3. Политика и конфликты.
В общественной системе, представляющей органическую взаимосвязь экономических, политических, правовых, социальных и пр. отношений, конфликты, присущие им, не изолированы друг от дру-
435 _____Лекция 10
га, а так или иначе взаимосвязаны. Система определяет характер конфликтов (скажем, антагонистический или неантагонистический), их типичную структуру и динамику, основные технологии управления. В свою очередь, свойственная данной системе совокупность конфликтов образует ее конструктивно-созидательный или разрушительный потенциал. Поэтому системный подход к государственному управлению конфликтами так же необходим, как и в целом к социальному управлению. Проблема в том, как его обеспечить.
На наш взгляд, драматическая история нашей страны в последнее десятилетие дала материал для решения этой проблемы. Политика как система государственной власти и основное направление ее деятельности — вновь стала первенствующим фактором во всех решающих коллизиях государства и общества. Вопреки догматически трактуемым материалистическим постулатам экономическая система начала разваливаться под воздействием в первую очередь не экономических, а политических конфликтов. «Война суверенитетов» взяла верх над экономической необходимостью сохранения десятилетиями складывавшихся экономических отношений и единого экономического пространства. Мало того, политический фактор, в частности политические споры между лидерами теперь уже суверенных государств, бывших советских республик, парализовали восстановление не только единой экономической, но и других систем взаимоотнршений и связей, а также общего правового и информационного пространств.
Реальная картина общественно-исторического процесса на территории бывшего Советского Союза и влияния на него политики не осознается правя-
Основы конфликтологии
щими кругами, а скорее всего игнорируется. За последнее время они с упорством, достойным лучшего применения, стремятся убедить общество в том, что политика якобы напрочь отделена от экономики, что политические конфликты, равно как социальные или идеологические, не следует рассматривать и оценивать сквозь призму характера политического режима и его курса. Даже, как говорится, «чистые» государственные политические институты (законодательной и исполнительной власти, включая правительство России) характеризуются как институты, призванные заниматься конкретными делами а не политикой. Поистине бывшие завлабы, пришедшие к власти в результате политического переворота, забыли о своей «альма матер» (матери, их породившей).
В современном обществе, тем более в таком политизированном, как нынешняя Россия, нет другого универсального интегрирующего факторе, как политика, равного по своему характеру и эффективности воздействия на любые социальные конфликты. Именно она выступает системообразующим звеном, оставаясь в конечном счете по своей природе концентрированным выражением (непосредственным или опосредованным) общественных экономических, социальных интересов и духовных ценностей больших социальных групп.
Политические конфликты, как свидетельствует опыт нашей страны, являются определяющими по отношению к другим и в совокупности с ними составляют зону, в которой могут возникать и действовать последние.
Подчеркивая взаимосвязь политических конфликтов с иными социальными, было бы ошибочно политизировать любые из них. Безоговорочная полити-
437____________Лекция 10
зация в данном случае так же далека от истины, как и деполитизация любого конфликта, будь то макроконфликт или конфликты, возникающие на уровне субъектов Федерации, конфликты внутри институтов высшей госвласти или местного самоуправления.
Политический процесс, курс государственной политики — общее условие, тот, образно говоря, кислород, который наполняет жизненной силой действия технологий управления. Поэтому каждая группа конфликтов требует наряду с общим политическим курсом разработки соответствующей политики, создающей благоприятную основу для их регулирования и снятия (или же стимулирования). Конфликт должен быть точкой отсчета, исходной категорией анализа и разработки стратегии и тактики руководящей политической деятельности.
К примеру, экономические конфликты, коими перенасыщена страна, в большинстве своем не сглаживаются и не разрешаются, а множатся и обостряются в силу того, что экономическая политика ориентирована на стимулирование противоречий между интересами широких масс трудящихся и обогатившейся за счет присвоения госсобственности кучки новорусской буржуазии. Нынешний кризис экономики — концентрированное выражение ее конфликтного состояния. Никакие демократические технологии, правовые и прочие методы без использования материальных ресурсов и средств, не помогут преодолению кризисной ситуации. Нужна хорошо продуманная антикризисная программа развития самой экономики, то есть экономическая политика, предусматривающая реальный прогресс производительных сил общества. Она и будет орудием преодоления всеобщей конфликтной ситуации в стране, наряду с другими видами политики.
Основы конфликтологии
Острейшие социальные конфликты, сотрясающие российское общество в настоящее время, не исчезнут сами по себе, если партия власти будет глушить недовольство одних слоев населения путем ущемления интересов других. Только социально-политическая стратегия, рассчитанная на перспективу, имеющая под собой необходимую экономическую базу, осуществляемая не на словах, а на деле, может стать реальным и эффективным орудием регулирования и разрешения социальных антагонизмов, порожденных капитализацией общества.
Теперь уже большей части здравомыслящих рядовых граждан и даже политической бюрократии понятно, что развитие национально-этнических конфликтов с их разрушительными последствиями невозможно предотвратить как путем критики так называемого тоталитаризма бывшего советского режима, так и военными средствами. От государства требуется прагматическая национальная политика, которая бы способствовала и даже обеспечила возможность контролируемого и ограничено терпимого для государства и общества уровня состояния межнациональных противоречий и последующего их преодоления на взаимоприемлемой для этносов основе. Такую политику не могут разработать ни отставные генералы, ни бесправные и безликие министры. Это дело Федерального Собрания и Президента РФ. К сожалению, пока россияне являются свидетелями бессистемных политических акций, объективно противопоставляющих одни этнические группы другим: бывшие репрессированные народы — не подвергавшимся репрессиям, так называемые коренные национальности — некоренным.
Не справившись с конфликтом, возникшим между Россией и Чечней, между федеральным центром
439____________Лекция 1О
и чеченской националистической верхушкой власти, Президент РФ пошел на открытое военное его подавление. Трагические результаты и позорные последствия чеченской войны известны. Теперь предпринимаются разнообразные усилия, чтобы в малой доле сгладить военное поражение мирными средствами, вернуться к цивилизованным формам и методам преодоления образовавшегося в результате войны чудовищного отчуждения одного из народов России от российского сообщества и государства. В случае сохранения кризисной ситуации в межнациональных отношениях государство не гарантировано от возникновения новых «горячих» точек и даже зон на российском политическом пространстве.
Широко признанным фактом стал конфликт между СМИ, в первую очередь телевидением, и духовными потребностями большинства народа, его национальными традициями и культурой. Свобода слова, о которой так долго твердили демократы-реформаторы, чаще всего используется СМИ для прикрытия морально-психологического насилия над людьми и навязывания массам чуждых им образа мыслей и поведения. Это сопровождается вытеснением национальных культурных ценностей, искусства, традиций. СМИ превращены в супероружие против культуры. В последние годы они занялись внедрением в массовое сознание иррациональных мистических и мифических идей, представлений и переживаний, религиозных суеверий. Пропагандируется псевдонаука, полунаука и антинаука. Одновременно под видом критики марксистской коммунистической идеологии дискредитируется научное мировоззрение. Тем самым миллионы людей насильственно отброшены на архаический уровень со-
Основы конфликтологии 440
знания и мышления эпохи средневековья. Понятно, что патриотическая интеллектуальная часть российского общества не может не выступать против обрушившегося на умы миллионов граждан своей великой страны водопада лжи и духовного яда. Конфликт постоянно нарастает. В него вовлечена в настоящее время православная церковь. Власти по существу занимают пока нейтральную позицию, ссылаясь на право журналиста выражать публично свои взгляды и мнения. А как же быть миллионам граждан, не имеющих доступа к СМИ, поскольку последние оказались в руках финансовой олигархии? Есть только один способ борьбы с этими явлениями — ликвидация монополии на телевидение и общественный контроль (без вмешательства в творческий процесс) за осуществлением разумной информационной политики, базирующейся на принципе плюрализма и отвечающей национальным интересам. Она и только она определит направление разрешения конфликта и защитит общество от посягательств контркультуры и идейно-психологического западного империализма. На основе такой политики была бы эффективной борьба общественности против телевизионного варварства и минимизировано негативное воздействие СМИ на общественное сознание и психологию людей.
Политика — лишь основа управления конфликтами, не более. В качестве таковой она выступает прежде всего по отношению к макроконфликтам. Что касается иных конфликтов, нижележащих уровней, то влияние политики на них больше опосредованное, нежели непосредственное. Чем ниже уровень конфликта, а значит его зона распространения, тем сильнее возрастает роль прямо не связанных с политикой демократических технологий управле-
441 ____________Лекция 10
ния. Возникающие на уровне местных сообществ конфликты (за исключением правовых) регулируются и преодолеваются средствами и институтом самоуправления.
* * *
Рассмотренные в настоящих лекциях теоретические проблемы конфликтологии не исчерпывают тематики данной науки. Предметом исследования были лишь основы теории конфликта. Тем не менее и это позволяет утверждать, что конфликтологичес-кий анализ общественной системы, ее функционирования и развития, равно как и перехода в новую систему, — один из срезов научного познания социума. Категория же конфликта — одна из ступеней постижения его сущности. Вместе с тем мир многочисленных микроконфликтов требует своего изучения эмпирическими методами прикладной конфликтологии.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Isbn-5-222-00031-1 ббк88.5
- Оглавление
- Введение
- Лекция 1. Конфликтология в системе социальных дисциплин
- 1. Конфликтология как научная дисциплина. Направления в разработке теории конфликта.
- 2. Методология и методы конфликтологии.
- 2. Зак. 181
- Литература.
- 1. Конфликт и социальное противоречие.
- 2. Структура и функции конфликта.
- 55________Лекция 2
- 3. Типология конфликтов.
- 75______________Лекция 2
- Литература.
- Лекция 3. Условия и причины возникновения конфликта, его динамика
- 1. Детерминация конфликта.
- 2. Возникновение конфликта.
- 3. Развитие конфликта и его завершение.
- 329 Лекция 3
- Литература
- 1. Социальный конфликт как один из типов конфликта
- 2. Классовый и послеклассовый конфликты. Социальный антагонизм.
- 3. Социальный конфликт в современной России.
- Литература
- 1. Политический конфликт как вид политических отношений. Типология политических конфликтов.
- 2. Специфика политической борьбы. Некоторые закономерности политического конфликта.
- 195 Лекция 5
- 3. Модификация политического конфликта в России.
- 2О9 ________Лекция 5
- 8. Зак. 181
- 229 ________Лекция 5
- 4. Международный политический конфликт.
- Литература
- 9. Зак. 181
- Литература.
- 1. Природа национального конфликта.
- 2. Природа, типы и логика национально-этнических конфликтов, возникших на территории бывшего Советского Союза.
- 10. Зак. 181
- 3. Специфика внутренних национально-этнических конфликтов в России.
- Литература
- 11. Зак. 181
- 1. Специфика источников конфликтов в сфере организационно-управленческих отношений.
- 2. Конфликты при реализации
- «Организационного императива» и
- В процессе разработки и принятия
- Управленческих решений.
- 3. Специфика проявления организационно-управленческого конфликта.
- Литература.
- 2. Предупреждение и стимулирование конфликтов.
- 3. Регулирование конфликта.
- 4. Разрешение конфликта: модели, стили, методы.
- 13. Зак. 181
- Литература.
- Технологии государственного управления конфликтами
- 1. Демократические технологии как элемент системы государственного управления конфликтами.
- 2. Демократические технологии управления конфликтами в действии.
- 3. Политика и конфликты.
- Литература.
- Приложение
- 447 Приложение
- 15. Зак. 181
- Литература.
- 344007, Г. Ростов н/д,