6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
Многообразие образных явлений в сознании человека. Образы восприятия. Предметность образов восприятия. Послеобразы. Фантомные образы. Галлюцинации.
Особенности предметного образа: предметное содержание и чувственная ткань (А.Н. Леонтьев), видимое поле и видимый мир (Дж. Гибсон), первичные образы и образы восприятия (Г. Гельмгольц).
Теории восприятия в ассоциативной психологии. Гипотеза постоянства, принцип ассоциации. Структурализм. Понятие апперцепции у В. Вундта. Концепция бессознательных умозаключений (Г.Гельмгольц).
Гештальтпсихологическая концепция восприятия (К. Коффка).
Концепция перцептивной готовности Дж. Брунера.
Строение чувственных образов (А.Н. Леонтьев).
Экологический подход к восприятию Дж. Гибсона.
Классическая психофизика ощущений (Г. Фехнер, М. Вебер, С. Стивенсон).
Современная психофизика чувственной ткани образа. Психофизический оператор, инерции зрительных ощущений, маскировка, временная суммация.
Адаптация. Явление адаптации в различных модальностях, виды проявления. Постадаптационное восстановление.
Каналы в зрении и слухе человека.
Восприятие цвета. Теории цветового зрения (Юнга - Гельмгольца, Геренга; Джемсона - Гуревича и др.).
Зрительное восприятие поверхности. Стереоскопия. Бинокулярность, диплония. Закон Геринга.
Восприятие событий. Восприятие реальных движений, иллюзий.
Развитие представлений об ощущениях, восприятии, представлениях в зарубежной и отечественной психологической литературе.
Особенности восприятия пространства, времени, движения. Иллюзии восприятия. Анализ 2-3 иллюзий. Механизмы.
Стабильность видимого мира. Константность. Теория стабильности видимого мира (Хольст и Хелд, Маккей, Гибсон).
Восприятие причинности. Опыты Мишотта.
Восприятие пространства. Концепции опосредованного и неопосредованного восприятия.
Понятие окружающего мира. Принцип встроенности. Понятие возможности.
Восприятие как действие. Виды и функции перцептивных действий (на примере 2-3 видов восприятия).
Значение «чувственных образов» испытуемых в проведении различного типа психологических тренингов.
Развитие ощущений, восприятий, представлений в онтогенезе.
Явление «кожного зрения».
Характеристика кинетических и кинестетических ощущений в восприятии движений. Психологические теории восприятия движения.
Восприятия, ощущения, представления как функциональные психологические системы, их поуровневое построение.
Анализ проблем научения в восприятии.
Интермодальные ощущения.
Компенсация ощущений. Характеристика. Механизмы.
Особенности восприятия окружающего мира при сенсорных депривациях разного вида.
Особенности чувственного восприятия и понимания окружающего мира слепоглухонемыми людьми.
Сенсорно-перцептивные процессы и личность человека.
Общее понятие о сенсорно-перцептивных (ощущение, восприятие, представление) процессах: единое и специфичное.
Физиологические и нейропсихологические механизмы сенсорно-перцептивных процессов.
Понятие об информационных системах человека.
Особенности восприятия, учитывающиеся в теории и практике нейролингвистического программирования (НЛП).
- Введение в умк
- Раздел 1. Введение в общую психологию.
- Требования к уровню освоения программы и формы контроля
- Формы контроля
- Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения
- Учебно-тематический план курса для студентов заочного/вечернего отделения.
- Содержание программы (по разделам)
- Раздел 6. Психические процессы.
- Раздел 6.2. Интеллектуальные процессы. Интеллектуальные психические процессы. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
- Содержание программы (по видам занятий) Лекции
- Раздел 1.Введение в общую психологию
- Тема 1. Введение в общую психологию. (10 часов)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Тема 9. Системный подход к психологии индивидуальности человека. (2 часа)
- Тема 10. Темперамент - индивидуально-психологическое свойство личности. (4 часа)
- Тема 11. Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности человека. (2 часа)
- Тема 12. Сущность и структура характера. Типология характера. (4 часа)
- Тема 13. Клинический подход к изучению характера. (2 часа)
- Тема 14. Способности - индивидуально- психологические особенности личности. (2 часа)
- Тема 15. Психология одаренности. (2 часа)
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Тема 16. Психические состояния человека. (2 часа)
- Тема 17. Функциональные состояния. (2 часа)
- Тема 18. Состояния сознания. (2 часа)
- Тема 19. Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. (4 часа)
- Тема 20. Психология эмоциональных явлений. (4 часа)
- Тема 21. Психология стресса. (2 часа)
- Тема 22. Проблема саморегуляции психических состояний. (2 часа)
- Раздел 5. Психология сознания
- Тема 41: Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов (2 часа)
- Тема 42: Основные свойства восприятия. Виды восприятия (2 часа)
- Тема 54: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности (2 часа)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 3. Психология деятельности.
- Раздел 4.1. Общепсихологическая характеристика личности.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Раздел 5. Сознание и самосознание.
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10)
- Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
- 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Методические рекомендации преподавателю.
- Методические рекомендации студенту:
- Темы рефератов и творческих заданий, самостоятельной работы, контрольных работ (озо), уирс и нирс
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1)
- Раздел 2.
- 2.1.Психология речи (модуль 2)
- 2.2.Мозг и психика (модуль 3)
- Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4)
- Раздел 4.
- 4.1.Общепсихологическая характеристика личности (модуль 5)
- 4.2. Психология индивидуальности (модуль 6)
- 4.3. Психические состояния человека (модуль 7)
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Часть 1
- Часть 2
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуально-регуляторные психические процессы (модуль 10)
- 6.3. Регуляционные психические процессы.
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1), Раздел 2.1. Психология речи (модуль 2), Раздел 2.2. Мозг и психика (модуль 3), Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4).
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)