logo
Просекова В

1.4. Нефункциональная и функциональная коммуникация

Нефункциональный коммуникатор редко повторяет и уточняет, как он и другие используют слова, его средства общения только затуманивают смысл информации, он дает неполную информацию, не заканчивает предложения, полагаясь на воспринимающего, рассчитывая, что тот его дополнит. Он оставляет партнера в неопределенности относительно того, что именно было у него на уме и чего же он, собственно, не договорил. Получатель в свою очередь оперирует той информацией, о которой он догадался. При такой коммуникации очень легко для них не понять друг друга и не прийти к цели.

Функциональный коммуникатор способен твердо выдать свой постулат, то есть дать понять другим людям следующее: что происходит внутри него (какие эмоции он испытывает), что он уже знает или думает, что знает о партнере; чего он ожидает от партнера по коммуникации; какое поведение ему приятно, а какое – нет; каковы его собственные намерения; как партнер выглядит в его глазах. В случае необходимости он может прояснить, что сказано, а также потребовать реакции и быть способным воспринять реакцию, когда она дается.

Таким образом, наиболее существенными моментами, которые необходимы для успешной коммуникации в семье, являются следующие: 1). Человек, посылающий информацию (А) должен четко и ясно выразить свою мысль. 2. Человек, принимающий информацию (Б) должен адекватно прореагировать на нее. 3. А должен быть способным воспринять реакцию, когда она дается. 4. Вербальные и невербальные сообщения должны совпадать в пределах контекста. 5. При возникновении неясностей в процессе коммуникации и А, и Б, должны быть способны прокомментировать и конструктивным образом разрешить их. 6. Для этого А и Б должны быть достаточно рефлексивны.