Глава 4. Психосоматические расстройства у детей. Предпосылки психосоматических расстройств у детей.
Возникновение психосоматической концепции в медицине связано с именем психиатра Зигмунда Фрейда. Его теория конверсии эмоционального конфликта на соматическую функцию содержит следующие положения:
I. Связь психического, телесного и биологического.
II. Существует психический патогенный агент-аффект, аффективный конфликт.
III. Существует механизм, связующий 2 реальности, — психическую и телесную, механизм символической конверсии, означающий наличие связи между аффективным конфликтом и клиническими симптомами (И. В. Козлова. Синдром раздраженного кишечника как психосоматическая проблема. Саратов. 2002.)
Зигмунд Фрейд считал, что развитие всех стадий личности определяет сексуальное развитие, а его стадии связаны со смещением эрогенных зон — тех частей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.
— I стадия — оральная (до 1 года). Эрогенная зона — слизистая рта и губ. Удовольствие от еды, сосание пальца приводит к удовлетворению «Оно». При ограничениях развивается «Я». Могут формироваться ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.
— II стадия — анальная (1—3 года). Эрогенная зона — слизистая кишечника. Ребенок приучается к опрятности, учится соблюдать нормы общества. Формируется «Сверх-Я» — совесть, внутренняя цензура. Развиваются аккуратность, накопительство, пунктуальность, скрытность, агрессивность.
— III стадия — фаллическая (3—5 лет). Пассивная сексуальная стадия, когда сексуальность направляется не только на себя, но и на близких взрослых: у мальчиков развивается привязанность к матери (эдипов комплекс), у девочек — к отцу (комплекс Электры), преодоление которых ведет к интенсивному формированию «Сверх-Я». Зарождаются самонаблюдение, благоразумие.
— IV стадия — латентная (5—12 лет). Детские сексуальные переживания вытесняются интересом к школе, общению с друзьями.
— V стадия — генитальная (12—18 лет). Биологическое «Оно» усиливает активность. Подростки борются с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.
В процессе роста и развития в условиях постоянно меняющихся социальной среды и деятельности происходит качественное преобразование личности.
Преобразование личности перерастает социальную ситуацию и ведет к ее взрыву-кризису. Кризисы — переломные моменты, точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.
Отечественный психолог Л. С. Выготский выделял возрастную периодизацию:
— кризис новорожденности — младенческий возраст (2 месяца — 1 год) — кризис 1 года;
— раннее детство (1—5 лет) — кризис 3 лет;
— дошкольный возраст (3—7 лет) — кризис 7 лет;
— школьный возраст (8—13 лет) — кризис 13 лет;
— пубертатный возраст (14—17 лет) — кризис 17 лет.
Кризисы длятся при благоприятном стечении обстоятельств сравнительно недолго (несколько месяцев) и представляют стадии, в ходе которых происходят значительные сдвиги в развитии и резко меняются психологические черты ребенка.
Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни — ребенок отдален от матери физически, но связан с ней физиологически, находится в состоянии негармоничности, у новорожденных отсутствуют поведение, ориентировка.
Кризис первого года. К году ребенок становится независимым от матери, разрушается ситуация «Мы», постепенно наступает психологическое отделение от матери.
Кризис 3 лет. У ребенка интенсивно развиваются психологические функции, появляются зачатки самосознания: по пересмотру системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я» (по Д. Б. Эльконину).
Ребенок отделяется от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. «Я сам» — центральное новообразование этого возрастного периода.
Кризис 7 лет. Потери непосредственности, манерничание (ребенок что-то из себя строит, душа закрыта), появление симптома «горькой конфеты» (ребенок не показывает, что ему плохо). Дошкольник замыкается, становится неуправляемым, возникает внутренняя жизнь. Это период рождения социального «Я» (по Божовичу Л. И.).
Игра вытесняется на второй план другой деятельностью — учебой в школе, но формальный переход к учению запаздывает, что вызывает эмоционально-личностный дискомфорт, негативное поведение. В этом возрасте нередко развитие явления школьной дезадаптации — образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений школьной дисциплины или поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии — кризис препубертатного возраста (периода).
Пубертатный период характеризуется интенсивным физическим и половым развитием. На первый план в этом периоде выступают общение и отрицание взрослых.
У подростков часто возникают реакции компенсации, которые проявляются в том, что ребенок пытается устранить у себя свои слабости:
— реакция эмансипации: стремление вырваться из-под опеки взрослых; невосприятие, отрицание критики;
— реакция группирования со сверстниками — группы формируются по интересам, с постоянным лидером;
— реакция движения: хобби, увлечения;
— реакция гиперсексуальности — повышенный интерес к проблеме взаимоотношения полов.
Подросток познает себя, что приводит к формированию физического «Я» — представления о собственной привлекательности, мыслительного «Я» — представления о своем уме, способностях, поведенческого «Я».
Юность (14—17 лет) — переход от физической зрелости к зрелости социальной, включение во «взрослую» жизнь, усвоение норм и правил, существующих в обществе. Это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, стремление к самосознанию, самовоспитанию и самосовершенствованию.
Юность — период стабилизации личности, но в то же время проявлений юношеского максимализма в оценках, страстности в отстаивании своей точки зрения.
Таким образом, каждый возрастной период в жизни ребенка имеет свои особенности, последствия которых могут стать фоном для развития психосоматических расстройств.
В свою очередь, хронические заболевания у ребенка — это тяжелая психическая травма не только для него самого, но и для всей семьи. Психологическая реакция больного и членов семьи проходит ряд последовательных стадий.
Шок и неверие. Наблюдаются регрессивное поведение, необоснованные страхи, отрицание болезни; продолжительность стадии — от нескольких недель до нескольких месяцев.
Протест и страдание. Возможны чувство вины, депрессия, гнев, печаль, оплакивание утраченного здоровья и разбитых надежд. Дети младшего возраста нередко воспринимают болезнь как наказание за плохое поведение, ожесточаются при столкновении с вызванными ею ограничениями или лечением. Подростки боятся стать беспомощными или «не такими, как все», винят во всем родителей или врачей.
Восстановление. На этой стадии ребенок смиряется с ограничениями, которые вызывает заболевание. Нормализуются поведение и взаимоотношения с окружающими; появляется вера в свои силы. Отрицание болезни сочетается с построением планов на будущее. Семья тоже приспосабливается- к новым условиям. Тем не менее дети с хроническими заболеваниями чаще, чем здоровые, страдают эмоциональными расстройствами. Психогенные расстройства у детей наблюдаются чаще, чем у взрослых, и имеют более выраженный соматический характер, обусловленный еще несовершенной центральной нервной регуляцией вегетативных функций.
Фиксация симптомов осуществляется за счет условно-рефлекторного механизма.
Особенностью детского возраста являются естественная эмоциональная и волевая лабильность, проявляющаяся в виде непоседливости и взбалмошности. Иногда имеет место враждебное и упрямое отношение детей ко взрослым. Так как дети являются более эмоциональными, они более открыто проявляют страх и агрессивность, более внушаемы.
- Введение.
- Глава 1. Предпосылки психосоматических расстройств. Нейрофизиологические предпосылки. Нейродинамические механизмы соматических проявлений эмоциональной нестабильности.
- Система «ошибок и поправок», «модель потребного будущего».
- Кора мозга и вегетативная нервная система.
- Процессы торможения в коре головного мозга.
- Аналитическая и синтетическая деятельность коры головного мозга.
- Типы нервной системы.
- Фармакологические и эндокринные воздействия на большие полушария. Функциональная патология больших полушарий.
- Этиология психосоматических заболеваний.
- Патогенез психосоматических заболеваний.
- Нейроморфологические изменения при психосоматических расстройствах.
- Общие сведения о симптомах психосоматических нарушений.
- Психологические предпосылки. Эмоции отрицательные и положительные, их влияние на здоровье человека.
- Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния и болезнь.
- Влияние поведения и отношения больного к своей болезни на ее развитие.
- Принципы формирования личности и ее влияние на возникновение и течение психосоматической патологии.
- Психические предпосылки. Понятие психосоматики в современной медицине.
- Варианты психосоматических заболеваний.
- Психосоматический подход к диагностике соматических заболеваний.
- Влияние психического состояния на соматическое.
- Исторический подход к пониманию психосоматики.
- Гипотезы возникновения психосоматических заболеваний.
- Виды психосоматических расстройств.
- Факторы, способствующие развитию психосоматической патологии у различных возрастных групп.
- Глава 2. Клинические проявления психосоматических расстройств. Психопатологические проявления соматизированной депрессии. Значение психосоматической патологии в современной медицинской практике.
- Распространенность психосоматических нарушений.
- Сущность маскированных депрессий.
- Историческая эволюция понятия соматизированной депрессии.
- Клинические проявления соматизированной депрессии.
- Механизмы возникновения маскированной депрессии.
- Возрастная зависимость соматизированной депрессии.
- Диагностика соматизированных депрессий.
- Вегетативная депрессия.
- Астения.
- Болевой синдром.
- Ипохондрия.
- Маски соматизированной депрессии.
- Псевдоневрологические расстройства. Нарушение чувствительности.
- Невралгии и невриты.
- Головная боль.
- Дискинезии.
- Синкинезии.
- Спастический и вялый параличи.
- Психосоматические расстройства при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Место психогенных кардионеврозов в современной медицинской практике.
- Причины развития кардионеврозов.
- Влияние личности больного на формирование кардионевроза.
- Кардиалгии.
- Кардиофобия.
- Психогенные расстройства сердечного ритма (аритмии).
- Ишемическая болезнь сердца (ибс) при неизмененных коронарных сосудах.
- Псевдоревматические расстройства.
- Лечение психосоматических расстройств при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
- Психосоматические расстройства при заболеваниях дыхательной системы. Функции дыхательной системы.
- Факторы, влияющие на функции легких.
- Одышка.
- Бронхиальная астма.
- Психосоматические расстройства при заболеваниях мочевыводящей системы.
- Дизурия.
- Цисталгия.
- Психосоматические расстройства при заболеваниях пищеварительной системы. Неспецифические психические реакции на заболевания пищеварительной системы.
- Влияние соматических заболеваний на уже существующие психозы.
- Специфические психосоматические расстройства при заболеваниях пищеварительной системы.
- Психосоматические расстройства при заболеваниях печени.
- Психосоматические расстройства при язвенной болезни.
- Психосоматические расстройства при заболеваниях кишечника.
- Психосоматические расстройства при злокачественных новообразованиях.
- Психосоматические расстройства при воспалительных заболеваниях органов пищеварительной системы.
- Психопатологические расстройства при острых хирургических заболеваниях. Классификация психопатологических синдромов.
- Патогенез психосоматических расстройств.
- Нарушения цнс у хирургических больных.
- Особенности психологии хирургических больных.
- Взаимосвязь психических нарушений и хирургических заболеваний.
- Роль врача в формировании правильного отношения больного к операции.
- Роль личного контакта врача и больного в успешном лечении.
- Особенности послеоперационной психологии больного.
- Страх и канцерофобия.
- Проявления страхов больного.
- Разновидности страхов.
- Влияние страхов на личность и поведение больного.
- Классификация переживаний страха и тревоги.
- Ипохондрия.
- Болевой синдром.
- Абдоминальный болевой синдром.
- Органные неврозы.
- Функциональные нарушения при органных неврозах.
- Тошнота и рвота.
- Запоры и поносы.
- Расстройства аппетита.
- Возникновение аппетита и факторы, на него влияющие.
- Нарушения аппетита при различных заболеваниях.
- Анорексия.
- Булимия.
- Психосоматические расстройства в акушерстве и гинекологии. Нарушения менструального цикла.
- Психосоматические расстройства при беременности.
- Психосоматические расстройства, не связанные с беременностью.
- Психические нарушения при гинекологических операциях.
- Нарушения чувствительности.
- Психосоматические расстройства в дерматовенерологии. Психические нарушения при спиДе.
- Психические нарушения при сифилитическом поражении головного мозга (сифилис мозга и прогрессивный паралич).
- Психические нарушения при кожных заболеваниях.
- Психогенные кожные заболевания.
- Психогенные сексуальные расстройства и психосоматические состояния, связанные с ними. Сущность сексуальной функции.
- Сексуальные реакции.
- Половые особенности сексуальных реакций.
- Клиническое сексологическое обследование.
- Дисгамия.
- Психогенные сексуальные расстройства у женщин.
- Половая холодность женщины (фригидность).
- Вагинизм.
- Психогенные сексуальные расстройства у мужчин.
- Расстройства мужской потенции.
- Преждевременная эякуляция.
- Роль сексуальных расстройств в возникновении соматических и психических заболеваний.
- Глава 3. Лечение психосоматических расстройств. Общие принципы традиционной терапии психосоматических расстройств.
- Медикаментозная терапия.
- Психотерапия.
- Фитотерапия.
- Глава 4. Психосоматические расстройства у детей. Предпосылки психосоматических расстройств у детей.
- Психопатологические проявления соматизированной депрессии у детей. Расстройства ритма сна и бодрствования.
- Астения.
- Псевдоневрологические расстройства у детей. Болевой синдром.
- Дискинезии.
- Психосоматические расстройства деятельности сердечно-сосудистой системы и псевдоревматические расстройства.
- Аритмии.
- Кардиофобия.
- Псевдоревматические расстройства.
- Психосоматические расстройства дыхательной и мочевыводящей систем. Одышка.
- Энурез.
- Психосоматические расстройства пищеварительной системы. Расстройства аппетита.
- Тошнота и рвота.
- Синдром раздраженного кишечника (срк).
- Психосоматические расстройства в дерматологии.
- Психосоматическая патология кожи.
- Задержка физического и речевого развития (зфр и зрр).
- Проблемы поведения и половые девиации (отклонения).
- Нарушения поведения у детей и подростков.
- Проблемы поведения детей и подростков.
- Лечение психосоматических расстройств у детей. Общие принципы традиционной терапии психосоматических расстройств.
- Психотерапия.
- Физиотерапия, бальнеотерапия и курортотерапия.
- Общие принципы нетрадиционной терапии.
- Терапевтические подходы при отдельных видах психосоматических расстройств.
- Алфавитный указатель.