logo
Общая психология

Раздел 2.1. Психология речи.

Практическое занятие № 1, 2.

Тема: Филогенез речи. Речь и мышление. Межполушарная ассиметрия. Виды речи. (4 часа)

Вопросы:

  1. Основные исторические этапы развития человеческой речи и языка.

  2. История изучения речи. Речь как средство общения. Основные виды речи.

  3. Язык и речь – различие и общность понятий. Мнения авторов.

  4. Речь и мышление – связь психических явлений. Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Пиаже Ж.

  5. Лексический, грамматический и фонетический состав языка.

  6. Физиологические основы речи. Периферические и центральные речевые центры.

  7. Речь и межполушарная асимметрия.

  8. Основные закономерности развития речи у ребенка.

  9. Эгоцентрическая речь. Внутренняя речь и ее отличие от мысли, с одной стороны, и от развернутой речи, с другой. Феномен предикативности речи.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., 1997. (Лекция 3. Мышление и его развитие в детском возрасте. – С.46-73.).

  2. Годфруа Ж. Что такое психология. – В 2 тт. - Т. 1. – С. 370-404.

  3. Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1997.

  4. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов/ А. Г. Маклаков.- СПб.[и др.] : Питер, 2008.- 583с..

  5. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 1997. (Глава 8. Психофизиология речевых процессов. С.151-168).

  6. Немов Р.С. Психология. – в 3 тт. Т. 1. М., 1995.

  7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

  9. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 1999.

Практическое занятие № 3.

Тема: Семантика, дискурс-анализ, психолонгвитика. Афазии. (2 часа)

Вопросы:

  1. Понятие значения и смысла, денатация и коннотация, означаемое и означающее, план выражения и план содержания. Понятия семы и архисемы, пропозиции.

  2. Семантика, психосемантика.

  3. Психолингвистика, предмет. Психолингвистические проблемы семантики.

  4. Текст, дискурс. Дискурс-анализ. Интент-анализ дискурса.

  5. Теория речевых актов. Гипотеза лингвистической относительности.

  6. Основы нейропсихологии речи.

  7. Интерпретация смыслов и модели мира.

  8. Понятие афазии. Виды афазий. Методы диагностики.

Литература:

  1. Годфруа Ж. Что такое психология. – В 2 тт. Т. 1. С. 370-404.

  2. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 1997.

  3. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

  4. Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб. пособие для вузов/ Б. В. Зейгарник.- 4-е изд., стер.- М. : Академия, 2006.- 208с.

  5. Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985.

  6. Калина Н.Ф. Анализ дискурса в психотерапии. // Психологический журнал. Т. 21, №2, 2000.

  7. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: учеб. для вузов/ А. А. Леонтьев.- 4-е изд., испр.- М. : Смысл, 2005.- 288с.

  8. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д., 1998.

  9. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 1999.

  10. Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике. М., 1990.

  11. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М., 2001.

  12. Хомская Е.Д. Мозг и активация. М.: МГУ, 1972.

  13. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М., 1988.

  14. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985.

  15. Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995.

  16. Шмелев А.Г., др. Практикум по экспериментальной психосемантике. М., 1988.

  17. Якобсон Р.О. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений. // Теория метафоры. М., 1990.

Практическое занятие № 4.

Тема: Метафоры в языке. Психолингвистические эксперименты. Понимание речи. (2 часа)

Вопросы:

  1. Мышление и речь: буквалистичность и образность языка. Тропы в языке.

  2. Метафора в языке, лингвистический и семантический смысл и структура метафоры.

  3. Сила и насилие слова.

  4. Психологические и лингвистические подходы к изучению речи: бихевиоризм, структурализм, др.

  5. Психолингвистические эксперименты.

  6. Коммуникативный подход: исследование речи, языка, коммуникации.

  7. Когнитивная ориентация в психолингвистике.

  8. Анализ продукта речевой деятельности.

  9. Понимание речи.

Литература:

  1. Апресян Р.Г. Сила и насилие слова // Человек. 1997. №5.

  2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999. (Глава IV. В сторону семиотики и поэтики. 6. Метафора в языке чувств. С.385-399).

  3. Балла О. Власть слова и власть символа. // Знание – сила. Ноябрь-декабрь, 1998.

  4. Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. Воронеж, 1996.

  5. Барт Р. Избранные труды: Семиотика. Поэтика. М., 1994.

  6. Берестнев Г.И. Зов несказанного: язык в его отношении к трансцендентным смыслам. // Человек. №1, 1996.

  7. Калина Н.Ф. Основы психотерапии. М., 1997.

  8. Кинцель А.В. Психолингвистическое исследование эмоционально-смысловой доминанты как текстообразующего фактора. Барнаул, 2000.

  9. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем. // Язык моделирования социального взаимодействия. М., 1987.

  10. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов. // Новое в зарубежной психолингвистике. М., 1985.

  11. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. // Теория метафоры. М., 1990.

  12. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: учеб. для вузов/ А. А. Леонтьев.- 4-е изд., испр.- М. : Смысл, 2005.- 288с.

  13. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д., 1998.

  14. Потебня А.А. Мысль и язык. М., 1999.

  15. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.

  16. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001.

  17. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М.: Изд-во ИП РАН, 2005. – 448с.

  18. Знаков В.В. Психология понимания правды. М.: Алетейа, 1999, 283с.

  19. Знаков В.В. Основные условия межличностного понимания в совместной деятельности // Вопросы психологии.1984. № 1. С.138-141