Введение
Прогресс социального знания не имеет границ. На основе существующих научных дисциплин формируются новые, обретая свой предмет и методы. В их числе — конфликтология. В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных. Главные из них уходили своими корнями в условия жизни людей, в способ распределения благ и власти, в сферу удовлетворения потребностей и интересов. Конфликты представлялись настолько очевидными, что долгое время не привлекали к себе внимания со стороны обществоведов. Конфликты, особенно массовые, были объектом практической морали, в основе которой лежит борьба добра и зла, и права, преследующего противозаконные поступки граждан.
Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения последних. Однако ими при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения. Человеку на протяжении веков была присуще свойство много действовать и слишком мало мыслить (М.Хайггедер).
До поры до времени практика обходилась без специального знания о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами, что нашло выражение
Введение
в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этно-национальные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец возникает потребность в систематическом анализе всех, существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Она была продиктована самой природой современного общества, способного к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.
Если наука о конфликтах молода, то тем более молода данная учебная дисциплина. Предлагаемый читателю курс лекций «Основы конфликтоло-гии» — один из первых известных нам вариантов творческой разработки, разумеется, не претендующий на решение всех дискуссионных теоретико-методологических и других проблем новой для российских вузов дисциплины.
На основе исследования значительного числа научно-литературных источников о конфликтах и собственного многолетнего изучения диалектики общественно-исторического процесса в лекциях характеризуется конфликтология как дисциплина, имеющая комплексный социолого-политологичес-кий характер, включающая теоретический и вместе с тем — социально-управленческий, прикладной аспекты.
Концептуальные (стержневые) идеи лекций:
1. Понимание конфликта как формы противоборства субъектов, порождаемого главным образом противоречиями субъективного и объективного характера между интересами. Сведение источника конфликта к одному субъективному фактору озна-
Основы конфпиктопогии___8
чает отрицание его как естественного, присущего любым общественным отношениям, процесса и состояния. Акцент же только на объективную природу перечеркивает специфику конфликта, исключает его из сферы сознательных человеческих взаимоотношений, ориентирует на восприятие конфликта как на нечто надсубъектное.
2. Конфликты многообразны. Главные их виды возникают в основных сферах общественной жизни (социальной, экономической, политической и др.) Конфликты историчны. Природа, источники и динамика конфликтов обусловливаются типом общественной системы, её историческим этапом и спецификой функционирования и развития, а также социальной структурой и конкретной исторической ситуацией, складывающейся в рамках определенного социального времени и пространства.
3. Конфликты управляемы. Способы, методы, приемы воздействия на конфликт (его регулирование и разрешение) могут представлять собой рациональный, базирующийся на научном знании, организованный процесс, или стихийное, строящееся на обыденном здравом смысле, в общественном масштабе не организованное действие. Макроконфликты, то есть конфликты между большими социальными группами и общностями, регулируются и преодолеваются прежде всего при помощи политических и правовых технологий. Микроконфликты (межличностные, между стратами и пр.) — технологиями, разрабатываемыми прикладной конфликто-логией.
В структурно-методическом плане данный курс лекций включает темы по теории конфликта, анализу основных видов общественных конфликтов и обоснованию способов и методов управления ими,
В в е д е н и е
в том числе государственного, с использованием демократических технологий.
В качестве базовых понятий (категорий) конфлик-тологии принимаются: конфликт, социальное противоречие, противоположные общественные интересы, ценности и цели, субъекты конфликта, его структура, процесс (возникновение, развитие, регулирование и разрешение), управление конфликтом.
Проблемы конфликтологии рассматриваются на базе обобщения современной российской практики общественных преобразований и исторического опыта нашей страны по преодолению наиболее острых, опасных для её судеб конфликтных ситуаций.
В работе над курсом лекций автору оказывали помощь доценты Северо-Кавказской академии государственной службы Никулина З.В. и Кутырёв Н.П., за что он им благодарен. Выражаю свою признательность и благодарность рецензенту — заместителю Председателя Северо-Кавказского научного центра Высшей школы доктору философских наук, профессору Несмеянову Е.Е.
Надеюсь, что сей скромный труд поможет преподавателям, студентам и всем, интересующимся проблемами общественных конфликтов, понять их роль и значение в общественной жизни.
Основы конфликтологии 10
Yandex.RTB R-A-252273-3- Isbn-5-222-00031-1 ббк88.5
- Оглавление
- Введение
- Лекция 1. Конфликтология в системе социальных дисциплин
- 1. Конфликтология как научная дисциплина. Направления в разработке теории конфликта.
- 2. Методология и методы конфликтологии.
- 2. Зак. 181
- Литература.
- 1. Конфликт и социальное противоречие.
- 2. Структура и функции конфликта.
- 55________Лекция 2
- 3. Типология конфликтов.
- 75______________Лекция 2
- Литература.
- Лекция 3. Условия и причины возникновения конфликта, его динамика
- 1. Детерминация конфликта.
- 2. Возникновение конфликта.
- 3. Развитие конфликта и его завершение.
- 329 Лекция 3
- Литература
- 1. Социальный конфликт как один из типов конфликта
- 2. Классовый и послеклассовый конфликты. Социальный антагонизм.
- 3. Социальный конфликт в современной России.
- Литература
- 1. Политический конфликт как вид политических отношений. Типология политических конфликтов.
- 2. Специфика политической борьбы. Некоторые закономерности политического конфликта.
- 195 Лекция 5
- 3. Модификация политического конфликта в России.
- 2О9 ________Лекция 5
- 8. Зак. 181
- 229 ________Лекция 5
- 4. Международный политический конфликт.
- Литература
- 9. Зак. 181
- Литература.
- 1. Природа национального конфликта.
- 2. Природа, типы и логика национально-этнических конфликтов, возникших на территории бывшего Советского Союза.
- 10. Зак. 181
- 3. Специфика внутренних национально-этнических конфликтов в России.
- Литература
- 11. Зак. 181
- 1. Специфика источников конфликтов в сфере организационно-управленческих отношений.
- 2. Конфликты при реализации
- «Организационного императива» и
- В процессе разработки и принятия
- Управленческих решений.
- 3. Специфика проявления организационно-управленческого конфликта.
- Литература.
- 2. Предупреждение и стимулирование конфликтов.
- 3. Регулирование конфликта.
- 4. Разрешение конфликта: модели, стили, методы.
- 13. Зак. 181
- Литература.
- Технологии государственного управления конфликтами
- 1. Демократические технологии как элемент системы государственного управления конфликтами.
- 2. Демократические технологии управления конфликтами в действии.
- 3. Политика и конфликты.
- Литература.
- Приложение
- 447 Приложение
- 15. Зак. 181
- Литература.
- 344007, Г. Ростов н/д,