logo
курс лекций

Вопрос 1. Понятие о психодиагностике.

Психологическая диагности­ка — об­ласть психологической науки, разрабаты­вающая принципы, пути и приемы распоз­нания, оценки и измерения ииндивидуально-психологических особенностей лично­сти.

Структура современной П. д.: а) об­щая теория психологического измерения, б) частные теории и методики измерения свойств и поведения личности, в) теории и методики оценивания, или внетестовая диагностика.

Понятие П. д. появляется в 1921 г. и принадлежит Г. Роршаху, назвавшему так обследование с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Со­держание этого понятия вскоре суще­ственно расширяется, и под П. д. начи­нают понимать все то, что связано с изме­рением индивидуально-психологических различий. Впоследствии, в 30-40-е гг., в связи с возникновением проективной пси­хологии личности и отнесением теста Роршаха к проективным методикам за по­нятием П. д. закрепляется достаточно об­ширная, но тем не менее ограниченная об­ласть исследований, связанных с теорией и практикой этих методик, являющихся в известном смысле антиподами традицион­ных психометрических. Тем самым П. д. отделяется от психологического тестиро­вания.

Сегодня в зарубежной литературе по­нятие П. д. используется: 1) как синоним психологического тестирования, 2) как получение данных о личности с помощью проективных методик (а также их разра­ботка), 3) как теория и практика оценки психического состояния больных с помо­щью психологических тестов (в данном случае исходят из предложения ряда ав­торов, напр. С. Розенцвейг (1949), сохра­нить термин «диагноз» исключительно для обозначения каких-либо расстройств, отклонений). В советской психологии по­нятие П. д. для обозначения соответству­ющей области исследований появляется в конце 60-х гг.

Предыстория П. д. исчисляется многи­ми веками. Первые «тесты», предназна­ченные для определения индивидуальных психологических различий, были извест­ны более 4000 лет назад. История древ­нейших цивилизаций дает тому немало свидетельств. Достаточно вспомнить о том, что в Древнем Китае за 2200 лет до Рождества Христова была создана систе­ма отбора чиновников, которая охватывала весьма широкий спектр «проявлении личности» — от умения писать до поведе­ния в быту (подобной нет и по сей день!). Уже Платон хорошо понимал значение природных задатков, делающих людей не только отличающимися друг от друга, но влияющих и на их способности к тому или иному делу.

В конце XIX века в психологию прони­кает и быстро завоевывает популярность идея измерения. Психологическая наука получает возможность количественного выражения индивидуальных различий. Это способствует зарождению П. д., оформление которой в качестве самосто­ятельной области исследований заверша­ется в 20-е гг. нашего столетия. Значи­тельный вклад в становление П. д. внесли труды Ф. Гальтона, Дж. Кэттелла, Г. Эббингауза, Э. Крепелина, А. Бине и его сотр., других пионеров измерения индиви­дуальных различий.

Начавшись с попыток «охватить чис­лом операции ума» (Ф. Гальтон, 1879), с первых тестов интеллекта П. д. под не­посредственным воздействием обще­ственной практики пробует, и небезус­пешно, свои силы в измерении других ин­дивидуально-психологических особеннос­тей. Уже в 20-е гг. появляются прообразы тех инструментов исследования личнос­ти, которые позднее будут названы проек­тивными методиками и опросниками. Однако этот период знаменуется и обра­зованием постепенно углубляющегося в П. д. разрыва между практикой и теорией. Заметное отставание теоретического уровня осмысления явлений, на измере­ние которых направлена П. д., от ее методического оснащения сохраняется и сегодня. Развитие П. д. с самого начала теснейшим образом связано с появлением и совершенствованием математико-статистического аппарата, и, прежде всего корреляционного анализа и факторного анализа. С помощью психометрии и психометрии дифференциальной П. д. обосновывает требования, предъявляе­мые к измерению индивидуально-психо­логических различий.

В 40-50-е гг. в мировой П. д. сфор­мировались основные диагностические подходы, была в той или иной степени завер­шена разработка всех наиболее извест­ных тестов (Векслера интеллекта измерения шкалы, Роршаха тест, Те­матической апперцепции тест, «Шес­тнадцать личностных факторов» оп­росник). В создаваемых в последующие годы за рубежом тестах, несмотря на не­уклонное возрастание их количества, нет принципиально новых идей и решений. Период временного затишья в П. д. пре­кращается в 60-е гг. обращением исследо­вателей к анализу ситуаций, в которых осуществляется поведение.

Стимулом послужили работы, в кото­рых обосновывалось положение о том, что вариативность поведения объясняет­ся не индивидуально психологическими различиями, на которые прежде всего на­целена П. д., а ситуационными (В.Ми­шель, 1968 и др.). Хотя дискуссии продол­жаются и поныне, большинство исследо­вателей считают необходимым учет взаи­модействия индивидуально-психологичес­ких и ситуационных переменных, Это ста­вит перед П. д. задачу разработки новых инструментов исследования, более на­дежных и валидных, нежели имеющиеся сегодня.

В развитии П. д. в СССР можно выде­лить два периода. Первый следует отнес­ти к началу 20-х — до середины 30-х гг. Это годы массового применения тестов в народном образовании, профотборе и профориентации. Для того уровня разви­тия П. д. характерным является широкое заимствование зарубежных тестов. Со­здавались и собственные методики, но им, как правило, не хватало серьезного теоретического и экспериментального обосно­вания. Результаты тестовых обследова­ний нередко рассматривались в качестве решающих, абсолютизировались. В то же время советскими учеными был выдвинут ряд прогрессивных идей, разработка кото­рых могла бы способствовать развитию П. д. в нашей стране,

В эти годы в области П. д. плодотвор­но работали М.Я.Басов, М. С. Бернштейн, П. П. Блонский, С. Г. Геллерштейн, Н. Д. Левитов, А. М. Мандрыка, Г. И. Россолимо, М. Ю. Сыркин, И. П. Шпильрейн, А. М. Шуберт и др. Особо хотелось бы сказать о вкладе в развитие советской П. д. крупнейшего психолога Л. С. Выгот­ского. Его идея о диагнозе психологичес­ком в работе «Диагностика развития и пе­дагогическая клиника трудного детства», вышедшей в свет в 1936 г., сохраняет свое значение и сегодня.

Постановлением ЦК ВКП(б) «О педо­логических извращениях в системе наркомпросов» (1936) был наложен запрет на применение бессмысленных (как там от­мечалось) тестов. По существу, данным постановлением были прекращены все психодиагностические исследования. По­надобилось около 40 лет, чтобы это на­правление исследований было полностью восстановлено в своих правах.

В конце 60-х гг. начинается второй пе­риод развития советской П. д., отмечен­ный бурными дискуссиями о месте ее в си­стеме психологического знания, принци­пах и методах, об отношении к зару­бежному опыту. Постепенно дискуссии уступают место взвешенному научному анализу существующих проблем, поиску их решения (В. М. Блейхери, Л. Ф. Бурлачук, 1978; Бурлачук, 1979; Е. Т. Соколова, 1980; Психологическая диагностика: Про­блемы и исследования, 1981; М. М. Ка­банов, А. Е. Личко и В. М. Смирнов, 1983; Б.В.Кулагин, 1984; В.М.Мельников и Л. Т. Ямпольский, 1985: Общая психоди­агностика, 1987 и др.).

Задачи, стоящие ныне перед П. д., сложны и многообразны. Нет такой обла­сти практического приложения психоло­гического знания, которая не нуждалась бы в помощи со стороны П. д. В то же вре­мя требуют безотлагательного решения методологические проблемы П. д., связан­ные с разработкой, как общей теории, так и отдельных направлений исследований.

Психодиагностика — и теоретическая дисциплина, и сфера прак­тической деятельности психолога.

Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматри­вает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью ко­торых осуществляется переход от признаков или индикаторов опреде­ленного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных». Иногда такие правила сравнительно просты, иногда довольно сложны, в одних случаях «встроены» в сам диагностический инструмент, в других — требуют особой работы с диагностическими показателями — стандарт­ного сравнения профилей, расчета интегральных показателей, сопостав­ления с альтернативными диагностическими пробами, экспертной интер­претации, выдвижения и отбрасывания гипотез.

Психодиагностика как теоретическая дисциплина тесно связана с соответствующими предметными областями психологической пауки.

Выделяемая для психодиагностики переменная должна иметь тео­ретический смысл в соответствующей области науки и практическую значимость для решения той или иной научной или прикладной задачи. Теоретическая обоснованность выделения, например, тех или иных личностных черт, тех или иных мотивов — непременное условие успеш­ности разработки диагностической процедуры, недооценка которого приводит к построению «фантомной» психодиагностики: ищутся спо­собы выявления того, чего на самом деле не существует.

Связь психодиагностики, с одной стороны, и теоретико-эксперимен­тальной психологии — с другой, имеет двусторонний характер. Пси­ходиагностика в целом не только воплощение понятий соответствую­щих дисциплин в конкретных методиках, но и способ проверки истин­ности теоретико-психологических построений. Если, например, предпо­лагается, что деятельность людей существенно отличается по мотивам, то должны быть найдены методы, выявляющие различные мотивы у разных людей. Если предполагается, что не существует психически здорового человека, который не имел бы какой-либо мотивации, то не может существовать валидных методов, которые бы диагностировали отсутствие всякой мотивации у конкретного лица, не являющегося пси­хически больным. Если бы относительно некоторых теоретически выде­ленных мотивов оказалось невозможным обнаружить дифференциаль­но-психологические различия или была бы обнаружена группа психи­чески здоровых людей, у которых отсутствовала всякая мотивация, то это означало бы существенную недоработку самого понятия мотива.

Общая психодиагностика преимущественно связана с общей, со­циальной и дифференциальной психологиями, частная психодиагно­стика — с такими областями психологии, как медицинская, возраст­ная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т. д.

Третье основание психодиагностики — практические сферы при­менения психологического знания, которые выдвигают психодиагности­ческие задачи и обосновывают выделение комплексных, интегральных переменных, выступающих как объекты психодиагностики. Так, напри­мер, существуют профессии, в которых чрезвычайно важна стрессоустойчивость — способность сохранять контроль и работоспособность в угрожающих ситуациях. Значимость этой переменной выделена прак­тикой — если бы не существовало профессий, которые связаны со стрессом, не было бы необходимости ее диагностировать. Однако прак­тика не только показывает важность того или иного качества, свой­ства, но позволяет выделить и само диагностируемое качество. Науч­ная психология пытается выразить эти качества через систему поня­тий; в результате такие комплексные понятия, как стрессоустойчивость, профессиональная эффективность, способность и т. д., выража­ются через систему базисных психологических понятий, таких, как потребности, мотивы, умения, установки. Конечно, такой переход от практически, эмпирически выделенных переменных к их выражению в теоретических понятиях происходит не сразу и не автоматически. За­частую происходит параллельная диагностическая разработка эмпири­чески, практически важных комплексных (не только психологических по природе) переменных, более теоретически проработанных, но все же описательных психологических переменных (например, черты, спо­собности) и, наконец, наиболее теоретичных психологических конструк­тов (например, познавательные функции, мотивы, когнитивная органи­зация, самоотношение и т. д.).

Таким образом, теоретическая психодиагностика задается пере­числением трех областей психологического знания: предметной обла­стью психологии, изучающей данные явления, психометрикой — наукой об измерении индивидуальных различий в диагностируемых перемен­ных и практикой использования психологического знания.

Практическая психодиагностика относится к теоретической так же, как инженерная эксплуатация техники к ее разработке и конструиро­ванию. Как и всякая эксплуатация достаточно сложных устройств в реальных, «полевых» условиях, практическая психодиагностика пред­полагает полезные навыки и интуицию, и богатый клинический, да и житейский опыт. Помимо этого практическая психодиагностика пред­полагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психо­диагностической работы. Так, практик-психодиагност должен понимать и уметь квалифицировать условия проведения обследования и учиты­вать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормативами. Например, если при проведении обследования какие-то элементы обста­новки насторожили обследуемого и ситуация обследования преврати­лась для него в ситуацию экспертизы, то это обстоятельство может сделать невозможным сопоставление индивидуального результата с нормами, если последние были получены в ситуации доверительного контакта. И наоборот, если нормы получены в ситуации экспертизы, а конкретное обследование имеет доверительный характер, то соот­несение с нормами также становится некорректным. Все это психо­диагност-практик должен не только знать, он должен выяснить, как воспринимает ситуацию обследуемый. Практическая психодиагностика предполагает также учет мотивации клиента на обследование и знание способов ее поддержания, умение оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред обследуемому, способность представлять информацию для заказ­чика и многое другое.