logo
Общая психология

Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.

Занятие 1

Тема: Общая характеристика регуляционных процессов. (2 часа)

Вопросы:

  1. Уровни интегративной деятельности мозга.

  2. Основные структуры мозга, обеспечивающие формирование поведенческого акта.

  3. Рефлекторный и кортикальный контроль двигательной активности.

  4. Психофизиология цикла сон-бодрствование. Уровни активации и эффективность психических процессов.

  5. Неосознаваемые содержания психики, их роль в регуляции поведения. Перцептивная защита.

Литература:

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. – С. 449-463.

  2. Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")

  3. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Новосибирск: Изд. Компания «Лада», 2001. С. 167-200.

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 443-465.

  5. Смирнова В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. М.: Изд. Центр «Академия», 2004. С. 246-264.

Занятие 2.

Тема: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности. (2 часа)

Вопросы:

  1. Сознание и регуляция. Самосознание, самопознание, самоанализ, самовоздействие как формы саморегуляции поведения. Катарсис.

  2. Потребности, мотивация и регуляция поведения.

  3. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов. Врожденность эмоциональной экспрессии. Эмоциональная коммуникация.

  4. Влияние эмоций на когнитивные процессы.

Литература:

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. С. 367-449.

  2. Гомезо М.В., Домашко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.

  3. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 33-347.

  4. Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")

  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 551-587

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 150-163; 522-535, 634-645

  7. Хрестоматия по общей психологии / под ред. А.В. Петровского. М., 1989.

Практическое занятие № 3.

Тема: Оценочные суждения как основа регулятивных процессов. (2 часа)

Вопросы:

  1. Оценочные суждения и точность отражения реальности: нереалистический оптимизм, иллюзия контроля, эвристика доступности, эффект наглядности, якорный эффект, эффект стереотипизации, эффект ореола и др.

  2. Критерии оптимальности оценочного поведения: повышение эффективности действия, улучшение эмоционального состояния.

  3. Субъективная оценка выигрышей и потерь.

Литература:

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. С. 605-627.

  2. Гомезо М.В., Домашко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.

  3. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 33-347.

  4. Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")

  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 315-333

  6. Хрестоматия по общей психологии / под ред. А.В. Петровского М., 1989.

Практическое занятие № 4.

Тема: Внимание и познавательная деятельность. (2 часа)

Вопросы:

  1. Внимание как процесс и как состояние. Понятие внимания. Функции внимания

  2. Внимание – динамическая характеристика протекания психических процессов. Физиологические основы внимания.

  3. Основные свойства внимания.

  4. Виды внимания.

  5. Внимание и ресурсы психики. Особенности внимания и понимания

Литература:

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. С. 449-491.

  2. Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.

  3. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М., 1972.

  4. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 59-79.

  5. Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")

  6. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

  7. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Новосибирск: Изд. Компания «Лада», 2001. С. 199-215.

  8. Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. С. 435-445

  9. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001. - 858 с.

  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 417-435.

  11. Смирнова В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. М.: Изд. Центр «Академия», 2004. С. 246-256.

Практическое занятие № 5

Тема: Волевая регуляция познавательной деятельности. (2 часа)

Вопросы:

  1. Воля как психический процесс, связанный с преодолением препятствий на пути к достижению цели.

  2. Дискуссионность развития представлений о воле: регуляционный подход к проблемам воли.

  3. Произвольное поведение. Структура произвольного поведения.

  4. Структура волевого акта. Понятие "борьба мотивов".

  5. Волевая регуляция как произвольное изменение побуждения к деятельности.

Литература:

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. С. 463-491.

  2. Гомезо М.В., Домашко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.

  3. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

  4. Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")

  5. Рогов Е.И. Эмоции и воля Азбука психологии. М.: Владос, 2000. – 240 с.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 587-613.

  7. Хрестоматия по общей психологии / под ред. А.В. Петровского М., 1989.