Стили детско-родительских отношений
Родители могут выражать их любовь или недостаток любви к детям одним или комбинацией четырех главных способов. Родители могут быть теплы и нежны (или холодны и сдержаны), враждебны и агрессивны, или безразличны и пренебрежительны, или они могут участвовать в недифференцированном отторжении (не заботятся о них, не хотят их, не любят их без обязательного наличия ясных поведенческих индикаторов, что родители или сдержанны, агрессивны, или пренебрежительны к ним)1.
Описанные выше характеристики детско-родительских отношений, выраженные в каждом индивидуальном случае в той или иной степени, в сочетании друг с другом создают определенный стиль детско-родительских отношений. Различные диагностики стилей фокусируются либо на одной-двух характеристиках, либо принимают во внимание большинство из них.
Классификация стилей родительского отношения Д. Баумринд строится вокруг распределения контроля и власти и включает три стиля: авторитарный, разрешающий и авторитетный.
Авторитарный родитель стремится контролировать ребенка, требует от него выполнения установленных правил, ценит послушание как добродетель и применяет карательные меры в случае, если деятельность и желания ребенка не соответствуют родительской установке.
Разрешающий родитель позволяет ребенку регулировать его собственные интересы, поведение и активность, не применяя строгих мер против детских импульсов и желаний, выдвигая лишь несколько правил относительно совместной жизни в семье и поведения в социуме. Такой родитель является для ребенка источником удовлетворения его желаний и безнаказанности.
Авторитетный родитель направляет деятельность ребенка в более рациональном ключе, поощряет сомнения и делится своими сомнениями с ребенком относительно собственной воспитательной политики, учитывает собственные права как взрослого и индивидуальные интересы ребенка. Такой родитель предпочитает контроль в сфере детско-родительских отношений, но без репрессивных мер.
Г. Рон Нортон также свидетельствует, что некоторые стили родительского отношения являются более эффективными, по сравнению с другими, для успешной социализации ребенка и его счастья. Д. Баумринд показала в своих исследованиях, что наиболее эффективным и благотворным для ребенка является авторитетный стиль родительского отношения.
Отечественные авторы Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис1 разработали на основе клинического опыта работы с подростками, имеющими разные акцентуации и патологии характера и его статистической обработки следующие типы негармоничных отношений с ребенком:
1. Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.
2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако, в то же время, лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуаций личности доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.
3. Повышенная моральная ответственность. Сочетает высокие требования к ребенку и пониженное внимание к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности.
4. Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте – это воспитание по типу "Золушки". В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями.
5. При жестоком обращении родителей с детьми на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.
6. Гипопротекция (гипоопека). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов
В заключении к этой главе соглашусь с крупнейшим специалистом в области родительско-детских отношений. Американский психолог Г. Рон Нортон определяет родительское отношение как комплексную задачу, требующую чувствительности и рефлексивности к своему поведению с ребенком и готовность его изменять в случае необходимости. Автор подчеркивает важность доброй воли и личного желания решить эту задачу.
Резюме
Родительское отношение — это особый опыт общения, интегрирующий образы родителя и ребенка и необходимо сочетающий в себе следующие черты: непрерывность во времени, возрастная изменяемость, баланс полярных позиций, потребность заботиться, ответственность и эмоциональная значимость. Существуют как более эффективные, по сравнению с другими, для успешной социализации ребенка и его счастья стили родительского отношения, так и менее эффективные и даже деструктивные стили. Родительская теплота, забота и близость связаны с положительными результатами детского воспитания, независимо от того, является ли родитель матерью или отцом.
- Содержание
- § 1. Потребности, реализуемые в семье. Функции семьи 45
- § 2. Семейная структура и семейные роли 51
- § 1. Потребности, реализуемые в семье. Функции семьи 51
- § 2. Семейная ролевая структура и семейные роли 58
- § 3. Семейная структура и семейные роли 64
- Предисловие
- Методические материалы рабочая программа дисциплины Пояснительная записка
- Тематический план
- Глава 5. Динамика семейных отношений
- Глава 6. Супружеские отношения
- Рекомендации по самостоятельной работе студента
- Указания по подготовке к практическим занятиям
- Указания к промежуточной аттестации с применением балльно-рейтинговой системы оценки знаний
- Теоретические материалы Глава 1. Психология взаимоотношений общества и семьи 1
- § 2. Семейная структура и семейные роли1
- § 1. Потребности, реализуемые в семье. Функции семьи2
- § 2. Семейная ролевая структура и семейные роли1
- § 3. Семейная структура и семейные роли
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Динамика семейных отношений § 1. Микродинамика семейных отношений
- 1.1. Циркулирование информации в семье
- 1.2. Стиль эмоциональной коммуникации
- Паттерны взаимодействия
- 1.4. Нефункциональная и функциональная коммуникация
- 1.5. Метакоммуникация
- § 2. Макродинамика семейных отношений2
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Супружеские отношения
- § 1. Психологические задачи брака
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Отношения между родителями и детьми
- Эмоциональная значимость.
- Асимметричность родительско-детских отношений.
- Амбивалентность детско-родительских отношений
- Стили детско-родительских отношений
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Психологическая помощь семье
- § 1. Психодинамический подход в психотерапии семьи
- § 2. Экспериентальный подход в психотерапии семьи
- § 3. Бихевиоральный подход в психотерапии семьи
- § 4. Расширенные семейные системы1
- § 5. Коммуникативный подход
- Вопросы для самопроверки
- Заключение
- Практикум Тема «Семейные роли и семейная ролевая структура»
- Тема «Контекст расширенной семьи»
- Тема «Макродинамика семейных отношений»
- Тема «Микродинамика семейных отношений»
- Тема «Психологические задачи брака»
- Тема «Детско-родительские отношения»
- Тема «Психологическая помощь супружеской паре»
- Задания для контроля Тесты для самоконтроля
- Тема «Структура семейных отношений»
- Тема «Динамика семейных отношений»
- 2. Крайним вариантом парадоксальной коммуникации является
- 3. Соответствие между названием стиля воспитания и его содержанием.
- 4. Соответствие между названием и содержанием стиля воспитания:
- 6. Парадоксальные послания родителей не приводят к негативному результату, если
- 7. Термин «двойной зажим» введен
- 8. Отношение доминирующей гиперпротекции родителей к ребенку состоит в
- Тема «Психологическая помощь семье»
- Ключи к тестам для самоконтроля
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Глоссарий
- Список источников информации Основная литература
- Дополнительная литература
- Приложение 2. Дж. Браун, д. Кристенсен Семья Боббсов1
- Приложение 3. Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре
- Консультационное исследование семейных ценностей
- Интерпретация шкал семейных ценностей
- Ролевая адекватность супружеской пары
- Приложение 4. А. Черников Скрытые пружины супружеского выбора1
- Приложение 5. П. Пепп Супружеские пары1
- Приложение 6. П. Пепп Опасность в лесу: Лиса и Сатир1
- Приложение 7. П. Пэпп Реверсирование в расширенной семье
- Приложение 8. Дж. Зинкер Джон и Диана: интерактивный цикл
- Приложение 9. Мать внутри матери
- Приложение 10 д.В. Винникот. Случай госпожи х1
- Приложение 11. П. Пэпп Подросток
- 2Варга а.Я. Системная семейная психотерапия. Журнал практической психологии и психоанализа. Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций, июнь 2000 г.