Раздел 6. Психические процессы.
Раздел 6.1. Сенсорно-перцептивные психические процессы. Общая психология: когнитивные процессы. Предыстория развития представлений о познавательных процессах. Репрезентация знаний: древний период, средневековый период, начало двадцатого века. Возрождение когнитивной психологии: 50-е годы XX века. Теория критического рационализма Карла Поппера. Современные теоретические подходы к изучению человеческого познания: компьютерная метафора психики человека, информационная метафора, коннекционизм, метакогнитивные операции и модель адаптивного контроля мышления, голографическая модель познания.
Общая характеристика психических процессов. Классификации. Сенсорно-перцептивные, интеллектуальные, регуляционные психические процессы.
Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений. Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы.
Основные психофизические параметры ощущений. Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера, Э. Вебера, С. Стивенса. Понятие о психофизическом операторе.
Физиологические механизмы ощущений. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация анализаторов и ощущений. Экстрацептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и "неспецифические" ощущения. Другие классификации ощущений.
Психофизика ощущений. Основные методы количественного измерения ощущений. Понятие порогов ощущений: абсолютные и разностные пороги, допущение о дискретности сенсорного ряда. Основной психофизический закон. Психофизические концепции: нейроквантовая теория (Стивенс, Морган, Фолькман); теория обнаружения сигнала (Грин, Светс); теория двух состояний (Люс). Несенсорные факторы сенсорных процессов.
Психофизиологические особенности ощущений. Явление адаптации в различных модальностях, виды проявления. Постадаптационное восстановление. Понятие о сенсибилизации и синестезиях ощущений. Компенсация ощущений, ее механизмы. Особенности ощущений при поражениях сенсорных анализаторов или депривациях. Взаимодействие ощущений. Объективный и субъективный характер ощущений.
Восприятие и ощущения. Образы восприятия. Многообразие образных явлений в сознании человека. Теории восприятия в ассоциативной психологии: теория постоянства, принцип ассоциации. Апперцепция восприятия. Экологический подход к восприятию (Дж. Гибсон). Вклад гештальтпсихологической теории и практики в изучение восприятия. Особенности исследования восприятия в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.)
Восприятие. Обнаружение сенсорных сигналов. Теория обнаружения сигналов. Критерий наблюдателя и концепция порога. Теория связи и теория информации. Объем восприятия. Иконическое хранение. Влияние задержки инструкции на воспроизведение. Эхоическое хранение. Функции сенсорных хранилищ.
Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов. Распознавание паттернов (восприятие). Подходы к распознаванию зрительных паттернов. Гештальтпсихологическая концепция восприятия (В. Вундт, К. Кофка). Принципы естественной (спонтанной) организации образа: близость элементов, их сходство, направление, объективная установка, общая судьба, прегнантность. Принципы обработки информации: «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Принцип обработки «Сравнение с эталоном». Подетальный анализ. Теория формирования прототипов. Абстрагирование зрительной информации. Псевдо-память. Теория прототипов: центральная тенденция и частота признаков. Распознавание образов в шахматах. Роль наблюдателя в распознавании паттернов.
Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность. Классификация видов восприятия по основной модальности и по форме существования материи. Восприятие как действие: особенности восприятия пространства, времени, движения. Иллюзии восприятия. Механизмы. Контраст как объективное и субъективное свойство восприятия.
Психологическая характеристика представлений. Представление как образное отражение предметов и явлений, действующих на органы чувств в прошлом опыте. Восприятие цвета. Психологическое отражение цветовых композиций. Цветовые ассоциации и символы. Символы в изобразительном искусстве и их психологическое значение. Топологическая организация зрительного восприятия, физиология основных сфер психики человека, участвующих во взаимодействии с цветом и композицией.
- Введение в умк
- Раздел 1. Введение в общую психологию.
- Требования к уровню освоения программы и формы контроля
- Формы контроля
- Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения
- Учебно-тематический план курса для студентов заочного/вечернего отделения.
- Содержание программы (по разделам)
- Раздел 6. Психические процессы.
- Раздел 6.2. Интеллектуальные процессы. Интеллектуальные психические процессы. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
- Содержание программы (по видам занятий) Лекции
- Раздел 1.Введение в общую психологию
- Тема 1. Введение в общую психологию. (10 часов)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Тема 9. Системный подход к психологии индивидуальности человека. (2 часа)
- Тема 10. Темперамент - индивидуально-психологическое свойство личности. (4 часа)
- Тема 11. Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности человека. (2 часа)
- Тема 12. Сущность и структура характера. Типология характера. (4 часа)
- Тема 13. Клинический подход к изучению характера. (2 часа)
- Тема 14. Способности - индивидуально- психологические особенности личности. (2 часа)
- Тема 15. Психология одаренности. (2 часа)
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Тема 16. Психические состояния человека. (2 часа)
- Тема 17. Функциональные состояния. (2 часа)
- Тема 18. Состояния сознания. (2 часа)
- Тема 19. Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. (4 часа)
- Тема 20. Психология эмоциональных явлений. (4 часа)
- Тема 21. Психология стресса. (2 часа)
- Тема 22. Проблема саморегуляции психических состояний. (2 часа)
- Раздел 5. Психология сознания
- Тема 41: Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов (2 часа)
- Тема 42: Основные свойства восприятия. Виды восприятия (2 часа)
- Тема 54: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности (2 часа)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 3. Психология деятельности.
- Раздел 4.1. Общепсихологическая характеристика личности.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Раздел 5. Сознание и самосознание.
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10)
- Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
- 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Методические рекомендации преподавателю.
- Методические рекомендации студенту:
- Темы рефератов и творческих заданий, самостоятельной работы, контрольных работ (озо), уирс и нирс
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1)
- Раздел 2.
- 2.1.Психология речи (модуль 2)
- 2.2.Мозг и психика (модуль 3)
- Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4)
- Раздел 4.
- 4.1.Общепсихологическая характеристика личности (модуль 5)
- 4.2. Психология индивидуальности (модуль 6)
- 4.3. Психические состояния человека (модуль 7)
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Часть 1
- Часть 2
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуально-регуляторные психические процессы (модуль 10)
- 6.3. Регуляционные психические процессы.
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1), Раздел 2.1. Психология речи (модуль 2), Раздел 2.2. Мозг и психика (модуль 3), Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4).
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)