Раздел 5. Сознание и самосознание.
Практическое занятие № 1.
Тема: Психология сознания (4 часа)
Вопросы:
Проанализировать различные психологические источники о роли сознания в детерминации психической деятельности человека
Возникновение и развитие сознания (А. Н. Леонтьев).
Сознание как осознанное бытие (С. Л. Рубинштейн).
Орудие и знак в развитии сознания (культурно-историческая теория Л. С. Выготского).
Понимание сознания в современной психологии.
Литература:
Акопов Г. В. Российское сознание. Самара, 2002. - 90с.
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1986.
Гордеева О.В. Влияние марксизма на разработку проблемы сознания в отечественной психологии (на материале трудов А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и Л. С. Выготского). М., 1997.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
Рубинштейн С. Л. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957. - 328 с.
Практическое занятие № 2
Тема: Сознание и бессознательное (2 часа)
Вопросы:
Проанализировать различные точки зрения на бессознательное.
Бессознательное как семантическая реальность (В. В. Налимов).
Дискуссия: сознательное и бессознательное в психике человека.
Литература:
Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное: Собр. Соч. в 6 т. – Т. 1. М., 1982. С. 132-148.
Гроф С. Области человеческого бессознательного. М., 1994.
Налимов В. В. Спонтанность сознания. Вероятностные теории смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1993.
Узнадзе Д. Психология установки. СПб., 2001. - 448с.
Фрейд З. Психология бессознательного. СПб., 2004. - 400 с.
Практическое занятие № 3.
Тема: Состояния сознания (2 часа)
Вопросы:
Сон и бодрствование.
Расстройства сна.
Патологические проявления сознания.
Литература:
Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное: Собр. Соч. в 6 т. – Т. 1. М., 1982. С. 132-148.
Гоголева А. В. Аддиктивное воспитание и его профилактика. Учебное пособие. М., 2003. - 240с.
Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М., 1996. - 496с.
Коробкина З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. ИЦ «Академия». 2004. - 192с.
Фрейд З. Толкование сновидений. СПб., 1999. - 661с.
Практическое занятие № 4.
Тема: Психология самосознания (2 часа)
Вопросы:
Проанализировать различные точки зрения на структуру «Я».
Найти общее и различительное в понятиях: самость, самооценка, самоценность.
Психологический анализ «образа Я».
Литература:
Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972. – 220с.
Столин В. В. Самосознание личности. М., 1984.
Перлз Ф. Опыты психологии самосознания. М., 1993.
Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
Практические занятие № 5.
Тема: Рефлексия личности (2 часы)
Вопросы:
Рефлексия как осознание субъектом средств и оснований собственной деятельности.
Феноменологическое описание уровней развития рефлексии (В. И. Слободчиков).
Саморазвитие, самовоспитание.
Самосознание и личностное самоопределение.
Литература:
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. – 512с.
Лефевр В. А. Рефлексия. Когито-центр. 2003. – 496с.
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997.
Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996. Гл. 12 – 15. С. 370 – 383.
Введение в психологию субъектности: уч.пособие/ Слободчиков В. И., Исаев Е. И.. М., 1995.- 384с.
Практическое занятие № 6
Тема: Организация смысловой семантики сознания. (2 часа)
Вопросы:
Значение и смысл слова.
Категория смысла в трудах отечественных психологов (А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев, Д.А. Леоньев, О.К.Тихомиров, Б.С. Братусь и др.).
Формы презентации смысла самосознанию личности.
Эмпирические методы исследования смысловых образований личности
Особенности методики выявления смысловых конструктов.
Виды смысловых конструктов и форма существования «смысла» в сознании.
Литература:
Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгрник Б.В. и др. О некоторых исследованиях смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 35–45.
Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Моск. ун-та Сер. 14: Психология. 1981. № 2. С. 46–56.
Леонтьев А.А.Психология общения. М.: Смысл, 1997. – 365с.
Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 6. С. 13–25.
Столин В.В., Кальвиньо М. Личностный смысл и его форма существования в сознании // Вестник Моск. унт-та. Сер. 14: Психология. 1982. № 3. С. 38–47.
Столин В.В., Кальвиньо М. Психосемантические различия личностных смыслов // Вестник Моск. унт-та. Сер. 14: Психология. 1983. № 3. С. 13–22.
Белинская Е.П. Временные аспекты «Я» концепции и идентичности // Мир психологии. 1999. № 3. С. 40–46.
Воловикова М.И. Микросемантический анализ как метод исследования процессов мышления и личности // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 90–98.
Занятие № 7
Тема: Уровни и единицы самосознания. (2 часа)
Вопросы:
Л.С. Выготский о самосознании личности.
Смысловая регуляция деятельности.
Биологический (организменный), социальный и личностный уровни бытия человека.
«Конфликтный смысл Я» как единица самосознания личности.
Поступок как точка пресечения деятельностей.
Виды осмысления «Я» после поступка.
Литература:
Столин В.В. Самосознание личности // Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2003. С.123-156.
Гордеева О.В. Представления Л.С. Выготского о самосознании и марксизм // Психологический журнал. 1996. Т.17, № 5 С.31–41.
Братусь Б.С. Деятельность и вершинные уровни ее опосредования // Психологический журнал. 1999. Т. 19, № 4. С. 102–105.
Занятие №8
Тема: Динамика смысловых процессов. (2 часа)
Вопросы:
«Малая» и «большая» динамика смысловых процессов.
Общая характеристика процессов смыслообразование: направленность, логика протекания и формирования новых связей.
Психотерапевтическое значение осознания смысловых структур и смысловых связей.
Различие процессов «самопознания» и «самопонимания» субъекта.
Условия запуска процесса смыслостроительства личности.
Психология переживания критических ситуаций: стресс, фрустрация, эксвицитные ситуации.
Диалог как средство речевого воздействия.
Литература:
Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: преобразование ситуаций, переосмысление, психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 1. С. 32–33.
Анциферова Л.И. Способность личности к преодолению деформации своего развития // Психологический журнал. 1999. Т. 16, № 1. С. 6–19.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1986. С. 175-189.
Знаков В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 2. С. 18–27.
Знаков В.В. Самопознание и самопонимание как проблемы психологии человеческого бытия // Психология субъекта профессиональной деятельности. М.; Ярославль: ДИА-пресс, 2001. С. 88–104.
Знаков В.В., Павлюченко Е.А. Самопознание субъекта // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 1. С. 31–41.
Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 6. С. 13–25.
Романова Е.С. Основные направления исследования самопонимания // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 103–111.
Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура: Избр. тр. Карен Хорни и Эриха Фрома. М., 1995. С.273 – 596.
Занятие № 9
Тема: Онтогенез индивидуальной системы ценностных ориентаций (ЦО) как процесс развития смысловой сферы. (2 часа).
Вопросы:
Категория «ценность» в психологии: многомерная реконструкция понятия.
Ценности как высший уровень регуляции поведения личности.
Категории «личностные» и «субъективные» ценности в психологии.
Структура и динамика ЦО.
Проблемы, возникающие в процессе эмпирического исследования ценностей.
Литература:
Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения к конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1998. – 292 с.
Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъектов // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 99–105.
Лекомцев В.П., Любимова О.М. Ценностно-смысловая сфера личности педагога как условие эффективности внедрения инноваций в образовательной практике // Образование и социальное развитие региона, № 3-4. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2003. С. 74-79.
Бубнова С.С. Диагностика индивидуальной структуры ценностных ориентаций. / Психологический анализ учебной деятельности. М.,1991. С. 46–48 .
Бубнова С.С. Ценностные ориентации как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. Т. 20, № 5. С. 38–44.
Занятие 10.
Тема: Анализ опыта эмпирической и теоретической разработки понятия «самоотношения» в отечественной и зарубежной психологии. (2 часа)
Вопросы:
Анализ опыта эмпирической и теоретической разработки понятия «самоотношения» в зарубежной психологии (С.Куперсмит, Дж. Марвел, К. Роджерс, М. Розенберг, Л. Уэльс, Р. Шавельзон и др.)
Анализ опыта эмпирической и теоретической разработки понятия «самоотношения» в отечественной психологии (Н.И. Сарджвеладзе, И.И. Чеснокова В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, Е.Т. Соколовой)
Факторы, способствующие формированию позитивного самоотношения личности.
Нестабильность самоотношения как системообразующий фактор в появлении личностных расстройств
Функции самоотношения.
Литература:
Визгина А.В., Пантилеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. 2001. № 3 С. 91–100.
Гульянова Н.А. О связи самоприятия и осознания образа Я в ситуации неуспеха // Вестник Моск. ун-та: Сер.14: Психология. 2001. № 3. С. 68–75.
Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система // Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2003. С. 208–243.
Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М. 2003. – 672 с.
Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989. – 339 с.
Столин В.В. Самосознание личности // Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2003. С.123-156.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. – 146 с.
Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы Я // Вестник Моск. ун-та: Сер. 14. Психология. 1999. №2. С. 34–45.
Занятие № 11.
Тема: Методологические проблемы современной психологии личности. (2 часа)
Вопросы:
Критический анализ статьи Братуся Б.С. «Двойное бытие души и возможность христианской психологии».
Критический анализ статьи Хомской Е.Д. «О методологических проблемах современной психологии».
«Человек» как предмет современной психологии.
Природа сознания – вызов из области современных исследований
Психологическое здоровье личности: определение, критерии психологической нормы.
Литература:
Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии: Учеб. пособие для вузов по специальности «Психология». М.: Смысл, 2002. – 479 с.
Бассин Ф.В. О развитии взглядов на предмет психологии // Вопросы психологии.1974. №4.С.101-113.
Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 71–78.
Васильева О.С. Психологическое здоровье личности // Социальная психология личности / Под ред. В.А. Лабунской. М., 1999. С. 359-372.
Дубинина Т.В. Механизмы интеграции в контексте психического здоровья личности и развития ее жизненных сил // Современное общество и личность в социологии жизненных сил. Т. 3: Проблемы социологического и психологического здоровья и реабилитации жизненных сил человека. Барнаул, 1999. С. 98.
Клочко В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образование и социальное развитие региона. 1995. № 3–4. С. 104–112.
Психология личности: новые подходы: Филос.-психол. семинар памяти Г.И. Челпанова // Человек. 1995. №6. С. 15-25.
Теоретические проблемы психологии личности (Сборник статей. Отв. Ред. Е.В. Шорохова). – М.: «Наука», 1974. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник Моск. ун-та: Сер. 14: Психология. 1980. № 2. С. 3–13.
Фанталова Е.Б. Три уровня психодиагностического исследования в практической психологии // Журнал прикладной психологии. 2001. № 1. С. 20–23.
Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии. 1997. №3. С. 112-125.
Ярошевский М.Г. Предмет психологии и ее категориальный строй // Вопросы психологии.1971. №5.С.110-121.
- Введение в умк
- Раздел 1. Введение в общую психологию.
- Требования к уровню освоения программы и формы контроля
- Формы контроля
- Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения
- Учебно-тематический план курса для студентов заочного/вечернего отделения.
- Содержание программы (по разделам)
- Раздел 6. Психические процессы.
- Раздел 6.2. Интеллектуальные процессы. Интеллектуальные психические процессы. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
- Содержание программы (по видам занятий) Лекции
- Раздел 1.Введение в общую психологию
- Тема 1. Введение в общую психологию. (10 часов)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Тема 9. Системный подход к психологии индивидуальности человека. (2 часа)
- Тема 10. Темперамент - индивидуально-психологическое свойство личности. (4 часа)
- Тема 11. Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности человека. (2 часа)
- Тема 12. Сущность и структура характера. Типология характера. (4 часа)
- Тема 13. Клинический подход к изучению характера. (2 часа)
- Тема 14. Способности - индивидуально- психологические особенности личности. (2 часа)
- Тема 15. Психология одаренности. (2 часа)
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Тема 16. Психические состояния человека. (2 часа)
- Тема 17. Функциональные состояния. (2 часа)
- Тема 18. Состояния сознания. (2 часа)
- Тема 19. Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. (4 часа)
- Тема 20. Психология эмоциональных явлений. (4 часа)
- Тема 21. Психология стресса. (2 часа)
- Тема 22. Проблема саморегуляции психических состояний. (2 часа)
- Раздел 5. Психология сознания
- Тема 41: Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов (2 часа)
- Тема 42: Основные свойства восприятия. Виды восприятия (2 часа)
- Тема 54: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности (2 часа)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 3. Психология деятельности.
- Раздел 4.1. Общепсихологическая характеристика личности.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Раздел 5. Сознание и самосознание.
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10)
- Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
- 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Методические рекомендации преподавателю.
- Методические рекомендации студенту:
- Темы рефератов и творческих заданий, самостоятельной работы, контрольных работ (озо), уирс и нирс
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1)
- Раздел 2.
- 2.1.Психология речи (модуль 2)
- 2.2.Мозг и психика (модуль 3)
- Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4)
- Раздел 4.
- 4.1.Общепсихологическая характеристика личности (модуль 5)
- 4.2. Психология индивидуальности (модуль 6)
- 4.3. Психические состояния человека (модуль 7)
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Часть 1
- Часть 2
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуально-регуляторные психические процессы (модуль 10)
- 6.3. Регуляционные психические процессы.
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1), Раздел 2.1. Психология речи (модуль 2), Раздел 2.2. Мозг и психика (модуль 3), Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4).
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)