6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
Практическое занятие № 1
Тема: Когнитивная психология как часть общей психологии. (2 часа)
Вопросы:
Формирование и развитие современной когнитивной психологии: исторические аспекты.
Факторы, повлиявшие на возрождение когнитивной психологии в 50-е гг. прошлого столетия.
Теория критического рационализма Карла Поппера. Современные теоретические подходы к изучению человеческого познания: компьютерная метафора психики человека, информационная метафора, коннекционизм, метакогнитивные операции и модель адаптивного контроля мышления, голографическая модель познания.
Литература
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 2000. С. 19-27.
Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология в 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся, Т. 2. М.: Академия, 2006.
Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 3-25.
Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")
Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2002.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 10-28, 163-177.
Познавательные психические процессы/ Сост. и общ. Ред. А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. С. 8-18.
Практическое занятие № 2
Тема: Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений. (2 часа)
Вопросы:
Ощущения: понятия, параметры, классификации
Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы.
Теории ощущений: Г. Гельмгольца, Г. Фехнера, Э. Вебера, С. Стивенса.
Рецепторы: виды, классификация. Понятие об анализаторе.
Физиологические механизмы ощущений. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова.
Пороги: понятия, виды. Психофизические концепции: нейроквантовая теория (Стивенс, Морган, Фолькман); теория обнаружения сигнала (Грин, Светс); теория двух состояний (Люс). Несенсорные факторы сенсорных процессов.
Основной психофизический закон.
Литература
Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизиологические методы. М., 1976.
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. С. 54-106., 76-106.
Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 25-41.
Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")
Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2002.
Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Новосибирск: Изд. Компания «Лада», 2001 С. 18-26, С. 97-147.
Познавательные психические процессы / Сост. и общ. Ред. А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком., 1999. С. 177-224.
Сенсорно-перцептивные процессы: практикум. Барнаул, 1991.
Смирнова В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. М.: Изд. Центр «Академия», 2004. С. 19-35.
Практическое занятие № 3.
Тема: Психофизиологические особенности ощущений. (2часа)
Вопросы:
Адаптация в различных модальностях: виды, механизмы.
Постадаптационное восстановление.
Явления компенсации ощущений.
Взаимодействие ощущений. Объективный и субъективный характер ощущений.
Понятие о сенсибилизации и синестезиях ощущений.
Литература
Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология в 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся, Т. 2. М.: Академия, 2006.
Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 25-41.
Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. С. 163-177.
Скороходова О. Как я ощущаю, воспринимаю и понимаю окружающий мир. М., 1991.
Смирнова В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. М.: Изд. Центр «Академия», 2004. С. 19-35.
Практическое занятие № 4
Тема: Процесс восприятия. (2 часа)
Вопросы:
Восприятие: понятие, механизмы.
Образы восприятия. Многообразие образных явлений в сознании человека. Апперцепция восприятия.
Теории восприятия в ассоциативной психологии: теория постоянства, принцип ассоциации.
Экологический подход к восприятию (Дж. Гибсон).
Вклад гештальтпсихологической теории и практики в изучение восприятия.
Особенности исследования восприятия в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.)
Литература
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. С. 106-139.
Гибсон Док. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология в 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся, Т. 2. М.: Академия, 2006.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2т. М., 1986.
Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 41-59
Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")
Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Новосибирск: Изд. Компания «Лада», 2001. 97-147.
Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. С. 54-133.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 163-225.
Практическое занятие № 5.
Тема: Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов. (2 часа)
Вопросы:
Обнаружение сенсорных сигналов. Критерий наблюдателя и концепция порога.
Иконическое и эхоическое хранение. Влияние задержки инструкции на воспроизведение.
Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов.
Принципы естественной (спонтанной) организации образа в гештальт-психологии.
Принципы обработки информации: «снизу вверх» и «сверху вниз».
Принцип обработки «Сравнение с эталоном».
Подетальный анализ.
Литература:
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2т. М., 1986.
Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 41-59.
Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")
Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.
Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. С. 57-82.
Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1980.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
Практическое занятие № 6.
Тема: Основные свойства восприятия. Виды восприятия (2 часа)
Вопросы:
Теории формирования прототипов: центральная тенденция и частота признаков.
Псевдопамять. Роль наблюдателя в распознавании паттернов.
Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.
Классификация видов восприятия по основной модальности и по форме существования материи.
Восприятие как действие: особенности восприятия пространства, времени, движения.
Механизмы иллюзий восприятия.
Литература:
Вудроу Г. Восприятие времени // Экспериментальная психология / под ред. ГГ. Стивенса. М., 1966. Т. 2.
Гибсон Док. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 41-59.
Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")
Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. М., 1985.
Ричардсон Дж. Мысленные образы. М.: Когнито-Центр, 2006. – 175 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер Ком., 1999. С. 225-256
Практическое занятие № 7.
Тема: Психологическая характеристика представлений. (2 часа)
Вопросы:
Представление как образное отражение предметов и явлений, действующих на органы чувств в прошлом опыте. Психологические особенности представлений.
Аналогические и символьные представления.
Восприятие цвета. Психологическое отражение цветовых композиций.
Цветовые ассоциации и символы. Символы в изобразительном искусстве и их психологическое значение.
Топологическая организация зрительного восприятия, физиология основных сфер психики человека, участвующих во взаимодействии с цветом и композицией.
Литература:
Вавилов С.И. Глаз и солнце. М., 1981.
Грегори Р. Разумный глаз. М., 1972.
Джапд Д., Выщецки Г. Цвет в науке и технике. М., 1978.
Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова.М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 35-41.
Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")
Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. М., 1985.
Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Новосибирск: Изд. Компания «Лада», 2001. С. 96-119.
Подаем Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. М., 1978.
Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. С. 82-109.
Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1980.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
Смирнова В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. М.: Изд. Центр «Академия», 2004. С. 45-54.
- Введение в умк
- Раздел 1. Введение в общую психологию.
- Требования к уровню освоения программы и формы контроля
- Формы контроля
- Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения
- Учебно-тематический план курса для студентов заочного/вечернего отделения.
- Содержание программы (по разделам)
- Раздел 6. Психические процессы.
- Раздел 6.2. Интеллектуальные процессы. Интеллектуальные психические процессы. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
- Содержание программы (по видам занятий) Лекции
- Раздел 1.Введение в общую психологию
- Тема 1. Введение в общую психологию. (10 часов)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Тема 9. Системный подход к психологии индивидуальности человека. (2 часа)
- Тема 10. Темперамент - индивидуально-психологическое свойство личности. (4 часа)
- Тема 11. Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности человека. (2 часа)
- Тема 12. Сущность и структура характера. Типология характера. (4 часа)
- Тема 13. Клинический подход к изучению характера. (2 часа)
- Тема 14. Способности - индивидуально- психологические особенности личности. (2 часа)
- Тема 15. Психология одаренности. (2 часа)
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Тема 16. Психические состояния человека. (2 часа)
- Тема 17. Функциональные состояния. (2 часа)
- Тема 18. Состояния сознания. (2 часа)
- Тема 19. Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. (4 часа)
- Тема 20. Психология эмоциональных явлений. (4 часа)
- Тема 21. Психология стресса. (2 часа)
- Тема 22. Проблема саморегуляции психических состояний. (2 часа)
- Раздел 5. Психология сознания
- Тема 41: Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов (2 часа)
- Тема 42: Основные свойства восприятия. Виды восприятия (2 часа)
- Тема 54: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности (2 часа)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 3. Психология деятельности.
- Раздел 4.1. Общепсихологическая характеристика личности.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Раздел 5. Сознание и самосознание.
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10)
- Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
- 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Методические рекомендации преподавателю.
- Методические рекомендации студенту:
- Темы рефератов и творческих заданий, самостоятельной работы, контрольных работ (озо), уирс и нирс
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1)
- Раздел 2.
- 2.1.Психология речи (модуль 2)
- 2.2.Мозг и психика (модуль 3)
- Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4)
- Раздел 4.
- 4.1.Общепсихологическая характеристика личности (модуль 5)
- 4.2. Психология индивидуальности (модуль 6)
- 4.3. Психические состояния человека (модуль 7)
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Часть 1
- Часть 2
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуально-регуляторные психические процессы (модуль 10)
- 6.3. Регуляционные психические процессы.
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1), Раздел 2.1. Психология речи (модуль 2), Раздел 2.2. Мозг и психика (модуль 3), Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4).
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)