Задача № 2
Поздней ночью, около 23 часов Николаев и Петров поджидали попутную машину, стояли на обочине дороги. Место было неосвещенным. Николаев находился здесь около часа, Петров недавно вышел из дома. Мимо промчалась машина, водитель которой не остановился. В дальнейшем на допросе в качестве свидетелей, Николаев дал показания, относящиеся к описанию машины и людей, находящихся в кабине. Петров же сказал, что ни машину, ни людей в ней описать не может. Он указал лишь на то, что машина была грузовая. Николаев и Петров одного возраста, зрение у обоих нормальное.
Какая из психофизиологических закономерностей зрительных ощущений должна быть учтена следователем при допросе этих свидетелей и оценке их показаний?
К психофизиологическим закономерностям ощущений относятся: абсолютные (верхние и нижние) и относительные пороги ощущений, адаптация, сенсибилизация, контраст ощущений, синтезия.
В данной ситуации следователю необходимо учитывать такую психофизиологическую закономерность зрительных ощущений как адаптация.
Как известно нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий. Например, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается. Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией.
В данной ситуации, так как Николаев находился на дороге в плохо освещенном месте, около часа, то он успел адаптироваться к таким условиям. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз (самый высокий диапазон адаптации). Поэтому Николаев и смог дать такие четкие показания.
Петров же находился на дороге гораздо меньше времени, и соответственно не успел адаптироваться, поэтому его показания получились такими скудными.
- 1. Регуляционная функция познавательных процессов как формирование ориентировочной основы поведения
- 2. Общее понятие об ощущениях, их классификация. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Общие психофизиологические закономерности ощущений
- 3. Общее понятие о восприятии. Особенности восприятия пространства и времени. Проявление закономерностей ощущений и восприятия в формировании свидетельских показаний при производстве обыска и следственном осмотре
- 4. Понятие о мышлении. Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач. Интеллект человека
- 5. Взаимосвязь мышления и воображения. Понятие о воображении
- 6. Классификация явлений памяти: формы, процессы, виды и системы памяти. Закономерности произвольного и непроизвольного запоминания
- Задача № 1
- Задача № 2
- Литература
- Тема 4. Регуляционные психические процессы
- Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
- Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)
- Тема 2.2. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной сфере.
- Тема 2.2. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной сфере
- 31. Функции общения: информационная, регуляционная, аффективная.
- Эмпирика регуляционно-волевых процессов
- Вариант №9 психические познавательные процессы План