logo
Просекова В

Приложение 11. П. Пэпп Подросток

Например, в семье, где обозначившейся проблемой было противоправное поведение сына-подростка, психотерапевт определил, что неприемлемое поведение совпало с началом нового бизнеса у отца и его длительными отлучками из дома в связи с этим. Оно также совпало с уходом из дома старших детей в связи с поступлением в колледж или вступлением в брак. По этой причине мать и сын-подросток надолго оставались одни в доме, в результате чего у них развилась непомерно сильная привязанность друг к другу. Мать, которая ожидала, что после того, как дети вырастут, у нее появится возможность пожить вместе с мужем в свое удовольствие, была горько разочарована и обратилась к сыну за утешением. Она была убеждена, что хорошая жена никогда не жалуется мужу, и гордилась тем, что в течение многих лет оберегала его от проблем, связанных с воспитанием детей.

Сын, на которого удрученность матери производила чрезвычайно сильное впечатление, решил облегчить ее переживания, находясь все время рядом с ней. Когда же этот груз стал ему не по силам, он начал совершать противоправные действия. Вначале мать сама пыталась заниматься проблемами сына, но когда они возросли до такой степени, что ей одной это стало не под силу, она вынуждена была обратиться к мужу. Муж отреагировал тем, что примчался с работы домой и сурово отчитал сына, который на время исправился, пока с наступлением нового цикла все не повторилось.

Психотерапевт сказал семье, что в настоящее время сыну, по-видимому, необходимо продолжать так себя вести, поскольку это был его способ возвращать отца домой к своей матери. Сама мать не могла себе этого позволить, поскольку ей казалось, что это будет изменой по отношению к ее роли хорошей жены. Отец также не мог этого сделать по своей воле, поскольку эмоционально он не был так тесно связан со своей женой, как сын, и не мог чувствовать, когда она страдает от одиночества. Поскольку родители не были в состоянии разрешить проблему своих супружеских отношений, сыну, по всей видимости, необходимо было продолжать делать это за них при помощи вызывающего поведения.

Разумеется, это было неприемлемо для каждого из членов семьи. Мать воскликнула: “Это просто смешно! Почему наш сын должен постоянно иметь неприятности ради спасения нашего брака?” Отец ответил: “Я определенно не нуждаюсь в том, чтобы мой сын заботился о моей жене вместо меня”. А сын с большим чувством заявил: “Пусть они сами решают свои проблемы. Почему они втягивают в это меня?” Когда семья восстает против предписания психотерапевта, начиная его критически обсуждать или отказываясь следовать ему, это и есть желаемая реакция на парадоксальное вмешательство, общеизвестная как “отступление”. Она говорит о том, что члены семьи начали критически относиться к тому, что делают в отношении данной проблемы. По мере того, как психотерапевт продолжает обсуждать дилемму семьи и обрисовывать ей последствия изменения, посылки, исходя из которых действуют члены семьи, продолжают изменяться. Им становится все труднее исходить из своей исходной посылки о том, что сын эмоционально неуравновешен и нуждается в психиатрическом лечении и, в конечном итоге, держаться за свое решение проблемы — изменить поведение сына, ничего не меняя в своем собственном. Каждое парадоксальное сообщение содержит с себе подразумеваемую альтернативу, обращенную в направлении изменения. В вышеприведенном сообщении подразумеваемая альтернатива для матери — это иной способ возвращать отца домой, когда она в нем нуждается, а для отца — проявлять большую чуткость к эмоциональным запросам своей жены.

1 По: А.Б.Орлов. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции

1 По: Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношении, Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-вo ЭКСМО-Пресс, 2000, - 512 с. (Серия «Кафедра психологии»).

1 По: Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношении, Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-вo ЭКСМО-Пресс, 2000, - 512 с. (Серия «Кафедра психологии»).

2 По: Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношении, Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-вo ЭКСМО-Пресс, 2000, - 512 с. (Серия «Кафедра психологии»).

1 По: Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношении, Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-вo ЭКСМО-Пресс, 2000, - 512 с. (Серия «Кафедра психологии»).

1 Дж. Браун , Д. Кристенсен. «Теория и практика семейной психотерапии». СПб: "Питер", серия «Золотой фонд», 2001.

1

1 Черников. Введение в семейную психотерапию. Интегративная модель диагностики. М.: 1998.

1 Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт. – М.: Знание, 1985.

1 Вацлавик П., Бивин Дж, Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. – СПб.: «Речь», 2000.