысл и структура метафоры.
Сила и насилие слова.
Психологические и лингвистические подходы к изучению речи: бихевиоризм, структурализм, др.
Психолингвистические эксперименты.
Коммуникативный подход: исследование речи, языка, коммуникации.
Когнитивная ориентация в психолингвистике.
Анализ продукта речевой деятельности.
Понимание речи.
Литература:
Апресян Р.Г. Сила и насилие слова // Человек. 1997. №5.
Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999. (Глава IV. В сторону семиотики и поэтики. 6. Метафора в языке чувств. С.385-399).
Балла О. Власть слова и власть символа. // Знание – сила. Ноябрь-декабрь, 1998.
Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. Воронеж, 1996.
Барт Р. Избранные труды: Семиотика. Поэтика. М., 1994.
Берестнев Г.И. Зов несказанного: язык в его отношении к трансцендентным смыслам. // Человек. №1, 1996.
Калина Н.Ф. Основы психотерапии. М., 1997.
Кинцель А.В. Психолингвистическое исследование эмоционально-смысловой доминанты как текстообразующего фактора. Барнаул, 2000.
Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем. // Язык моделирования социального взаимодействия. М., 1987.
Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов. // Новое в зарубежной психолингвистике. М., 1985.
Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. // Теория метафоры. М., 1990.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: учеб. для вузов/ А. А. Леонтьев.- 4-е изд., испр.- М. : Смысл, 2005.- 288с.
Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д., 1998.
Потебня А.А. Мысль и язык. М., 1999.
Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.
Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001.
Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М.: Изд-во ИП РАН, 2005. – 448с.
Знаков В.В. Психология понимания правды. М.: Алетейа, 1999, 283с.
Знаков В.В. Основные условия межличностного понимания в совместной деятельности // Вопросы психологии.1984. № 1. С.138-141
- Введение в умк
- Раздел 1. Введение в общую психологию.
- Требования к уровню освоения программы и формы контроля
- Формы контроля
- Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения
- Учебно-тематический план курса для студентов заочного/вечернего отделения.
- Содержание программы (по разделам)
- Раздел 6. Психические процессы.
- Раздел 6.2. Интеллектуальные процессы. Интеллектуальные психические процессы. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
- Содержание программы (по видам занятий) Лекции
- Раздел 1.Введение в общую психологию
- Тема 1. Введение в общую психологию. (10 часов)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Тема 9. Системный подход к психологии индивидуальности человека. (2 часа)
- Тема 10. Темперамент - индивидуально-психологическое свойство личности. (4 часа)
- Тема 11. Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности человека. (2 часа)
- Тема 12. Сущность и структура характера. Типология характера. (4 часа)
- Тема 13. Клинический подход к изучению характера. (2 часа)
- Тема 14. Способности - индивидуально- психологические особенности личности. (2 часа)
- Тема 15. Психология одаренности. (2 часа)
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Тема 16. Психические состояния человека. (2 часа)
- Тема 17. Функциональные состояния. (2 часа)
- Тема 18. Состояния сознания. (2 часа)
- Тема 19. Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. (4 часа)
- Тема 20. Психология эмоциональных явлений. (4 часа)
- Тема 21. Психология стресса. (2 часа)
- Тема 22. Проблема саморегуляции психических состояний. (2 часа)
- Раздел 5. Психология сознания
- Тема 41: Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов (2 часа)
- Тема 42: Основные свойства восприятия. Виды восприятия (2 часа)
- Тема 54: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности (2 часа)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 3. Психология деятельности.
- Раздел 4.1. Общепсихологическая характеристика личности.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Раздел 5. Сознание и самосознание.
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10)
- Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
- 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Методические рекомендации преподавателю.
- Методические рекомендации студенту:
- Темы рефератов и творческих заданий, самостоятельной работы, контрольных работ (озо), уирс и нирс
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1)
- Раздел 2.
- 2.1.Психология речи (модуль 2)
- 2.2.Мозг и психика (модуль 3)
- Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4)
- Раздел 4.
- 4.1.Общепсихологическая характеристика личности (модуль 5)
- 4.2. Психология индивидуальности (модуль 6)
- 4.3. Психические состояния человека (модуль 7)
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Часть 1
- Часть 2
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуально-регуляторные психические процессы (модуль 10)
- 6.3. Регуляционные психические процессы.
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1), Раздел 2.1. Психология речи (модуль 2), Раздел 2.2. Мозг и психика (модуль 3), Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4).
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)