Вопросы для подготовки к экзамену
1. Социальные (внешние) и психологические (внутренние) проблемы семьи.
2. Основные проблемы курса психологии семейных отношений как научной дисциплины.
3. Организационные и методологические трудности практического психолога, работающего с семьей.
4. Предмет, цели, задачи курса психологии семейных отношений.
5. Определение понятий брака и семьи. Сравнительный анализ нескольких определений понятия «семья».
6. Психология взаимодействия общества и семьи.
7. Социальное пространство семейных отношений как исторический контекст семейных отношений.
8. Генезис семейных отношений. Сравнительный анализ подходов к изучению генезиса.
9. Сравнительный анализ функций семьи с позиций: социологии, психологии семьи, семейной психотерапии, социальной педагогики.
10. Обзор научных теорий, рассматривающих семью как необходимый элемент развития общества.
11. Обзор научных теорий, рассматривающих семью как самостоятельный предмет изучения.
12. Сиблинговые отношения. Теория корреляции между базисными характеристиками личности и порядком рождения детей в семье. Значение для стабильного супружества положения, которое каждый из супругов занимал среди своих братьев и сестер.
13. Клановое пространство как архаический контекст семейных отношений.
14. Диагностика кланового пространства семейных отношений. Проиллюстрировать на примере одной семьи особенности диагностики кланового пространства.
15. Пространство семейных отношений. Определение. Основные параметры.
16. Психологические задачи брака, решение которых приводит к удовлетворяющим отношениям.
17. Различные типологии отношений между партнерами в браке, их прогностическая ценность для психологической работы с парой.
18. Недифференцированность супругов (М. Боуэн) и тип отношений: супружеский конфликт, адаптация одного из супругов, триангуляция, дистанцирование.
19. Понятие микродинамики семейных отношений. Параметры анализа.
20. Динамика семейных отношений: определение, сущность, функции.
21. Семья как целостная система.
22. Цикл развития семейных отношений. Определение. Этапы. Сущность, задачи каждого этапа.
23. Стадия «монады». Задачи этапа.
24. Стадия заключения брака. Задачи этапа.
25. Стадия рождения первого ребенка. Задачи этапа.
26. Стадия пубертата первого ребенка. Задачи этапа.
27. Стадия «опустевшего гнезда». Задачи этапа.
28. Стадия смерти одного из супругов. Задачи этапа.
29. Кризисы семейных отношений. Определение. Нормативные, ненормативные кризисы.
30. Конструктивные, деструктивные пути выхода из кризиса.
31. Структура семейных отношений: определение, раскрыть сущность понятий.
32. Супружеские отношения. Основные характеристики супружеских отношений.
33. Распределение ролей семье. Конвенциональные и межличностные роли. Понятие патологизирующей роли.
34. Проблема распределения власти. Типы главенства в семье.
35. Супружеская совместимость. Теории супружеской совместимости.
36. Детско-родительские отношения. Основные характеристики детско-родительских отношений.
37. Семейная история (тема), проблема, вокруг которой формируется повторяющийся в семье конфликт. Наследование внутрисемейных паттернов отношений. Понятие трансмиссии (М. Боуэн).
38. Супружеские отношения как условие формирования личности ребенка.
39. Ребенок как отражение семейных отношений.
40. Качества семейных отношений.
41. Сценарии семейных отношений.
42. Эмоциональный тон семейных отношений.
43. Психология сексуальных отношений.
44. Структурные проблемы семьи и их диагностика.
45. Мифы семейных отношений. Определение. Сущность. Функции. Свойства.
46. Роль мифов в пространстве семейных отношений. Проиллюстрировать на примере.
47. Методы диагностики семейных отношений. Достоинства и ограничения.
48. Психотерапия семьи. Основные направления оказания помощи семье: индивидуальная и системная ориентации.
49. Экспериентальный подход в работе с семьей. Методологические принципы, методы.
50. Основные подходы семейной психотерапии. Концептуальные основы. Цели, задачи. Методы коррекции.
51. Сопоставить между собой психоаналитический и системный подходы. Концептуальные основы. Цели, задачи. Методы коррекции.
52. Профессиональная специфика семейной психотерапии: проблемы, способы решения, профессиональная этика
- Содержание
- § 1. Потребности, реализуемые в семье. Функции семьи 45
- § 2. Семейная структура и семейные роли 51
- § 1. Потребности, реализуемые в семье. Функции семьи 51
- § 2. Семейная ролевая структура и семейные роли 58
- § 3. Семейная структура и семейные роли 64
- Предисловие
- Методические материалы рабочая программа дисциплины Пояснительная записка
- Тематический план
- Глава 5. Динамика семейных отношений
- Глава 6. Супружеские отношения
- Рекомендации по самостоятельной работе студента
- Указания по подготовке к практическим занятиям
- Указания к промежуточной аттестации с применением балльно-рейтинговой системы оценки знаний
- Теоретические материалы Глава 1. Психология взаимоотношений общества и семьи 1
- § 2. Семейная структура и семейные роли1
- § 1. Потребности, реализуемые в семье. Функции семьи2
- § 2. Семейная ролевая структура и семейные роли1
- § 3. Семейная структура и семейные роли
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Динамика семейных отношений § 1. Микродинамика семейных отношений
- 1.1. Циркулирование информации в семье
- 1.2. Стиль эмоциональной коммуникации
- Паттерны взаимодействия
- 1.4. Нефункциональная и функциональная коммуникация
- 1.5. Метакоммуникация
- § 2. Макродинамика семейных отношений2
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Супружеские отношения
- § 1. Психологические задачи брака
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Отношения между родителями и детьми
- Эмоциональная значимость.
- Асимметричность родительско-детских отношений.
- Амбивалентность детско-родительских отношений
- Стили детско-родительских отношений
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Психологическая помощь семье
- § 1. Психодинамический подход в психотерапии семьи
- § 2. Экспериентальный подход в психотерапии семьи
- § 3. Бихевиоральный подход в психотерапии семьи
- § 4. Расширенные семейные системы1
- § 5. Коммуникативный подход
- Вопросы для самопроверки
- Заключение
- Практикум Тема «Семейные роли и семейная ролевая структура»
- Тема «Контекст расширенной семьи»
- Тема «Макродинамика семейных отношений»
- Тема «Микродинамика семейных отношений»
- Тема «Психологические задачи брака»
- Тема «Детско-родительские отношения»
- Тема «Психологическая помощь супружеской паре»
- Задания для контроля Тесты для самоконтроля
- Тема «Структура семейных отношений»
- Тема «Динамика семейных отношений»
- 2. Крайним вариантом парадоксальной коммуникации является
- 3. Соответствие между названием стиля воспитания и его содержанием.
- 4. Соответствие между названием и содержанием стиля воспитания:
- 6. Парадоксальные послания родителей не приводят к негативному результату, если
- 7. Термин «двойной зажим» введен
- 8. Отношение доминирующей гиперпротекции родителей к ребенку состоит в
- Тема «Психологическая помощь семье»
- Ключи к тестам для самоконтроля
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Глоссарий
- Список источников информации Основная литература
- Дополнительная литература
- Приложение 2. Дж. Браун, д. Кристенсен Семья Боббсов1
- Приложение 3. Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре
- Консультационное исследование семейных ценностей
- Интерпретация шкал семейных ценностей
- Ролевая адекватность супружеской пары
- Приложение 4. А. Черников Скрытые пружины супружеского выбора1
- Приложение 5. П. Пепп Супружеские пары1
- Приложение 6. П. Пепп Опасность в лесу: Лиса и Сатир1
- Приложение 7. П. Пэпп Реверсирование в расширенной семье
- Приложение 8. Дж. Зинкер Джон и Диана: интерактивный цикл
- Приложение 9. Мать внутри матери
- Приложение 10 д.В. Винникот. Случай госпожи х1
- Приложение 11. П. Пэпп Подросток
- 2Варга а.Я. Системная семейная психотерапия. Журнал практической психологии и психоанализа. Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций, июнь 2000 г.