logo search
курс лекций

Использование методик специалистами-смежниками

Отдельные, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты в смежных с психологией областях: учи­теля, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр. При этом спе­циалист-пользователь должен:

а) предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно аттестованными методиками;

б) если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиаг­ностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиаг­ностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики.

в) пользователь, получающий доступ к «п-методикам», автомати­чески берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны;

г) пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он так же, как психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация;

д) методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами;

е) любой пользователь методик (тестов) содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик.

Все приведенные требования находятся в соответствии с междуна­родными профессионально-этическими стандартами, принятыми в ра­боте психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратко сформулированы в виде следующих принципов: 1) ответственности, 2) компетентности, 3) этической и юридической правомочности, 4) ква­лифицированной пропаганды психологии, 5) конфиденциальности, 6) благополучия клиента, 7) профессиональной кооперации, 8) инфор­мирования клиента о целях обследования, 9) морально-позитивного эффекта исследования.

Тема: Методы психодиагностических исследований взрослых людей

( 4 часа)

При раскрытии содержания данной темы необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1. Характеристика проективных методик.

2. Психодиагностика личностных черт (тест-опросники и субъективное шкалирование).

3. Методика оценки самочувствия человека.

4. Психодиагностика мотивации

5. Измерение мотивации достижения