Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
Занятие 1
Тема: Общая характеристика регуляционных процессов. (2 часа)
Вопросы:
Уровни интегративной деятельности мозга.
Основные структуры мозга, обеспечивающие формирование поведенческого акта.
Рефлекторный и кортикальный контроль двигательной активности.
Психофизиология цикла сон-бодрствование. Уровни активации и эффективность психических процессов.
Неосознаваемые содержания психики, их роль в регуляции поведения. Перцептивная защита.
Литература:
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. – С. 449-463.
Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")
Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Новосибирск: Изд. Компания «Лада», 2001. С. 167-200.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 443-465.
Смирнова В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. М.: Изд. Центр «Академия», 2004. С. 246-264.
Занятие 2.
Тема: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности. (2 часа)
Вопросы:
Сознание и регуляция. Самосознание, самопознание, самоанализ, самовоздействие как формы саморегуляции поведения. Катарсис.
Потребности, мотивация и регуляция поведения.
Эмоциональная регуляция когнитивных процессов. Врожденность эмоциональной экспрессии. Эмоциональная коммуникация.
Влияние эмоций на когнитивные процессы.
Литература:
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. С. 367-449.
Гомезо М.В., Домашко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.
Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 33-347.
Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 551-587
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 150-163; 522-535, 634-645
Хрестоматия по общей психологии / под ред. А.В. Петровского. М., 1989.
Практическое занятие № 3.
Тема: Оценочные суждения как основа регулятивных процессов. (2 часа)
Вопросы:
Оценочные суждения и точность отражения реальности: нереалистический оптимизм, иллюзия контроля, эвристика доступности, эффект наглядности, якорный эффект, эффект стереотипизации, эффект ореола и др.
Критерии оптимальности оценочного поведения: повышение эффективности действия, улучшение эмоционального состояния.
Субъективная оценка выигрышей и потерь.
Литература:
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. С. 605-627.
Гомезо М.В., Домашко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.
Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 33-347.
Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 315-333
Хрестоматия по общей психологии / под ред. А.В. Петровского М., 1989.
Практическое занятие № 4.
Тема: Внимание и познавательная деятельность. (2 часа)
Вопросы:
Внимание как процесс и как состояние. Понятие внимания. Функции внимания
Внимание – динамическая характеристика протекания психических процессов. Физиологические основы внимания.
Основные свойства внимания.
Виды внимания.
Внимание и ресурсы психики. Особенности внимания и понимания
Литература:
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. С. 449-491.
Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М., 1972.
Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 59-79.
Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")
Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.
Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Новосибирск: Изд. Компания «Лада», 2001. С. 199-215.
Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. С. 435-445
Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001. - 858 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 417-435.
Смирнова В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. М.: Изд. Центр «Академия», 2004. С. 246-256.
Практическое занятие № 5
Тема: Волевая регуляция познавательной деятельности. (2 часа)
Вопросы:
Воля как психический процесс, связанный с преодолением препятствий на пути к достижению цели.
Дискуссионность развития представлений о воле: регуляционный подход к проблемам воли.
Произвольное поведение. Структура произвольного поведения.
Структура волевого акта. Понятие "борьба мотивов".
Волевая регуляция как произвольное изменение побуждения к деятельности.
Литература:
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. С. 463-491.
Гомезо М.В., Домашко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")
Рогов Е.И. Эмоции и воля Азбука психологии. М.: Владос, 2000. – 240 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 587-613.
Хрестоматия по общей психологии / под ред. А.В. Петровского М., 1989.
- Введение в умк
- Раздел 1. Введение в общую психологию.
- Требования к уровню освоения программы и формы контроля
- Формы контроля
- Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения
- Учебно-тематический план курса для студентов заочного/вечернего отделения.
- Содержание программы (по разделам)
- Раздел 6. Психические процессы.
- Раздел 6.2. Интеллектуальные процессы. Интеллектуальные психические процессы. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
- Содержание программы (по видам занятий) Лекции
- Раздел 1.Введение в общую психологию
- Тема 1. Введение в общую психологию. (10 часов)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Тема 9. Системный подход к психологии индивидуальности человека. (2 часа)
- Тема 10. Темперамент - индивидуально-психологическое свойство личности. (4 часа)
- Тема 11. Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности человека. (2 часа)
- Тема 12. Сущность и структура характера. Типология характера. (4 часа)
- Тема 13. Клинический подход к изучению характера. (2 часа)
- Тема 14. Способности - индивидуально- психологические особенности личности. (2 часа)
- Тема 15. Психология одаренности. (2 часа)
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Тема 16. Психические состояния человека. (2 часа)
- Тема 17. Функциональные состояния. (2 часа)
- Тема 18. Состояния сознания. (2 часа)
- Тема 19. Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. (4 часа)
- Тема 20. Психология эмоциональных явлений. (4 часа)
- Тема 21. Психология стресса. (2 часа)
- Тема 22. Проблема саморегуляции психических состояний. (2 часа)
- Раздел 5. Психология сознания
- Тема 41: Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов (2 часа)
- Тема 42: Основные свойства восприятия. Виды восприятия (2 часа)
- Тема 54: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности (2 часа)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 3. Психология деятельности.
- Раздел 4.1. Общепсихологическая характеристика личности.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Раздел 5. Сознание и самосознание.
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10)
- Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
- 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Методические рекомендации преподавателю.
- Методические рекомендации студенту:
- Темы рефератов и творческих заданий, самостоятельной работы, контрольных работ (озо), уирс и нирс
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1)
- Раздел 2.
- 2.1.Психология речи (модуль 2)
- 2.2.Мозг и психика (модуль 3)
- Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4)
- Раздел 4.
- 4.1.Общепсихологическая характеристика личности (модуль 5)
- 4.2. Психология индивидуальности (модуль 6)
- 4.3. Психические состояния человека (модуль 7)
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Часть 1
- Часть 2
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуально-регуляторные психические процессы (модуль 10)
- 6.3. Регуляционные психические процессы.
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1), Раздел 2.1. Психология речи (модуль 2), Раздел 2.2. Мозг и психика (модуль 3), Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4).
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)