Нарушения поведения у детей и подростков.
Виды акцентуаций характера
Выделяют следующие акцентуации:
I. Неустойчивый тип — слабовольные подростки, плывущие по течению. С раннего школьного возраста заметно, что у них нет особого желания учиться, зато сильна тяга к развлечениям. Их интересы, отношения к людям, знания — все случайно и поверхностно. Живут они настоящим, без планов на будущее. Всегда готовы следовать за сильным, все дурное словно липнет к ним. Легко дают клятвы и обещания и так же легко их нарушают. Нередко такие подростки рано начинают половую жизнь, правда, не из-за «роковой страсти» или «безумного увлечения», а потому, что бездумно следуют за лидером. За компанию они начинают выпивать, курить, колоться, хотя и не имеют тяги к подобным развлечениям.
По мнению психологов, тут бесполезно читать нравоучения, нужна твердая власть, жесткий контроль, требовательность. Важно беречь их от дурного влияния, приучать к труду. Задача не из легких, но непрестанные усилия в благоприятных случаях позволяют достичь желаемого.
II. Конформный тип, отличающийся повышенной внушаемостью. Такой подросток способен трудиться, быть дисциплинированным, может увлечься каким-либо предметом или делом, но не сам по себе, а лишь следуя за лидером или родителями. Если его поведет за собой отрицательный лидер, тогда не оберешься беды. Поэтому очень важно, чтобы родители, если они еще не потеряли авторитета и влияния, используя все возможные формы воздействия, а не только силовое давление, помогли бы идти ему прямой дорогой, не отступая и не сворачивая в сторону. Позднее им воздастся сторицей — юноша (девушка) станет жить своим умом.
III. Гипертимный тип сверхобщителен и сверхактивен. Он — лидер, и это для него очень важно. Эти ребята бесстрашны, веселы, всегда в центре внимания, легко знакомятся. Влюбляются и так же легко расстаются с предметом своих увлечений и привязанностей. В компании и за компанию они пойдут на все, вплоть до правонарушений. Их изобретательность, ум, энергия зачастую растрачиваются по пустякам, на забаву, проказы, а порой и на более серьезные и опасные шалости.
Эти ребята эротичны и, пользуясь успехом у сверстников, зачастую ведут беспорядочную половую жизнь, начиная ее очень рано.
С гипертимными подростками поступать жестко и прямолинейно нельзя. Нельзя давить на них, особенно в присутствии сверстников, проявлять недоверие к их словам и поступкам, жестко контролировать. Важно заинтересовать их каким-либо увлекательным и ярким занятием, интересным, трудным поручением и время от времени подстегивать слабеющий интерес.
IV. Эксплозивная акцентуация очень своеобразна. Этот тип ребят знаком педагогам. Они рано созревают физически, сильны, упрямы, напористы и к цели идут напролом. Однако порой проявляют почти звериную хитрость: затаившись, долго и терпеливо ждут случая, когда могут достичь желаемого. Они пунктуальны, практичны, злопамятны, не прощают измены и наказывают за нее довольно жестоко. Злость такие ребята могут сорвать на первом попавшемся, однако попадает, как правило, слабым. Такие ребята занимаются спортом, предпочитают бокс, борьбу, карате, избегают всего, что вредит здоровью или может повлечь за собой неприятности или наказание.
При правильном воспитании такие типы могут многого добиться, стать уважаемыми людьми, заботливыми семьянинами. Взрослые должны подчеркнуто справедливо относиться к поступкам такого подростка — одобрять хорошие, твердо и решительно отвергать плохие. Важно как можно раньше поставить его в известность о юридических последствиях нежелательного поведения, о неблагоприятных воздействиях на организм вредных привычек, ранней половой жизни. Это как раз тот случай, когда подобная информация может определить судьбу человека.
V. Гиперэротичный тип — повышенно сексуальный. Такие подростки волнуют родителей и педагогов своей тягой, интересом к половым взаимоотношениям. Как правило, этот тип формируется в результате фиксации ребят на пробуждающемся половом влечении. Они много говорят, фантазируют на эту тему, интересуются «порнухой» и приносят в школу соответствующие открытки, рукописи. Подчас они нагнетают в классе эротические настроения, интерес к сексу. Тут важно увлечь ребят какой-нибудь идеей, найти интерес, способный вытеснить сексуальные устремления. И одновременно где иронией, где строгим выговором, где серьезной отповедью остужать пыл юных циников. Тем более что в основном они ребята как ребята — учатся нормально, достаточно активны.
- Введение.
- Глава 1. Предпосылки психосоматических расстройств. Нейрофизиологические предпосылки. Нейродинамические механизмы соматических проявлений эмоциональной нестабильности.
- Система «ошибок и поправок», «модель потребного будущего».
- Кора мозга и вегетативная нервная система.
- Процессы торможения в коре головного мозга.
- Аналитическая и синтетическая деятельность коры головного мозга.
- Типы нервной системы.
- Фармакологические и эндокринные воздействия на большие полушария. Функциональная патология больших полушарий.
- Этиология психосоматических заболеваний.
- Патогенез психосоматических заболеваний.
- Нейроморфологические изменения при психосоматических расстройствах.
- Общие сведения о симптомах психосоматических нарушений.
- Психологические предпосылки. Эмоции отрицательные и положительные, их влияние на здоровье человека.
- Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния и болезнь.
- Влияние поведения и отношения больного к своей болезни на ее развитие.
- Принципы формирования личности и ее влияние на возникновение и течение психосоматической патологии.
- Психические предпосылки. Понятие психосоматики в современной медицине.
- Варианты психосоматических заболеваний.
- Психосоматический подход к диагностике соматических заболеваний.
- Влияние психического состояния на соматическое.
- Исторический подход к пониманию психосоматики.
- Гипотезы возникновения психосоматических заболеваний.
- Виды психосоматических расстройств.
- Факторы, способствующие развитию психосоматической патологии у различных возрастных групп.
- Глава 2. Клинические проявления психосоматических расстройств. Психопатологические проявления соматизированной депрессии. Значение психосоматической патологии в современной медицинской практике.
- Распространенность психосоматических нарушений.
- Сущность маскированных депрессий.
- Историческая эволюция понятия соматизированной депрессии.
- Клинические проявления соматизированной депрессии.
- Механизмы возникновения маскированной депрессии.
- Возрастная зависимость соматизированной депрессии.
- Диагностика соматизированных депрессий.
- Вегетативная депрессия.
- Астения.
- Болевой синдром.
- Ипохондрия.
- Маски соматизированной депрессии.
- Псевдоневрологические расстройства. Нарушение чувствительности.
- Невралгии и невриты.
- Головная боль.
- Дискинезии.
- Синкинезии.
- Спастический и вялый параличи.
- Психосоматические расстройства при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Место психогенных кардионеврозов в современной медицинской практике.
- Причины развития кардионеврозов.
- Влияние личности больного на формирование кардионевроза.
- Кардиалгии.
- Кардиофобия.
- Психогенные расстройства сердечного ритма (аритмии).
- Ишемическая болезнь сердца (ибс) при неизмененных коронарных сосудах.
- Псевдоревматические расстройства.
- Лечение психосоматических расстройств при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
- Психосоматические расстройства при заболеваниях дыхательной системы. Функции дыхательной системы.
- Факторы, влияющие на функции легких.
- Одышка.
- Бронхиальная астма.
- Психосоматические расстройства при заболеваниях мочевыводящей системы.
- Дизурия.
- Цисталгия.
- Психосоматические расстройства при заболеваниях пищеварительной системы. Неспецифические психические реакции на заболевания пищеварительной системы.
- Влияние соматических заболеваний на уже существующие психозы.
- Специфические психосоматические расстройства при заболеваниях пищеварительной системы.
- Психосоматические расстройства при заболеваниях печени.
- Психосоматические расстройства при язвенной болезни.
- Психосоматические расстройства при заболеваниях кишечника.
- Психосоматические расстройства при злокачественных новообразованиях.
- Психосоматические расстройства при воспалительных заболеваниях органов пищеварительной системы.
- Психопатологические расстройства при острых хирургических заболеваниях. Классификация психопатологических синдромов.
- Патогенез психосоматических расстройств.
- Нарушения цнс у хирургических больных.
- Особенности психологии хирургических больных.
- Взаимосвязь психических нарушений и хирургических заболеваний.
- Роль врача в формировании правильного отношения больного к операции.
- Роль личного контакта врача и больного в успешном лечении.
- Особенности послеоперационной психологии больного.
- Страх и канцерофобия.
- Проявления страхов больного.
- Разновидности страхов.
- Влияние страхов на личность и поведение больного.
- Классификация переживаний страха и тревоги.
- Ипохондрия.
- Болевой синдром.
- Абдоминальный болевой синдром.
- Органные неврозы.
- Функциональные нарушения при органных неврозах.
- Тошнота и рвота.
- Запоры и поносы.
- Расстройства аппетита.
- Возникновение аппетита и факторы, на него влияющие.
- Нарушения аппетита при различных заболеваниях.
- Анорексия.
- Булимия.
- Психосоматические расстройства в акушерстве и гинекологии. Нарушения менструального цикла.
- Психосоматические расстройства при беременности.
- Психосоматические расстройства, не связанные с беременностью.
- Психические нарушения при гинекологических операциях.
- Нарушения чувствительности.
- Психосоматические расстройства в дерматовенерологии. Психические нарушения при спиДе.
- Психические нарушения при сифилитическом поражении головного мозга (сифилис мозга и прогрессивный паралич).
- Психические нарушения при кожных заболеваниях.
- Психогенные кожные заболевания.
- Психогенные сексуальные расстройства и психосоматические состояния, связанные с ними. Сущность сексуальной функции.
- Сексуальные реакции.
- Половые особенности сексуальных реакций.
- Клиническое сексологическое обследование.
- Дисгамия.
- Психогенные сексуальные расстройства у женщин.
- Половая холодность женщины (фригидность).
- Вагинизм.
- Психогенные сексуальные расстройства у мужчин.
- Расстройства мужской потенции.
- Преждевременная эякуляция.
- Роль сексуальных расстройств в возникновении соматических и психических заболеваний.
- Глава 3. Лечение психосоматических расстройств. Общие принципы традиционной терапии психосоматических расстройств.
- Медикаментозная терапия.
- Психотерапия.
- Фитотерапия.
- Глава 4. Психосоматические расстройства у детей. Предпосылки психосоматических расстройств у детей.
- Психопатологические проявления соматизированной депрессии у детей. Расстройства ритма сна и бодрствования.
- Астения.
- Псевдоневрологические расстройства у детей. Болевой синдром.
- Дискинезии.
- Психосоматические расстройства деятельности сердечно-сосудистой системы и псевдоревматические расстройства.
- Аритмии.
- Кардиофобия.
- Псевдоревматические расстройства.
- Психосоматические расстройства дыхательной и мочевыводящей систем. Одышка.
- Энурез.
- Психосоматические расстройства пищеварительной системы. Расстройства аппетита.
- Тошнота и рвота.
- Синдром раздраженного кишечника (срк).
- Психосоматические расстройства в дерматологии.
- Психосоматическая патология кожи.
- Задержка физического и речевого развития (зфр и зрр).
- Проблемы поведения и половые девиации (отклонения).
- Нарушения поведения у детей и подростков.
- Проблемы поведения детей и подростков.
- Лечение психосоматических расстройств у детей. Общие принципы традиционной терапии психосоматических расстройств.
- Психотерапия.
- Физиотерапия, бальнеотерапия и курортотерапия.
- Общие принципы нетрадиционной терапии.
- Терапевтические подходы при отдельных видах психосоматических расстройств.
- Алфавитный указатель.