Раздел 3. Психология деятельности.
Практическое занятие № 1.
Тема: Психологическая теория деятельности (6 часов)
Вопрос:
Понятие деятельности, поведения, активности: основные психологические характеристики.
Сенсомоторика и психомоторика.
Анализ психической деятельности через деятельностный подход в отечественной психологии: А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн.
Этапы построения деятельности.
Литература обязательная:
1.Вилюнас В. Психология развития мотивации: [монография]/ В. Вилюнас.- СПб. : Речь, 2006.- 458с.-(Мэтры мировой психологии)
Выготский Л.С. Проблема возраста / Избранные психологические труды в 6-ти томах. Т.4. М., 1992 – 1984. С. 244 – 268.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1976.
Павлов И.П. Мозг и психика. Избранные психологические труды. М. – Воронеж, 1996.
Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. СПб., 1999. С. 21 – 28, 443 – 510.
Слободчиков, Виктор Иванович Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов/ В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев; под общ. ред. В. Г. Щур.- М. : Школьная пресса, 2000.- 416с. С. 125 – 176.
Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. М., 1981.
Узнадзе Д.Н. Теория установки. М. – Воронеж, 1997.
Физиология человека / ред. Г.И. Косицкий. М., 1985. С. 480 – 495.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб., 2003. гл. 1.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993. С. 8 – 22.
Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979.
Эльконин Д. Б. Психология игры/ Д. Б. Эльконин.- 2-е изд.- М. : ГИЦ ВЛАДОС, 1999.- 360с.
Литература дополнительная:
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986. С. 83 – 96.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1997. С.51 – 98, 99 – 222.
Давыдов В.В., Цукерман Г.А., Слободчиков В.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3 – 4.
Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. СПб., 2003.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: учеб. пособие/ О. А. Карабанова.- М. : Рос. пед. агентство, 1997.- 191с.
Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996. С. 27 – 59.
Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования/ сост. Е. И. Рогов.- М. : ВЛАДОС, 2006.- 447с С. 102 – 129.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия. М., 1994. С. 134 – 162, 189 – 194.
Хрестоматия по психологии / ред. А.В. Петровский. М., 1987.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития. М. – Рига, 1995. С. 29 – 63.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М. – Рига, 1995. С. 30 – 35.
Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
Практическое занятие № 2 - 3: Коллоквиум по модулю «Психологическая теория деятельности» (6 часов).
Вопросы:
Структура деятельности с позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева (действие, мотив, цель, сдвиг мотива на цель).
Внешние и внутренние компоненты деятельности.
Действия и движения как слагаемые в структуре деятельности.
Мотив – вектор, направляющий деятельность.
Виды человеческой деятельности, их психологический анализ.
Игра как особый вид развития человеческой деятельности.
Психологические особенности вида деятельности – учения.
Труд и профессиональная деятельность человека как вид человеческой деятельности.
Структура предметного действия.
Развитие психической деятельности (интериоризация, экстериоризация).
Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности.
Навыки и их функциональные компоненты.
Психологические условия эффективного формирования навыков.
Развитие умений и их виды.
Образ как основа действий.
Поступок как форма деятельности.
Навыки, их структура и закономерности выработки (основные этапы).
Проблема переноса и интерференции навыков.
Понятие ведущей деятельности.
Сравнительный анализ психологических понятий: умения, навыки, привычки.
Деятельность и психические процессы.
Объективная психология по В.М. Бехтереву.
Высшая нервная деятельность человека и условные рефлексы с точки зрения теории И.П. Павлова.
Теория установки Д.Н. Узнадзе.
Основные идеи неклассической физиологии Н.А. Бернштейна.
Рефлекс «что такое?» или ориентировочный рефлекс.
Объективный подход И.М. Сеченова в психологии.
Роль эфферентных систем и обратной сигнализации в регуляции сложных двигательных актов (Н.А. Бернштейн).
Понятие об обратной афферентации и «акцепторе действия» (П.К. Анохин).
Волевое действие.
Литература для подготовки к коллоквиуму:
Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973. С. 238 – 287.
Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философская концепция С.Л. Рубинштейна. М., 1989.
Бернштейн Н.А. Очерки физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. С. 76 – 101, 160 – 170.
Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. Л., 1926.
Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991.
Вилюнас В. Психология развития мотивации: [монография]/ В. Вилюнас.- СПб. : Речь, 2006.- 458с.-(Мэтры мировой психологии)
Выготский Л.С. О психологических системах / Избранные труды: в 6-ти томах. Т.1. М., 1982. С. 109 – 131.
Выготский Л.С. Проблема возраста / Избранные психологические труды в 6-ти томах. Т.4. М., 1992 – 1984. С. 244 – 268.
Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения / Избранные труды: в 6-ти томах. – Т.2. М., 1983. С. 78 - 99.
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986. С. 83 – 96.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1997. С.51 – 98, 99 – 222.
Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х томах. – Т.1. М., 1996. гл. 6, 7.
Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Томск, 1995. С. 47 – 62, 115 – 141.
Давыдов В.В., Цукерман Г.А., Слободчиков В.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3 – 4.
Данилова Н.Н. Физиология ВНД. М., 1997.
Запорожец А. Развитие произвольных движений. М., 1960. гл. 1, 2.
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994. гл. 2.
Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. СПб., 2003.
Иван Михайлович Сеченов: к 150-летию со дня рождения. М., 1980.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: учеб. пособие/ О. А. Карабанова.- М. : Рос. пед. агентство, 1997.- 191с.
Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996. С. 27 – 59.
Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. Ростов н/Д, 1995.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1976.
Лэндрет Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1984.
Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1999.
Немов Р.С. Психология: в 3-х томах. Т.1. М., 1998. гл. 6.
Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб., 2003.
Общая психология / ред. А.В. Петровский. М., 1986. С. 93 – 126.
Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования/ сост. Е. И. Рогов.- М. : ВЛАДОС, 2006.- 447с С. 102 – 129.
Очерки по методологии эволюционной теории / ред. А.С. Мамзина. М., 1974.
Павлов И.П. Мозг и психика. Избранные психологические труды. М. – Воронеж, 1996.
Потяева Е.Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение / Современная психология мотивации / ред. Д.А. Леонтьев. М., 2002. С. 289 – 313.
Психологические словари (издания начиная от 1990-х годов).
Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. СПб., 1999. С. 21 – 28, 443 – 510.
Сеченов И.М. Психология поведения. М. – Воронеж, 1995.
Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М. – Л., 1942.
Сеченов И.М. Элементы мысли. М. – Л., 1943.
Симонов Н.Ф. Мотивированный мозг. М., 1994.
Слободчиков, Виктор Иванович Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов/ В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев; под общ. ред. В. Г. Щур.- М. : Школьная пресса, 2000.- 416с. С. 125 – 176.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия. М., 1994. С. 134 – 162, 189 – 194.
Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. М., 1981.
Узнадзе Д.Н. Теория установки. М. – Воронеж, 1997.
Физиология человека / ред. Г.И. Косицкий. М., 1985. С. 480 – 495.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб., 2003. гл. 1.
Хрестоматия по психологии / ред. А.В. Петровский. М., 1987.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993. С. 8 – 22.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития. М. – Рига, 1995. С. 29 – 63.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М. – Рига, 1995. С. 30 – 35.
Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979.
Шмидт Р. Физиология человека. М., 1998.
Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов/ Д. Б. Эльконин; ред. -сост. Б. Д. Эльконин.- 4-е изд., стер.- М. : Академия, 2007.- 384с.-(
Эльконин Д. Б. Психология игры/ Д. Б. Эльконин.- 2-е изд.- М. : ГИЦ ВЛАДОС, 1999.- 360с.
Ярошевский М.Г. О развитии взглядов И.М. Сеченова / Сеченов И.М. и материалистическая мысль. М., 1957. С. 31 – 94.
Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.
- Введение в умк
- Раздел 1. Введение в общую психологию.
- Требования к уровню освоения программы и формы контроля
- Формы контроля
- Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения
- Учебно-тематический план курса для студентов заочного/вечернего отделения.
- Содержание программы (по разделам)
- Раздел 6. Психические процессы.
- Раздел 6.2. Интеллектуальные процессы. Интеллектуальные психические процессы. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
- Содержание программы (по видам занятий) Лекции
- Раздел 1.Введение в общую психологию
- Тема 1. Введение в общую психологию. (10 часов)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Тема 9. Системный подход к психологии индивидуальности человека. (2 часа)
- Тема 10. Темперамент - индивидуально-психологическое свойство личности. (4 часа)
- Тема 11. Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности человека. (2 часа)
- Тема 12. Сущность и структура характера. Типология характера. (4 часа)
- Тема 13. Клинический подход к изучению характера. (2 часа)
- Тема 14. Способности - индивидуально- психологические особенности личности. (2 часа)
- Тема 15. Психология одаренности. (2 часа)
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Тема 16. Психические состояния человека. (2 часа)
- Тема 17. Функциональные состояния. (2 часа)
- Тема 18. Состояния сознания. (2 часа)
- Тема 19. Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. (4 часа)
- Тема 20. Психология эмоциональных явлений. (4 часа)
- Тема 21. Психология стресса. (2 часа)
- Тема 22. Проблема саморегуляции психических состояний. (2 часа)
- Раздел 5. Психология сознания
- Тема 41: Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов (2 часа)
- Тема 42: Основные свойства восприятия. Виды восприятия (2 часа)
- Тема 54: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности (2 часа)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 3. Психология деятельности.
- Раздел 4.1. Общепсихологическая характеристика личности.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Раздел 5. Сознание и самосознание.
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10)
- Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
- 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Методические рекомендации преподавателю.
- Методические рекомендации студенту:
- Темы рефератов и творческих заданий, самостоятельной работы, контрольных работ (озо), уирс и нирс
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1)
- Раздел 2.
- 2.1.Психология речи (модуль 2)
- 2.2.Мозг и психика (модуль 3)
- Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4)
- Раздел 4.
- 4.1.Общепсихологическая характеристика личности (модуль 5)
- 4.2. Психология индивидуальности (модуль 6)
- 4.3. Психические состояния человека (модуль 7)
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Часть 1
- Часть 2
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуально-регуляторные психические процессы (модуль 10)
- 6.3. Регуляционные психические процессы.
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1), Раздел 2.1. Психология речи (модуль 2), Раздел 2.2. Мозг и психика (модуль 3), Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4).
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)