Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
Категория «смысл» в трудах отечественных психологов. (А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев, Д.А. Леоньев, О.К.Тихомиров, Б.С. Братусь и др.).
Пространство формирования смысла: мотив, цель, условия. Формы презентации смысла объектов или явлений самосознанию.
Смысловая регуляция личности.
Эвристический потенциал психосемантических методов исследования смысловых образований личности.
Сравнительная характеристика понятий «смысловой» и «личностный» конструкт.
Виды личностных конструктов, диапазон пригодности, особенности подбора тестируемых объектов, импликативные решетки как метод исследовании когнитивной сферы личности.
Виды смысловых конструктов и форма существования «смысла» в сознании.
Методологические проблемы современной психологии личности.
Классическое и постклассическое понимание категории «личности» в психологии.
«Персоноцентризм» и проблема категории «человека» в психологии. Сущность и личность человека.
Биологический (организменный), социальный и личностный уровни бытия человека.
«Конфликтный смысл Я» как единица самосознания личности.
Поступок как точка пресечения деятельностей.
Онтогенез индивидуальной системы ценностных ориентаций (ЦО) как процесс развития смысловой сферы.
Категория «ценность» в психологии.
Категории «личностные» и «субъективные» ценности в психологии.
Динамика и структура ЦО.
Проблемы эмпирического исследования ценностей.
«Малая» и «большая» динамика смысловых процессов.
Общая характеристика процессов смыслообразование: направленность, логика протекания и формирования новых связей.
Психотерапевтическое значение осознания смысловых структур и смысловых связей.
Различие процессов «самопознания» и «самопонимания» субъекта.
Смыслостроительство как способ восстановления смыслового соответствия сознания и бытия субъекта.
Психология переживания критических ситуаций: стресс, фрустрация,
эксвицитные ситуации.
Диалог как средство речевого воздействия.
Особенности восприятия произведений искусства.
Экзистенциальная психология и психотерапия.
Психологическое здоровье личности.
Опыт эмпирической и теоретической разработки понятия «самоотношения» в отечественной психологии.
Опыт эмпирической и теоретической разработки понятия «самоотношения» зарубежной психологии.
Категория «отношении» в психологии. Субъектный и объектный способы отношения к себе и к миру.
Строение, функции самоотношения.
Определение «смысла Я» – механизм формирования самоотношения личности.
Формы презентации самосознанию «смысла Я»: самооценка и самоотношение личности.
Нестабильность самоотношения как системообразующий фактор в появлении личностных расстройств.
Факторы формирования самоотношения в процессе онтогенеза личности.
Возникновение и развитие сознания.
Сознание как осознанное бытие.
Социальная ситуация развития и сознание человека.
Сознание человека как высшая форма психики.
Анализ психологической структуры сознания (А. Н. Леонтьев).
Бытийный и рефлексивный слои сознания (В.П. Зинченко).
Орудие и знак в развитии сознания (культурно-историческая теория Л. С. Выготского).
Последствия методологической ориентации на марксизм при изучении сознания (О. В. Гордеева).
Функции сознания.
Сознательное, бессознательное, неосознаваемое.
Теория неосознаваемой психологической установки (шк. Д. Н. Узнадзе).
Изменённые состояния сознания.
Патологические проявления сознания.
Самосознание человека.
Функции самосознания.
Модель рефлексивного «Я» (М. Розенберг).
Самосознание как осознание самости.
Изменчивое и устойчивое в самосознании.
Психологический анализ «Я-концепции». Структура «Я-концепции».
Функции «Я-концепции».
Самопознание как компонент самосознания.
Самопознание и самооценка.
Рефлексия как осознание субъектом средств собственной активности.
Самосознание и когнитивный дисонанс.
Самосознание и каузальная атрибуция.
Самосознание и конгруэнтность.
Рефлексия и саморазвитие.
Самовоспитание.
Вопросы к экзамену
- Введение в умк
- Раздел 1. Введение в общую психологию.
- Требования к уровню освоения программы и формы контроля
- Формы контроля
- Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения
- Учебно-тематический план курса для студентов заочного/вечернего отделения.
- Содержание программы (по разделам)
- Раздел 6. Психические процессы.
- Раздел 6.2. Интеллектуальные процессы. Интеллектуальные психические процессы. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
- Содержание программы (по видам занятий) Лекции
- Раздел 1.Введение в общую психологию
- Тема 1. Введение в общую психологию. (10 часов)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Тема 9. Системный подход к психологии индивидуальности человека. (2 часа)
- Тема 10. Темперамент - индивидуально-психологическое свойство личности. (4 часа)
- Тема 11. Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности человека. (2 часа)
- Тема 12. Сущность и структура характера. Типология характера. (4 часа)
- Тема 13. Клинический подход к изучению характера. (2 часа)
- Тема 14. Способности - индивидуально- психологические особенности личности. (2 часа)
- Тема 15. Психология одаренности. (2 часа)
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Тема 16. Психические состояния человека. (2 часа)
- Тема 17. Функциональные состояния. (2 часа)
- Тема 18. Состояния сознания. (2 часа)
- Тема 19. Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. (4 часа)
- Тема 20. Психология эмоциональных явлений. (4 часа)
- Тема 21. Психология стресса. (2 часа)
- Тема 22. Проблема саморегуляции психических состояний. (2 часа)
- Раздел 5. Психология сознания
- Тема 41: Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов (2 часа)
- Тема 42: Основные свойства восприятия. Виды восприятия (2 часа)
- Тема 54: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности (2 часа)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 3. Психология деятельности.
- Раздел 4.1. Общепсихологическая характеристика личности.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Раздел 5. Сознание и самосознание.
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10)
- Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
- 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Методические рекомендации преподавателю.
- Методические рекомендации студенту:
- Темы рефератов и творческих заданий, самостоятельной работы, контрольных работ (озо), уирс и нирс
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1)
- Раздел 2.
- 2.1.Психология речи (модуль 2)
- 2.2.Мозг и психика (модуль 3)
- Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4)
- Раздел 4.
- 4.1.Общепсихологическая характеристика личности (модуль 5)
- 4.2. Психология индивидуальности (модуль 6)
- 4.3. Психические состояния человека (модуль 7)
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Часть 1
- Часть 2
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуально-регуляторные психические процессы (модуль 10)
- 6.3. Регуляционные психические процессы.
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1), Раздел 2.1. Психология речи (модуль 2), Раздел 2.2. Мозг и психика (модуль 3), Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4).
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)