Раздел 5. Психология сознания
Тема 23. Сознание как высшая форма психики человека. (2 часа)
Вопросы:
Возникновение и развитие сознания.
Сознание как осознанное бытие.
Социальная ситуация развития м сознание человека (Л. С. Выготский).
Высшие психические функции: их строение, свойства, генезис; Орудие и знак в развитии сознания (Л. С. Выготский).
Последствия методологических ориентаций на марксизм при изучении сознания (на материале работ О. В. Гордеевой).
Тема 24. Анализ психологической структуры сознания. (2 часа)
Вопросы:
Психологическая структура сознания (А. Н. Леонтьев).
Бытийный и рефлексивный слои сознания (В. П. Зинченко).
Основные функции сознания (опосредование, планирование, прогнозирование, регуляция деятельности и др.).
Тема 25. Сознание и бессознательное. (2 часа)
Вопросы:
Сознательное, бессознательное, неосознаваемое.
Теория неосознаваемой психологической установки (шк. Д. Н. Узнадзе).
Подсознательные и надсознательные процессы.
Тема 26. Состояния сознания. (2 часа)
Вопросы:
Изменённые состояния сознания.
Патологические проявления сознания.
Тема 27. Самосознание человека.(2 часа)
Вопросы:
Самосознание человека как психический процесс восприятия себя в различных ситуациях.
Функции самосознания.
Модель рефлексивного «Я» (М. Розенберг).
Самосознание как сознание самости.
Тема 28. Психологический анализ «Я-концепции». (2 часа)
Вопросы:
Изменчивое и устойчивое в самосознании.
Психологический анализ структуры «Я-концепции».
Функции «Я-концепции».
Тема 29. Рефлексия личности. (2 часа)
Вопросы:
Рефлексия как осознание субъектом средств собственной активности.
Самопознание как компонент самосознания.
Самопознание и самооценка.
Самосознание и когнитивный диссонанс.
Самосознание и каузальная атрибуция.
Самосознание и конгруэнтность.
Саморазвитие, самовоспитание.
Тема 30. Организация смысловой семантики сознания. (2 часа)
Вопросы:
Категория смысла в трудах отечественных психологов.
Значение и смысл слова.
Формы презентации смысла самосознанию личности.
Процесс вербализации смысла.
Эмпирическое исследование смысловых образований личности.
Виды смысловых конструктов и форма существования «смысла» в сознании.
Тема 31. Уровни и единицы самосознания. (2 часа)
Вопросы:
1. Биологический (организменный), социальный и личностный уровни бытия человека.
2. «Конфликтный смысл Я» как единица самосознания личности.
3. Поступок как точка пресечения деятельностей.
4. Виды осмысления «Я» после поступка.
5. Проблема смысловой регуляции поведения
Тема 32. Динамика смысловых процессов. (2 часа)
Вопросы:
«Малая» и «большая» динамика смысловых процессов.
Общая характеристика процессов смыслообразование: направленность, логика протекания и формирования новых связей.
Психотерапевтическое значение осознания смысловых структур и смысловых связей.
Смыслостроительство как способ восстановления смыслового соответствия сознания и бытия субъекта.
Утрата смысла и «экзистенциальный вакуум» – пути возвращения субъектом осмысленности жизни.
Тема 33. Онтогенез индивидуальной системы ценностных ориентаций (ЦО) как процесс развития смысловой сферы. (2 часа)
Вопросы:
Категории «личностные» и «субъективные» ценности в психологии.
Динамика ЦО.
Проблемы, возникающие в процессе эмпирического исследования ценностей.
Тема 34. Самоотношение личности.
Вопросы:
Анализ опыта эмпирической и теоретической разработки понятия «самоотношения» в отечественной и зарубежной психологии.
Субъектный и объектный способы отношения к себе и к миру. Строение, функции, механизм формирования самоотношения.
Анализ эмпирических исследований самоотношения.
Тема 35. Смысловой подход в исследовании самосознания и мотивационно-личностной сферы личности. (2 часа)
Вопросы:
Классическое и постклассическое понимание категории «личности» в психологии.
«Персоноцентризм» и проблема категории «человека» в психологии.
Психологическое здоровье личности.
Методологические проблемы современной психологии личности.
Раздел 6 Психические процессы
Раздел 6.1. Сенсорно-перцептивные психические процессы
Тема 36: Общая психология: когнитивные процессы(2 часа)
Вопросы:
Предыстория современной когнитивной психологии.
Репрезентация знаний: древний период, средневековый период, начало двадцатого века.
Возрождение когнитивной психологии: 50-е годы XX века.
Общая характеристика психических процессов.
Классификации. Сенсорно-перцептивные, интеллектуальные, регуляционные психические процессы.
Тема 37: Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений. (2 часа)
Вопросы:
Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы.
Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений. Основные психофизические параметры ощущений. Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера, М. Вебера, С. Стивенсона. Понятие о психофизическом операторе. Понятие ощущения.
Классификация ощущений. Экстрацептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и «неспецифические» ощущения.
Тема 38: Физиологические механизмы ощущений. (2 часа)
Вопросы:
Физиологические механизмы ощущений. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе.
Виды рецепторов. Классификация ощущений в функциональном плане.
Психофизика ощущений. Основной психофизический закон.
Понятие порогов ощущений, их виды.
Психофизические концепции возникновения ощущения.
Тема 39: Психофизиологические особенности ощущений (2 часа)
Вопросы:
Явление адаптации в различных модальностях, виды проявления.
Понятие о сенсибилизации и синестезиях ощущений.
Компенсация ощущений, ее механизмы.
Особенности ощущений при поражениях сенсорных зон головного мозга или депривациях.
Взаимодействие ощущений. Объективный и субъективный характер ощущений.
Тема 40: Процесс восприятия (2 часа)
Вопросы:
Восприятие. Теории восприятия в ассоциативной психологии: теория постоянства, принцип ассоциации.
Экологический подход к восприятию (Дж. Гибсон).
Вклад гештальтпсихологической теории и практики в изучение восприятия.
Особенности исследования восприятия в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.)
Теория обнаружения сигналов. Теория связи и теория информации.
Объем восприятия. Иконическое и эхоическое хранение. Функции сенсорных хранилищ.
- Введение в умк
- Раздел 1. Введение в общую психологию.
- Требования к уровню освоения программы и формы контроля
- Формы контроля
- Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения
- Учебно-тематический план курса для студентов заочного/вечернего отделения.
- Содержание программы (по разделам)
- Раздел 6. Психические процессы.
- Раздел 6.2. Интеллектуальные процессы. Интеллектуальные психические процессы. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
- Содержание программы (по видам занятий) Лекции
- Раздел 1.Введение в общую психологию
- Тема 1. Введение в общую психологию. (10 часов)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Тема 9. Системный подход к психологии индивидуальности человека. (2 часа)
- Тема 10. Темперамент - индивидуально-психологическое свойство личности. (4 часа)
- Тема 11. Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности человека. (2 часа)
- Тема 12. Сущность и структура характера. Типология характера. (4 часа)
- Тема 13. Клинический подход к изучению характера. (2 часа)
- Тема 14. Способности - индивидуально- психологические особенности личности. (2 часа)
- Тема 15. Психология одаренности. (2 часа)
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Тема 16. Психические состояния человека. (2 часа)
- Тема 17. Функциональные состояния. (2 часа)
- Тема 18. Состояния сознания. (2 часа)
- Тема 19. Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. (4 часа)
- Тема 20. Психология эмоциональных явлений. (4 часа)
- Тема 21. Психология стресса. (2 часа)
- Тема 22. Проблема саморегуляции психических состояний. (2 часа)
- Раздел 5. Психология сознания
- Тема 41: Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов (2 часа)
- Тема 42: Основные свойства восприятия. Виды восприятия (2 часа)
- Тема 54: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности (2 часа)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 3. Психология деятельности.
- Раздел 4.1. Общепсихологическая характеристика личности.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Раздел 5. Сознание и самосознание.
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10)
- Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
- 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Методические рекомендации преподавателю.
- Методические рекомендации студенту:
- Темы рефератов и творческих заданий, самостоятельной работы, контрольных работ (озо), уирс и нирс
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1)
- Раздел 2.
- 2.1.Психология речи (модуль 2)
- 2.2.Мозг и психика (модуль 3)
- Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4)
- Раздел 4.
- 4.1.Общепсихологическая характеристика личности (модуль 5)
- 4.2. Психология индивидуальности (модуль 6)
- 4.3. Психические состояния человека (модуль 7)
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Часть 1
- Часть 2
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуально-регуляторные психические процессы (модуль 10)
- 6.3. Регуляционные психические процессы.
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1), Раздел 2.1. Психология речи (модуль 2), Раздел 2.2. Мозг и психика (модуль 3), Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4).
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)