7. Характеристика познавательной деятельности
У Юли наблюдается высокий уровень узнавания наглядного материала, хорошо развиты наблюдательность и восприятие (методика №3. Узнавание фигур или как проверить свою память).
Развитие наблюдательности и восприятия положительно сказывается на развитии памяти. Как известно, в памяти различают такие основные процессы, как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. У Юли наиболее хорошо развиты запоминание и воспроизведение. Исходя из наблюдений за ней на уроках, можно сделать вывод, что материал она усваивает очень быстро, в последствии этого, материал четко и правильно воспроизводится. Хорошо развито и сохранение. Юля одна из немногих, кто может вспомнить то, о чем говорилось за несколько уроков до этого.
Развитие памяти, на прямую связано с развитием мышления. Вместе с такими видами мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образное, у Оли преобладает отвлеченное мышление, которое выступает в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Юля в достаточной мере владеет определенными предметными понятиями, умеет ими оперировать. А вот что касается рассуждений, то это дается девушке с трудом. Вызвать её на рассуждение тяжело, ответы у неё получаются односложными. У неё слабо развиты такие качества, как самостоятельность мышления и гибкость, но хорошо развита быстрота мысли. Это особенно заметно во внеурочной деятельности Юли. Преобладает абстрактно-логический стиль (методика №2).
Составными процессами мышления, как известно, являются анализ, синтез и обобщение. Юля хорошо анализирует, синтез ей дается с трудом, а что касается обобщения, то здесь Юле необходима постоянная работа над собой.
Устная речь Юли на сегодняшний день развита достаточно хорошо, а вот развитие письменной речи оставляет желать лучшего. В письменных работах заметна скудность словаря, неумение четко и правильно высказывать свои мысли в письменной форме.
У Юлии особенно хорошо развито произвольное внимание. Вероятно, это связано с занятиями спортом, где Юле приходиться ставить перед собой определенную задачу и сознательно вырабатывать программу действий.
Но не только спорт влияет на воспитание произвольного внимания у девочки. Большое значение для этого имеет учебная деятельность, где материал должен подаваться живо, ярко, доступно. Что касается структуры внимания, то можно сказать следующее. У Юли довольно устойчивое внимание. Она может заниматься каким либо видом деятельности в течение относительно длительного времени. Доказательством тому может служить результат проведенной методики №4 (оценка распределения и устойчивости внимания). Что же касается распределения и переключения внимания, то у данной ученицы они развиты также достаточно хорошо, так при выполнении самостоятельных работ Юля быстро ориентируется в сложности заданий, может быстро распределить последовательность выполнения задания, переключить внимание с одного задания на другое. Наряду с переключением внимания у Юли можно выделить ещё и отвлечение внимания, т.е. перемещение внимания с основной деятельности на побочные объекты. При этом у нее остается время на разговоры с друзьями, на повторение материала другого урока.
- Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося
- 1. Общие сведения об учащейся
- 2. Характеристика семейного воспитания учащейся
- 3. Отношение учащейся к коллективу
- 4. Направленность личности
- 5. Уровень притязаний, самооценка
- 6. Учащаяся в разных видах деятельности
- 7. Характеристика познавательной деятельности
- 8. Особенности эмоионально-волевой сферы
- 9. Способности
- 10. Темперамент
- 11. Характер
- 12. Ведущая потребность и ведущая деятельность
- 13. Педагогические выводы