logo
Общая психология

Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)

  1. Категория «смысл» в трудах отечественных психологов. (А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев, Д.А. Леоньев, О.К.Тихомиров, Б.С. Братусь и др.).

  2. Пространство формирования смысла: мотив, цель, условия. Формы презентации смысла объектов или явлений самосознанию.

  3. Смысловая регуляция личности.

  4. Эвристический потенциал психосемантических методов исследования смысловых образований личности.

  5. Сравнительная характеристика понятий «смысловой» и «личностный» конструкт.

  6. Виды личностных конструктов, диапазон пригодности, особенности подбора тестируемых объектов, импликативные решетки как метод исследовании когнитивной сферы личности.

  7. Виды смысловых конструктов и форма существования «смысла» в сознании.

  8. Методологические проблемы современной психологии личности.

  9. Классическое и постклассическое понимание категории «личности» в психологии.

  10. «Персоноцентризм» и проблема категории «человека» в психологии. Сущность и личность человека.

  11. Биологический (организменный), социальный и личностный уровни бытия человека.

  12. «Конфликтный смысл Я» как единица самосознания личности.

  13. Поступок как точка пресечения деятельностей.

  14. Онтогенез индивидуальной системы ценностных ориентаций (ЦО) как процесс развития смысловой сферы.

  15. Категория «ценность» в психологии.

  16. Категории «личностные» и «субъективные» ценности в психологии.

  17. Динамика и структура ЦО.

  18. Проблемы эмпирического исследования ценностей.

  19. «Малая» и «большая» динамика смысловых процессов.

  20. Общая характеристика процессов смыслообразование: направленность, логика протекания и формирования новых связей.

  21. Психотерапевтическое значение осознания смысловых структур и смысловых связей.

  22. Различие процессов «самопознания» и «самопонимания» субъекта.

  23. Смыслостроительство как способ восстановления смыслового соответствия сознания и бытия субъекта.

  24. Психология переживания критических ситуаций: стресс, фрустрация,

  25. эксвицитные ситуации.

  26. Диалог как средство речевого воздействия.

  27. Особенности восприятия произведений искусства.

  28. Экзистенциальная психология и психотерапия.

  29. Психологическое здоровье личности.

  30. Опыт эмпирической и теоретической разработки понятия «самоотношения» в отечественной психологии.

  31. Опыт эмпирической и теоретической разработки понятия «самоотношения» зарубежной психологии.

  32. Категория «отношении» в психологии. Субъектный и объектный способы отношения к себе и к миру.

  33. Строение, функции самоотношения.

  34. Определение «смысла Я» – механизм формирования самоотношения личности.

  35. Формы презентации самосознанию «смысла Я»: самооценка и самоотношение личности.

  36. Нестабильность самоотношения как системообразующий фактор в появлении личностных расстройств.

  37. Факторы формирования самоотношения в процессе онтогенеза личности.

  38. Возникновение и развитие сознания.

  39. Сознание как осознанное бытие.

  40. Социальная ситуация развития и сознание человека.

  41. Сознание человека как высшая форма психики.

  42. Анализ психологической структуры сознания (А. Н. Леонтьев).

  43. Бытийный и рефлексивный слои сознания (В.П. Зинченко).

  44. Орудие и знак в развитии сознания (культурно-историческая теория Л. С. Выготского).

  45. Последствия методологической ориентации на марксизм при изучении сознания (О. В. Гордеева).

  46. Функции сознания.

  47. Сознательное, бессознательное, неосознаваемое.

  48. Теория неосознаваемой психологической установки (шк. Д. Н. Узнадзе).

  49. Изменённые состояния сознания.

  50. Патологические проявления сознания.

  51. Самосознание человека.

  52. Функции самосознания.

  53. Модель рефлексивного «Я» (М. Розенберг).

  54. Самосознание как осознание самости.

  55. Изменчивое и устойчивое в самосознании.

  56. Психологический анализ «Я-концепции». Структура «Я-концепции».

  57. Функции «Я-концепции».

  58. Самопознание как компонент самосознания.

  59. Самопознание и самооценка.

  60. Рефлексия как осознание субъектом средств собственной активности.

  61. Самосознание и когнитивный дисонанс.

  62. Самосознание и каузальная атрибуция.

  63. Самосознание и конгруэнтность.

  64. Рефлексия и саморазвитие.

  65. Самовоспитание.

Вопросы к экзамену